Чилийский эскудо
- 1 year ago
- 0
- 0
Хас-Батор ( монг. Хасбаатар ; 1884 — сентябрь 1921 ) — военный деятель Монгольской народной революции . Происходил из монголов - дауров рода говол .
После национальной революции Хас служил войсковым ламой в войсках, сражавшихся против китайцев на восточной границе, где заслужил титул « батор ». За заслуги Богдо-гэгэн VIII назначил Хас-Батора цорджи столичного монастыря Гандантэгченлин . В марте 1921 года примкнул к революционным группам на севере страны, включился в революционную работу, вступив в Народную партию . Вербовал партизан, состоял войсковым ламой 1-го революционного отряда, затем командовал 3-м полком МНА при взятии занятого гаминами Алтан-Булака . 18 марта . Через советскую территорию был переправлен в Западную Монголию , где с мая по сентября 1921 года руководил работой по созданию Кобдоского краевого комитета МНП , а в июне — краевого правительства.
В конце августа-начале сентября 1921 года 22-й отряд особого назначения, состоящий из монгольских партизан и бойцов Красной Армии под командованием Хас-Батора и К. К. Байкалова , вёл борьбу против войск Бакича и Кайгородова в районах Арлын-Хоя, Ачит-Нуура , , Усан-Хоолоя и Шара-Нура . 10 сентября отряд был окружён 3 тыс. белых в монастыре в районе озера Толбо-Нуур . На третий день осады Хас-Батор попытался выйти из кольца окружения вместе с несколькими солдатами, однако был схвачен разъездом из отряда Кайгородова. На допросе Хас-Батор сообщил о цели его командировки в Западную Монголию, а также указал, что в Байрам-хурэ возле Улангома им было закопано до двух пудов серебра, несколько тысяч патронов к пулемету и до сотни ручных гранат. Хас-Батора перевезли в Кобдо, а через несколько дней он был расстрелян (либо зарублен) . Такова неофициальная версия. По данным потомков Хас-Батора, по легенде его ближайших родственников история фактического предательства была связана с близко знакомой женщиной, которая знала эту военную тайну и несправившись с пытками предала всех. Из-за этой истории люди сравнивали поступок Хас-Батора с поступком сына Цогто-тайджи Арслан-тайджи, который предал свой народ за женские прелести, и за что был казнён собственным отцом. Хас-Батора называли хара лама, то есть чёрный лама. Чёрными ламой называли в то время шаманов перешедших в буддизм. Хас-Батор являлся прямым потомком Абатай-хана (1534—1586), распространителя буддизма в Монголии, основателя монастыря Эрдэни-Дзу , прадеда первого Богдыхана Дзанабадзара (1635—1723). Хас-Батор считался перерожденцем Абатай сайн хана. Абатай-хан был одним из последних ханов, который наряду с Бату-Мункэ Даян-хан (1464—1517/1543), Алтан-хан [Анда] (1507—1582) и Лигдэн-ханом (1592—1634) успешно боролся за объединение Монголии.