Пекарова Адамова, Маркета
- 1 year ago
- 0
- 0
Ада́мова глава́ ( Ада́мова голова́ ), Мёртвая голова́ ( нем. Totenkopf ), Череп с костями — символическое изображение человеческого черепа с двумя крест -накрест лежащими костями . Является как символом смерти , так и иногда бесстрашия перед её лицом, а также традиционным предупреждающим символом, которым помечают тару и грузы, содержащие ядовитые вещества , либо обозначают смертельную опасность от других факторов - поражения электрическим током или воздействия ионизирующего излучения . Как правило, изображается белым или серебряным цветом на чёрном фоне, в случае использования в качестве предупреждающего знака - чёрным цветом на жёлтом или жёлто-оранжевом фоне в равностороннем треугольнике с чёрной границей или в квадрате (во втором случае с буквами Т или Т+ - для токсичных веществ и сильнодействующих ядовитых веществ соответственно).
Человеческий череп служил знаком смерти и бренности бытия (см. Memento mori ) с античных времён. Череп как самостоятельно, так и в составе сложных композиций представляет собой один из распространённых художественных сюжетов.
Череп с перекрещёнными костями в русской культуре носит устойчивое именование «Адамова глава» (или голова) и имеет христианское происхождение. Согласно Священному Преданию , прах Адама находился на Голгофе , где произошло Распятие Христа . Согласно православному учению, по промыслу Божьему кровь Христа омыла череп Адама и в его лице всё человечество от греховной скверны, даровав этим возможность спасения. Таким образом, голова Адама символически изображает падшее человечество, поражённое духовно и физически грехом, а затем и смертью.
Изображение черепа входит в состав многих вариантов Распятия или Креста , например наносится на православную монашескую схиму .
На протяжении человеческой истории эмблема «мёртвой головы» использовалась в британских, французских, болгарских, венгерских, немецких, австрийских, итальянских и русских войсках, преимущественно в кавалерии, авиации, огнемётных, штурмовых и танковых частях, в частях особого назначения армии США и так далее. В германских государствах Пруссии и Брауншвейге издавна существовали кавалерийские и пехотные части с эмблемами в виде черепа и костей на головных уборах. С середины XVIII века символика смерти стала особенно популярной в армиях стран Западной Европы. Таким образом была заложена основа формы позднейших русских, чешских, германских и прочих « ударных частей ».
Впервые как элемент военной формы начала использоваться с середины XVIII века в 5-м гусарском полку прусской армии Фридриха Великого («гусары с мёртвой головой» — «Totenkopfhusaren»). Форма прусских гусар: чёрные чикчиры, доломан и ментик, чёрная шапка-мирлитон (Fluegelmuetze) с серебряными черепом и костями, символизировавшими мистическое единство войны и смерти на поле битвы.
Символика «смерти-бессмертия» появляется примерно в XVIII веке и в британской армии, а именно — в , в память о генерале Вольфе , убитом в войне с французами в Квебеке в 1759 году . В 1855 году , во время Крымской войны , после самоубийственной атаки британской легкоконной бригады , истреблённой огнём русской пехоты и артиллерии (и потому именуемой в британских военных источниках «атакой в долине Смерти») в сражении под Балаклавой , эмблема «мёртвой головы» получила дополнительное звучание. Череп и кости были наложены на скрещённые уланские пики, опирающиеся на ленту с надписью «Death or glory» — то есть «Смерть или слава» (через некоторое время пики были с эмблемы удалены, но череп и кости там были сохранены).
Боровшийся против французских захватчиков вплоть до битвы при Ватерлоо в 1815 году « Чёрный легион » герцога Брауншвейгского имел в качестве эмблемы «Адамову голову» (от которой и ведёт своё происхождение череп с костями «брауншвейгского типа»). «Мёртвая голова» была эмблемой « гусар смерти » (houssards de la mort) французских эмигрантов-роялистов, боровшихся против революционного режима, в том числе в рядах русских войск.
В Русской Императорской армии символика «смерти-бессмертия» впервые была использована во время Отечественной войны 1812 года в одном из конных полков Петербургского ополчения, называвшемся « Смертоносным » или « Бессмертным » полком. На головных уборах чинов этой части крепился серебряный череп над скрещёнными костями.
Герб на головных уборах в виде черепа и костей был официально установлен императором Николаем II в начале XX века для одного из регулярных полков русской кавалерии — Александрийского гусарского полка . 1-й эскадрон Её Величества 5-го гусарского Александрийского полка имел значок «весь чёрный с серебряной Адамовой головой (полковой эмблемой), с рамкой из серебряного гусарского галуна»; 2-й эскадрон — значок «весь чёрный, с серебряной Адамовой головой».
«Череп и кости» украшали также тульи фуражек чинов 4-го гусарского Мариупольского полка и чёрный значок 17-го Донского («Баклановского») казачьего полка . Как пишет «Военная Энциклопедия» Сытина (1915 год), однажды находившийся в крепости Грозной генерал Я. П. Бакланов , который стал очень популярным в России благодаря своим подвигам на Кавказе , «„с оказией“ получил неизвестно от кого, и откуда посылку. Когда её вскрыли, в ней оказался чёрный шёлковый значок» (как издавна назывались в русской армии «малые флаги»). На этом значке была вышита белая «Адамова голова» (череп и кости), обрамлённая девизом, повторяющим заключительные слова христианского Символа веры : «Чаю воскресения мертвых и жизни будущего века. Аминь». Бакланов с ним не расставался до конца жизни" .
На могиле героя на Новодевичьем кладбище в Петербурге на добровольные пожертвования (генерал умер в бедности и был похоронен за счёт Донского войска ) был поставлен памятник. Памятник изображал «скалу, на которую брошена бурка и папаха, из-под папахи выдвинут чёрный „Баклановский“ значок» .
В русской армии периода Первой мировой войны эмблема «Адамовой головы» использовалась в русской военной авиации. Было принято решение установить в качестве дополнительной награды или знака отличия для лётчиков, сбивавших вражеские аэропланы, георгиевскую планку, на которой черепами со скрещёнными костями отмечать число уничтоженных самолётов: золотыми черепами — десятки, серебряными черепами — единицы. Многие из подобных проектов воплотились в жизнь, сохранились подобные знаки, равно как и другие, в форме «мёртвой головы», наложенной на пропеллер самолёта.
Этот символ использовался и в ударных частях Русской армии в период революции 1917 года (наибольшую известность получили « Корниловский ударный полк » и « Женская боевая команда (батальон) смерти » Марии Бочкарёвой, защищавшая от большевиков Зимний дворец в октябре 1917 года), для награждения которых летом 1917 года был даже учреждён особый знак в виде черепа с костями на чёрно-красной ленте.
В германской армии с сентября 1918 года эмблема «Адамовой головы» наносилась на все танки (в том числе и трофейные).
Во время Гражданской войны «мёртвая голова» использовалась обеими сторонами, но чаще белыми. Белые сочетали в своей символике «череп и кости» с выражением готовности умереть за своё дело. К примеру, на украшенном «мёртвой головой» знамени «Царскосельского батальона смерти » было написано: «Лучше смерть, чем гибель Родины».
В Белой армии — кроме уже упомянутых корниловцев — было сформировано немало и других аналогичных частей: дроздовцы , марковцы , анненковцы, бойцы Западной Добровольческой Армии генерала князя Авалова (Бермондта) , отряды атамана Булак-Балаховича , донские казаки-гундоровцы, чины Железной бригады Чехословацкого Корпуса, ударники генерала Гайды , солдаты Сибирской штурмовой бригады полковника Пепеляева и многие другие. В их символике непременно присутствовала «мёртвая голова» — как символ смерти и воскресения. Причём та же самая идея нередко выражалась и чёрно-белой цветовой « схимнической » гаммой военной формы белогвардейских частей — на погонах, фуражках, папахах, жетонах и нарукавных щитках, наградах, знаменах, перстнях и нагрудных знаках. Для подчёркивания своего « крестоносно-монашеского » характера, белые нередко использовали в своей символике белый православный или мальтийский «кавалерский» («рыцарский») крест, а марковцы даже носили на поясе чёрные чётки- лествицы . Иногда она сочеталась с ликом Христа, как на знамени «Женского батальона смерти» Марии Бочкаревой .
Сотрудники ЧК использовали эту эмблему. Сохранилась фотография демонстрации петроградских чекистов под лозунгом: « Смерть буржуазии и её прихвостням, да здравствует красный террор! » Описывая попытки одесского чекиста вербовать пленных офицеров на советскую службу, старшина Украинской Галицийской Армии Ярич-Запильский описывал:
У него на отвороте тужурки золотой человеческий череп с двумя костями. Это — знак чрезвычайки
На знамени анархо-коммунистов батьки Махно также изображалась «мёртвая голова», а также была помещена надпись: « Смерть всім, хто на пиришкодi добутья вільностi трудовому люду » (« Смерть всем, кто мешает получить свободу трудовому народу »).
Вскоре после окончания Первой мировой войны , капитуляции Германии и начала вспыхнувшей там Ноябрьской революции 1918 года эмблема «мёртвой головы» была на форме бойцов добровольческих корпусов , мобилизованных республиканским правительством Фридриха Эберта, Филиппа Шейдемана и Густава Носке на борьбу с немецкими большевиками-спартаковцами.
В Италии неофициальная символика «мёртвой головы» была у ардити — элитного штурмового подразделения Королевской армии, которое появилось в Первую мировую войну, причём изображения символа отличалось от общепринятного. Скрещённые кости под черепом отсутствовали, а сам череп держал в зубах кинжал — основное оружие ардити в ближнем бою, а также их символ. Иногда череп украшал лавровый венок. Этот же символ перекочевал от ардити к сквадристам (предшественники чернорубашечников ). Впрочем, к середине 1920-х годов символ был практически вытеснен официальными ликторскими фасциями и забыт. Лишь в 1943 году , воссоздавая при Национальной республиканской армии , было решено использовать официальную символику в виде черепа, держащего в зубах розу.
Во время Второй мировой войны знак использовали ряд воинских формирований Третьего рейха — в частности, 3-я танковая дивизия СС «Тотенкопф» и солдаты 1-й Казачьей Кавалерийской дивизии (позже XV (XIV) Казачьего Кавалерийского Корпуса) генерала Гельмута фон Паннвица и других казачьих частей и подразделений в составе германского вермахта. Данную эмблему также использовали танкисты панцерваффе , независимо от того, входили они в состав войск СС или нет. В дивизии СС «Тоттенкопф» череп изображался в положении полуанфас
Также «мёртвая голова» изображалась на знамени Югославской армии на родине — движения четников — с девизом «За Короля и Отечество. Свобода или Смерть» ( серб. За Краља и Отаџбину. Слобода или Смрт ).
Мёртвая голова продолжает оставаться военной эмблемой и используется подразделениями ряда государств. Также череп с костями часто используется наёмниками в различных конфликтах. Этот символ также используют некоторые современные неонацистские организации . Выступает всемирным символом Пиратской партии .
Изображение человеческого черепа часто используется в качестве предупреждающего знака о смертельной опасности, например, о токсичных материалах на химическом производстве (во многих случаях так маркируются яды), высоком напряжении электрического тока, в фармацевтике и так далее. Современный символ радиационной опасности , анонсированный 19 февраля 2007 года МАГАТЭ и ISO , также содержит символ человеческого черепа и скрещенных костей, предупреждая о смертельной опасности лучевой болезни .
В кодировке Unicode код символа «череп и кости» — U+2620 (☠). Код в HTML — ☠.