Interested Article - Ревиндикация в Польше

Церковь Михаила Архангела в Варшаве. Была разрушена в ходе ревиндикации.

Ревиндикация в Польше (1918—1939 ) — процесс уничтожения или передачи части имущества Польской православной церкви в собственность Римско-католической церкви или местных властей.

С середины 1920-х годов ревиндикация проходила в условиях внутреннего кризиса Православной церкви в Польше и мероприятий Святого Престола по распространению на восточных землях Польши католицизма , в том числе посредством католицизма восточного обряда и неоунии .

Официальным основанием передачи в большинстве случаев было то, что ранее (до Третьего раздела Польши в 1795 году) это имущество находилось в собственности римско-католической церкви или греко-католических церковных общин или использовалось ими.

В разных частях Польши и в разные временные периоды ревиндикация проходила по-разному. Ход и масштабы ревинидикации зависели от региональных властей.

Процесс прекратился после немецкой оккупации Польши в 1939 году.

Александро-Невский собор в Варшаве воспринимался поляками как символ русского господства. Снесён в 1924—1926 годах.
Базилика Рождества Пресвятой Девы Марии (Хелм) была построена как греко-католический храм в восемнадцатом веке, служила православным собором в девятнадцатом веке и была передана католикам в рамках первой волны ревиндикации.

1918—1920-е годы

В период Первой мировой войны территория будущих восточных областей Польши была ареной ожесточённых сражений. Множество православных храмов было повреждено, некоторые уничтожены, население приходов и православное духовенство было эвакуировано дальше на восток. С распадом Российской империи в конце 1917 года и началом гражданской войны в России культовые сооружения подвергались ограблениям участниками различных вооружённых формирований.

С началом восстановления польской государственности в 1918 году многие из пустовавших храмов были закрыты и переданы в управление различных польских светских структур. Одновременно с этим много культовых сооружений, принадлежавших до XIX века католическим общинам или использовавшихся ими, передавались в их собственность. Такая передача культовых сооружений польское правительство именовало «ревиндикацией», то есть возвращением их первому владельцу.

Согласно официальным статистическим данным Польского правительства, в 1919—1920 годах было «ревиндицировано» около 400 церквей — как в центральных, так и в восточных районах Польши того периода. Переданные церкви перестраивались, имелись также случаи разбора строений на строительные материалы.

События 1929 года

В 1925 году Православная церковь Польши получила статус автокефальной, что не было однозначно одобрено и воспринято как паствой, так и духовенством. Это вылилось в ряд конфликтов разного уровня. В 1929 году окончился срок давности ранее установленных русских имущественных правовых норм, введенных в Польше еще царским правительством. Опираясь на подписанный в 1927 г. польским правительством и Римским папой конкордат, признавший в Польше католичество господствующим вероисповеданием, римско-католический епископат подал в Окружные Суды Польского государства 724 иска против православных консисторий, требуя ревиндикации, то есть возвращения Католической Церкви почти 700 православных храмов, приходских строений, церковных земель.

Иски были предъявлены, с ведома католических митрополитов Виленского и Львовского епископами Пинским и Луцким в окружных судах в городах Вильно , Бресте , Белостоке , Гродно , Пинске , Новогрудке , Луцке и Ровно к Виленской, Волынской , Гродненской и Полесской духовным православным консисториям, — фактически ко всем епархиальным властям Православной церкви в Польше, за исключением консистории Варшавско-Холмской.

К концу августа 1929 года стало известно, что к волынской Православной духовной консистории было предъявлено 144 иска — кроме прочего планировалась передача всех православных монастырей; к Виленской — 71; к Гродненской — имевшей 174 православных прихода— 159; к Полесской — имевшей 320 православных приходов — 248.

Под угрозой передачи, в том числе оказались кафедральные соборы в Кременце , Луцке, Пинске, монастыри (Виленский, Дерманский, Жировицкий, Зимненский, Корецкий, Кременецкий, Мелецкий) и даже главная православная святыня в Польше — Почаевская Свято-Успенская Лавра .

В польском Сейме в конце 1929 года была образована специальная «Парламентская комиссия для защиты Православной Церкви», в состав которой вошли отдельные депутаты и сенаторы. Эта комиссия собрала материалы, относящиеся к вопросу о ревиндикации, разработала их и приготовила специальные карты, иллюстрирующие фактическое состояние вещей на тех территориях, в которых расположены храмы, о которых предъявлены иски.

В Рождественском послании 1929 года митрополит Дионисий писал: «Нашу Святую Православную Церковь в Польше посетил Господь в истекшем в году бедствием, равным избиению Вифлеемских младенцев, ибо клир Римский хочет отнять от нас половину святых храмов наших и тем лишить более 2 миллионов верующих младенцев наших духовного окормления и церковной жизни».

Перед лицом грядущей опасности все православное население Польши объединилось и собрало силы для сохранение своих святынь.

Благодаря хорошо поставленной защите и привлечению к работам организованной при Святом Синоде Особой Комиссии ведущих юристов, дела о ревиндикации были доведены до Верховного Суда в Варшаве.

Юрисконсультом при Святом Синоде присяжного поверенного бывшей Киевской судебной Палаты К. Н. Николаевым, на рассмотрение суда было представлено не отмененное распоряжение Генерального Комиссара Восточных Земель и фронта от 22 октября 1919 года о том, что изъятие святынь от православного духовенства и передача их римско-католическому духовенству могло иметь место в каждом отдельном случае только на основании распоряжения начальника округа.

Это распоряжение стало юридическим основанием, которое легло в определение Верховного суда Польши . Последний, в своем открытом заседании 15 ноября 1933 года , признал, что вышеуказанное распоряжение Генерального Комиссара Восточных Земель Польши и фронта исключает право римо-католического костела добиваться судебным порядком признания права собственности спорных объектов (православных святынь и имущества). Верховный Суд в Варшаве, рассмотрев вопрос о компетенции судов в ревиндикационных делах, признал эти дела не подлежащими ведению Судов.

Варшавский суд в 1933 году постановил 70 церквей передать римско-католической церкви, а судьбу других 708 отдавал на усмотрение местной администрации.

16 января 1934 года Верховный суд Речи Посполитой отклонил 69 кассационные жалобы Римско-католической церкви по Гродненской и Полесской епархиям и принял решение в пользу Православной церкви. В числе 69 рассматриваемых тем судом дел, были по Гродненской епархии — Гродненский женский монастырь, Коложская церковь с домом и землёй, Жировицкий монастырь с усадьбой и 43 гектарами земли, Слонимский собор и др. За период с 1919 по 1936 годы в Волынской епархии было передано 15 приходских церквей. В крупных городах были забраны по ревиндикации в Дубно 3 храма, в Кременце 4, в Ровно 3.

Историография

В публицистике украинской диаспоры и отдельных исторических публикациях вышедших на Украине после 1991 года ревиндикация и пацификация подаются как причина массового уничтожения этнически польского населения ОУН(б) и её вооруженными структурами весной 1943 (т.н. Волынская резня ).

Примечания

Литература

  • Николаев К. Н. Восточный обряд. — Париж: YMCA-press, 1950. — 334 с.
  • Фотиев K. , Православная церковь на Украине и в Польше в XX столетии, 1917-1950 гг. : Сборник. — М. : Крутицкое патриаршее подворье, 1997. — 298 с. — (Материалы по истории церкви; Кн. 14). — ISBN 5-7873-0006-8 .
  • Ярмусик Э. С. Глава 1 Положение костела перед началом второй мировой войны // Католический костел в Беларуси в годы второй мировой войны (1939—1945). — Гродно: ГрГУ, 2002. — 239 с. — ISBN 985-417-381-X .
  • Mironowicz A. Kościół prawosławny na ziemiach polskich w XIX i XX wieku (польск.) . — Białystok: Wydawnictwo Uniwersytetu w Białymstoku, 2005. — 390 с. — ISBN 83-7431-046-4 .
  • Миронович А. // Православие в Балтии: научно-аналитический журнал. — Rīga, 2016. — № 4 (13) . — С. 49—67 .
Источник —

Same as Ревиндикация в Польше