Interested Article - Волчья кровь
- 2020-01-07
- 1
«Волчья кровь» — российский полнометражный приключенческий остросюжетный художественный фильм- истерн режиссёра Николая Стамбулы , снятый в 1995 году по мотивам романа Леонида Мончинского « ». Премьера на телевидении состоялась 7 ноября 1999 года на канале ОРТ .
Сюжет
Отряд ЧОНовцев под руководством красного командира Родиона Добрых ( Евгений Сидихин , реальный прототип И. И. Долгих [ источник не указан 1601 день ] ) и его верных соратников Фрола Фортова ( Сергей Гармаш ) и Батюра ( ), на просторах Сибири во время гражданской войны ведёт борьбу с бандой белоказаков атамана Ерофея Серкова ( , реальный прототип А. П. Кайгородов [ источник не указан 1601 день ] ) и белогвардейцами полковника Русской армии Спиридона Серкова ( Регимантас Адомайтис , реальный прототип С. И. Растеряев [ источник не указан 1601 день ] ), который к тому же является отцом атамана.
Атаман Ерофей Серков номинально поддерживает белое движение и своего отца, а на деле со своей бандой белоказаков совершает разбойничьи вылазки из лесов, грабя и убивая жителей сёл и деревень. Всё это происходит на фоне личной жизни Родиона, ведь его молодая жена Клавдия ( ) готовится стать матерью. К тому же не всё так гладко в кругу единомышленников: среди товарищей по борьбе за власть Советов завёлся предатель — председатель уездного ревтрибунала Зубко ( Виктор Степанов ) подкуплен атаманом Серковым, а председатель уездной чрезвычайной комиссии Боровик ( Виктор Авилов , озвучил Никита Джигурда ) — настоящий фанатик и демагог, способный увидеть врага даже в самом преданном делу борце, но не видящий измену у себя под носом.
В ролях
- Евгений Сидихин — Родион Николаевич Добрых, командир отряда ЧОНовцев ( прототип И. И. Долгих )
- — Ерофей Спиридонович Серков, атаман белоказаков , сын полковника Серкова (прототип А. П. Кайгородов )
- Сергей Гармаш — Фрол Фортов, заместитель командира отряда ЧОНовцев Родиона Добрых
- — Батюр, молодой бурят , помощник командира отряда ЧОНовцев Родиона Добрых
- — Клавдия Добрых, жена командира отряда ЧОНовцев Родиона Добрых
- Наталья Егорова — Лукерья, жена майора Русской армии , любовница Фрола Фортова
- Владимир Кашпур — Егор Шкарупа, малоимущий крестьянин, информатор командира отряда ЧОНовцев Родиона Добрых
- Регимантас Адомайтис — Спиридон Иванович Серков, полковник Русской армии , отец атамана Серкова (прототип С. И. Растеряев )
- Любомирас Лауцявичюс — Савелий Романович Высоцкий, фельдшер, правый эсэр
- Михаил Жигалов — Лазарь Зайцев, председатель уездного ревкома
- Виктор Степанов — Зубко, председатель уездного ревтрибунала
- Виктор Авилов — Боровик, председатель уездной чрезвычайной комиссии (озвучил Никита Джигурда )
- — Флегонт, зажиточный крестьянин, пособник атамана Серкова
- — монашка в старообрядческом скиту
- — Аким, боец отряда ЧОНовцев Родиона Добрых
- — командир уездного подразделения Красной армии
- — Сачегер, бурят
- — есаул , член банды белоказаков атамана Серкова
- — боец отряда ЧОНовцев Родиона Добрых
- — боец отряда ЧОНовцев Родиона Добрых
- — боец отряда ЧОНовцев Родиона Добрых
- — боец отряда ЧОНовцев Родиона Добрых
- — член банды белоказаков атамана Серкова
- — член банды белоказаков атамана Серкова
- — Скобцов, вестовой в кабинете председателя уездного ревкома Лазаря Зайцева
- — секретарь в кабинете председателя уездного ревкома Лазаря Зайцева
- — член банды белоказаков атамана Серкова
- — член банды белоказаков атамана Серкова
- — жена Сачегера, бурятка
- — Шпрах, матрос в кабинете председателя уездного ревкома Лазаря Зайцева
Съёмочная группа
- Авторы сценария — Леонид Мончинский , Николай Стамбула
- Режиссёр-постановщик — Николай Стамбула
- Оператор-постановщик —
- Композитор — Владимир Комаров
- Художник-постановщик —
- Режиссёр —
- Звукооператор —
- Оператор —
Награды
- Номинации на приз «Зелёное яблоко — золотой листок» за 1995 год в категориях «Лучшая мужская роль» ( Евгений Сидихин ), «Лучшая операторская работа» ( ).
Критика и исследования
Кинокритик С. Анашкин утверждал, что как «кочевая природа» жанра вестерна вообще, так и главный герой фильма Стамбулы, мачо, опирающийся на право сильного, одинаково чужды для российской культуры, где основными ценностями являются Дом и Храм, а главной фигурой — не мужчина, а женщина, Родина-мать .
Кинокритик М. Трофименков отметил, что в «Волчьей крови» режиссёр перенёс на исторический материал гангстерскую мораль и эстетику, то есть сделал с жанром истерна то же самое, что сделали с жанром вестерна режиссёры С. Леоне и С. Пекинпа . По мнению Трофименкова, фильм типичен для творчества режиссёра, главные герои которого всегда настоящие мужчины с одной и той же «волчьей кровью» .
Историк Ю. Кондаков посчитал, что отсутствие идеологии пошло во вред фильму и сделало его похожим на телепродукцию 1990-х годов о бандитских разборках, но похвалил фильм за точное изображение атмосферы безвластия, ненависти и аморальности во время Гражданской войны .
Киновед А. Фёдоров увидел в фильме желание уйти от однозначных оценок Гражданской войны: ни белые, ни красные в фильме не являются ангелами, а война изображена как кровавое и бессмысленное противостояние сильных мужчин . Персонажи фильма, созданного по законам вестернов С. Леоне, не отличаются ни по социальному статусу, ни по лексике, ни по телосложению . При этом Фёдоров поставил «Волчью кровь» ниже «лихого и стильного» фильма Н. Михалкова « Свой среди чужих, чужой среди своих » .
Примечания
- ↑ , с. 63.
- .
- ↑ , с. 128.
- , с. 251—252.
- , с. 66.
Литература
- Анашкин С. № 5 . // Искусство кино. — 1997. —
- Кондаков Ю. Е. . — СПб. : [б. и.], 2015. — 361 с. — ISBN 978-5-9906573-2-8 .
- Савельев Д. Волчья сыть — травяной мешок № 2 . // Искусство кино. — 1996. —
- Трофименков М. Стамбула Николай // Новейшая история отечественного кино: 1986—2000. Кинословарь. Том третий. Р-Я / Концепция и составление Л. Аркус. — СПб. : Сеанс, 2001. — С. 128—129. — 603 с. — ISBN 5-901586-03-4 .
- Фёдоров А. В. // Медиаобразование. — 2016. — № 2 . — С. 61—79 .
Ссылки
- на сайте «Энциклопедия отечественного кино» (недоступная ссылка)
- 2020-01-07
- 1