Interested Article - Сарьян, Мартирос Сергеевич

Мартиро́с Серге́евич Сарья́н ( арм. Մարտիրոս Սերգեի Սարյան ; 16 [28] февраля 1880 , Нахичевань-на-Дону , область Войска Донского , Российская империя 5 мая 1972 , Ереван , Армянская ССР , СССР ) — армянский и позднее советский художник , живописец и график , один из основоположников национальной школы армянской живописи; мастер пейзажа и натюрморта , сценограф и иллюстратор . Народный художник СССР (1960). Герой Социалистического Труда (1965). Лауреат Ленинской (1961) и Сталинской премии второй степени (1941).

Биография

Предки Сарьяна и переезд в Нахичевань-на-Дону

Предки Сарьяна были выходцами из Ани , которые переселились в Крым , а затем в приазовские степи России. До 1896 года они носили фамилию Сариевы. Родители будущего художника владели небольшим участком земли на берегу речки Самбек . В семье было девять детей .

Детские и юношеские годы

Мартирос Сарьян родился в 1880 году в патриархальной армянской семье в Нахичевани-на-Дону (ныне часть Ростова-на-Дону ) Ростовского уезда Екатеринославской губернии . В 1887 году его отправили учиться вместе с братом в общеобразовательное армяно-русское городское училище Новой Нахичевани. В 1891 году от холеры умер отец Мартироса и заботу о семье взял на себя старший брат Ованнес. После окончания городского училища в 1895 году Мартироса устроили в почтовую рассыльную контору . В свободное от работы время Сарьян перерисовывал картинки из журналов и делал наброски посетителей конторы. Семья поддерживала увлечение и приняла решение отправить его на обучение в Москву. Ованнес познакомил брата со своим приятелем, художником Амаяком Арцатбаняном , который подготовил Мартироса к вступительным экзаменам .

Учеба в Москве

В 1897 году Мартирос прошел конкурс и до 1903 года учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (ныне Московский художественный институт имени В. И. Сурикова ). В училище Сарьян дружил с Владимиром Половинкиным, Кузьмой Петровым-Водкиным , Николаем Сапуновым , Павлом Кузнецовым и Петром Уткиным . Начиная с 1900 года он активно участвовал в зимних внеклассных выставках студенческих работ . В 1901—1904 годах предпринял поездку на историческую родину , посетив Лори , Ширак , Эчмиадзин , Ахпат , Санаин , Ереван и Севан . Именно в этих поездках были написаны его первые пейзажи. Закончив училище с двумя серебряными медалями, он поступил в мастерские В. А. Серова и К. А. Коровина .

Художник Мартирос Сарьян (второй снизу слева) рядом с хачкаром в армянском монастыре Санаин в 1902 году
Ростов-на-Дону. Дом, где в 1919—1921 годах жил М. С. Сарьян.
А. Сарксян , М. Сарьян, А. Даниэлян , С. Мартиросян , А. Исаакян , В. Вагаршян

Выставки и путешествия

В период с 1903 по 1907 год, в начале своего художественного творчества, Сарьян активно занимался акварелью, создавая цикл работ под названием «Сказки и сны». Эти произведения были представлены на выставке «Алая роза» в Саратове в 1904 году, а через три года в Москве .

В 1900-х годах участвовал в выставках художественных объединений « Голубая роза », « Золотое руно », « Союз русских художников », « Мир искусства », « Четыре искусства ». Сильное влияние на стиль художника оказала живопись Поля Гогена и Анри Матисса .

С 1910 по 1913 год совершил ряд поездок в Турцию , Египет и Иран . Во время своих поездок Сарьян проявлял интерес к памятникам древнего искусства и культуре Древнего Египта . Привлекшие его внимание египетские маски нашли отражение и в его картинах, таких как «Портрет Егише Чаренца », «Моя семья», «Египетские маски» . После поездки в Турцию Сарьян создал картину « Константинопольские собаки », которая была показана на второй выставке постимпрессионистов в 1912 году в лондонской галерее Графтон . В 1915 году приехал в Эчмиадзин , чтобы помогать беженцам из Турецкой Армении . В 1916 году приехал в Тифлис и женился на Лусик Агаян, дочери армянского писателя Г. Агаяна . Тогда же участвовал в организации Общества армянских художников и « Союза армянских художников ». В том же году оформил изданную В. Брюсовым «Антологию армянской поэзии».

После Октябрьской революции 1917 года приехал с семьёй в РСФСР . В 1918—1919 годах жил в Нахичевани-на-Дону. Стал инициатором создания и первым директором Армянского краеведческого музея в Ростове-на-Дону. Сотрудничал с театром « Театральная мастерская ». В 1921 году принял участие в оформлении спектакля «Принцесса Турандот» в Ростовском музыкальном театре .

В 1928—1929 годах участвовал в выставках в Ереване и в Москве. В 1930 году в Одесском оперном театре прошла премьера оперы «Алмаст» А. Спендиарова с оформлением Сарьяна. В 1932 году в театре им. Станиславского в Москве была поставлена опера « Золотой петушок » Н. Римского-Корсакова , второй акт которой был оформлен Сарьяном.

В 1934 году Сарьян посетил Туркмению , где создал серию картин, в которых проявляется его любовь к Востоку. Он иллюстрировал поэму персидского поэта Фирдоуси «Рустам и Сухраб» под редакцией известного армянского поэта Е. Чаренца .

В 1951 году лечил сердце в санатории « Узкое » в Подмосковье . В этот период Сарьян развивался в портретном жанре. Среди созданных им портретов были изображения астрофизика В. Амбарцумяна , поэтесс А. Ахматовой и С. Капутикян , писателя И. Эренбурга и композитора Д. Шостаковича .

В 1965 году художник отметил свой 85-й юбилей, проведя персональные выставки в Москве и Ереване. За свои достижения он получил звание Героя Социалистического Труда . На киностудии « Арменфильм » сняли фильм «Мартирос Сарьян», режиссёром которого был Л. Вагаршян , сценарий написан И. Эренбургом, а музыку написал Л. Сарьян .

В ноябре 1967 года был открыт Дом-музей Мартироса Сарьяна в Ереване. В музее представлены его работы, включая живопись, графику и скульптуру. Также были организованы персональные выставки в Румынии , Чехословакии , Венгрии , ГДР .

Переезд в Армению

В 1921 году по приглашению председателя Совета народных комиссаров Армении А. Мясникяна переехал в Армению. С тех пор посвятил жизнь изображению её природы. В Ереване он организовал Государственный музей археологии, этнографии и изобразительного искусства, а также принял участие в создании Ереванского художественного училища и Товарищества работников изобразительного искусства . В числе работ в эти годы — создание герба Советской Армении и оформление занавеса первого армянского государственного театра.

В 1926—1928 годах жил и работал в Париже , в недорогой квартире на берегу Сены . За полтора года было создано почти 40 картин, из которых только четыре были написаны с натуры — пейзажи парижских улиц и набережных, в то время как остальные произведения относятся к Армении и выполнены в характерном стиле Сарьяна. Большая часть его работ, выставленных в 1928 году в парижской галерее Жерар, сгорела во время пожара на корабле при возвращении на родину. Осталось всего несколько этюдов, которые у художника были с собой. Это происшествие Сарьян описал в своей книге «Из моей жизни» .

В 1930-х годах главной темой художника остаётся природа Армении. Также писал многочисленные портреты («Р. Н. Симонов»; «А. Исаакян»; «Автопортрет с палитрой») и яркие натюрморты («Осенний натюрморт»). Работал также как книжный график («Армянские народные сказки», 1930, 1933, 1937) и как театральный художник (декорации и костюмы к опере « » А. Спендиарова в , 1938—1939, Ереван; « » А. Степаняна , «Давид бек» Тиграняна , « Филумена Мартурано » Э. де Филиппо и др.).

В 1932 году в Ереване было завершено строительство дома с мастерской для Сарьяна. Решение о создании специальных условий для его жизни и работы было принято правительством Армении в 1924 году после успеха художника на Венецианской международной выставке.

В 1936 году Сарьян декорировал спектакль «Тигран» в Ростовском театре имени Максима Горького , основанный на пьесе нахичеванского драматурга Фёдора Готьяна. Николай Мордвинов сыграл роль Тиграна, а Сарьян написал портрет знаменитого актёра .

В начале 1937 года органами НКВД Армении было принято решение — изъять из музеев и сжечь 12 портретов «врагов народа» из числа видных государственных деятелей и представителей интеллигенции. Чекистам удалось предать огню 11 работ. 12-я пропала. С риском для жизни «Портрет поэта Егише Чаренца» спасли музейные работники, надёжно спрятав его .

В 1939 году художник создал крупное панно с пейзажем Армении для армянского павильона на сельскохозяйственной выставке в Москве .

В период Второй мировой войны Сарьян получил некоторую свободу в творчестве и cоздал серию портретов известных деятелей культуры, включая Г. Ачаряна , И. Орбели , С. Малхасяна , А. Хачатуряна , М. Лозинского и А. Эфроса . За пять лет он написал более 200 картин.

Путешествуя по Армении и много работая, Сарьян вновь стал заниматься жанром пейзажа. За цикл работ под названием «Моя Родина», выпущенный в 1961 году, он был удостоен Ленинской премии .

Общественная и политическая жизнь

Во время Первой мировой войны активно участвовал в художественной общественной жизни, работал в Армянском этнографическом обществе в Тифлисе .

Оказывал помощь и поддержку поэтессе Мариэтте Шагинян , открывшей художественное училище в Ростове и организовавшей Товарищество профессиональных художников .

Сыграл важную роль в сохранении церкви Сурб Хач в Ростове-на-Дону, когда в советские годы встал вопрос о её сносе.

Академик АХ СССР (1947). Член Союза художников СССР . Председатель Союза художников Армянской ССР (1947—1951). Действительный член АН Армянской ССР (1956).

Депутат Верховного Совета СССР 2—4-го созывов (1946—1958). Депутат Верховного Совета Армянской ССР с 1959 года.

В 1966 году был награжден Государственной премией Армянской ССР .

Последние годы жизни

За свою жизнь Сарьян создал около четырёх тысяч произведений, включая пейзажи, портреты и натюрморты. В конце своей творческой деятельности Мартирос вернулся к стилю ранних работ из цикла «Сказки и сны», передавая в них свою любовь к родине

Мартирос Сарьян скончался 5 мая 1972 года в Ереване . Похоронен в пантеоне парка им. Комитаса .

Семья

Награды и звания

Труды

Работы художника находятся в собраниях:

Основные произведения

  • «Улица. Полдень», 1911
  • «Константинопольские собаки», 1911
  • «Натюрморт. Виноград», 1911
  • «Армянка с сазом» 1915
  • В армянской деревне, 1901
  • «Сказки и сны», цикл акварелей, 1903—1908
    • «Сказка», 1904
    • «Король с дочерью», 1904
    • «У подножия Арарата », 1904
    • «У родника», 1904
    • «Чары Солнца», 1905
    • «В ущелье Ахуряна », 1905
    • «Комета», 1907
    • «Вечер в горах», 1907
    • «В тени», 1908
    • «У колодца», 1908
  • «Гиены», 1909
  • «Автопортрет», темпера, 1909
  • «Фруктовая лавочка», 1910
  • «Финиковая пальма», темпера, 1911
  • «Утро. Зелёные горы», 1912
  • «Цветы Калаки», 1914
  • «Портрет поэта Цатуряна », 1915
  • «Гора Шамирам », 1922
  • «Ереван», 1923
  • «Горы Армении», 1923
  • «Армения», 1923
  • «Пёстрый пейзаж», 1924
  • «Газели», 1926
  • «К роднику», 1926
  • «Портрет архитектора А. Таманяна », 1933
  • Иллюстрации к сборникам «Армянские народные сказки», 1930, 1933, 1937
  • «Горный пейзаж», 1942
  • «Автопортрет с палитрой», 1942
  • «Апрельский пейзаж», 1944
  • « Бжни . Крепость», 1946
  • «Колхоз села Кариндж в горах Туманяна», 1952
  • «Груши», 1957
  • «Земля», 1969
  • «Портрет Р. Н. Симонова»
  • «Портрет А. С. Исаакяна»
  • «Цветы и фрукты»
  • «Долина Арарата»

Галерея

Память

Библиография

  • Сарьян М. С. Из моей жизни. [Юбилейное издание]. — М.: Изобразительное искусство, 1970. — 384 с., ил.
  • Сарьян М. С. Из моей жизни. 2-е изд. — М.: Изобразительное искусство, 1971. — 384 с., ил.
  • Сарьян М. С. Из моей жизни. Издание 3-е, испр. и доп. — М.: Изобразительное искусство, 1985. — 304 с., ил.
  • Сарьян М. С. Из моей жизни. — Ереван: Советакан грох, 1990. — 304 с., ил. — 50 000 экз. — ISBN 5-85200-084-1 .

В кино

  • 1965 — На студии «Арменфильм» снят документальный фильм Лаэрта Вагаршяна «Мартирос Сарьян», в котором, по словам автора журнала «Искусство кино», художник и его картины стали не просто объектами съёмки, а действующими лицами .

Примечания

  1. Сарьян Мартирос Сергеевич // Большая советская энциклопедия : [в 30 т.] / под ред. А. М. Прохоров — 3-е изд. — М. : Советская энциклопедия , 1969.
  2. (нидерл.)
  3. Театральная энциклопедия / гл. ред. П. А. Марков . — М. : Советская энциклопедия , 1965. — Т. 4. Нежин — Сярев. — Стб. 1152. — 1152 стб. — 40 500 экз.
  4. . Официальный сайт Дома-музея М. Сарьяна. — биография. Дата обращения: 14 ноября 2023.
  5. // Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов . — М. : Большая российская энциклопедия, 2004—2017.
  6. . Артхив. — биография. Дата обращения: 14 ноября 2023.
  7. . Кто главный. — история. Дата обращения: 14 ноября 2023.
  8. . Армянский музей Москвы и культуры наций. — статья. Дата обращения: 14 ноября 2023.
  9. Noev Kovcheg Media. . 1noev-kovcheg.ru. Дата обращения: 26 мая 2019. (недоступная ссылка)
  10. Армянские народные сказки: Сборник. — Ереван: Советакан грох, 1983. — 320 с.
  11. Хронография Еревана = Երևանի տարեգրությունը. — Ер. : Музей истории города Еревана, 2009. — С. 66. — 240 с.
  12. Таганрогский художественный музей. — Таганрог : Омега-Принт, 2009. — 336 с. — ISBN 978-5-91575-021-9 .
  13. Дмитрий Голубков . Доброе солнце: Повесть о художнике Мартиросе Сарьяне: [Для сред. и старш. возраста]. — Москва: Детская литература, 1970. — 134 с., ил. 50 000 экз.
  14. Каменский А. Кино и живопись // Искусство кино. — 1966. — № 2 . — С. 21—24 .

Литература

Ссылки

  • Оганесян С. В., Минасян М. П. // Вестник Ереванского университета. — 2017. — № 1 . — С. 555—561 .
  • Антон Бочаров. . Сайт « Герои страны ». Дата обращения: 7 января 2015.
Источник —

Same as Сарьян, Мартирос Сергеевич