Interested Article - Цэндийн Дондогдулам

Цэндийн Дондогдулам ( монг. Улсын эх дагина — «Мать- дакини государства», 1876 1923 ) — супруга монгольского Богдо-хана .

Биография

Цэндийн Дондогдулам родилась 15 ноября 1876 года (по другим данным — в 1874 году ) во Внешней Монголии , в хошуне Хувчин-Джонон-вана Цанлигдоржа в Сэцэн-ханском аймаке (ныне сомон Баян-Адарга аймака Хэнтий ).

Впервые познакомилась с Богдо-гэгэном VIII в 1895 году во время его поездки в монастырь Эрдэни-Дзу ; ещё раз они встретились в 1900 году во время поездки в монастырь Амарбаясгалант . Дондогдулам была камеристкой старшей жены Джонон-вана Цогбадраха, который сопровождал Богдо-гэгэна в поездке .

В 1902 году Дондогдулам стала женой Богдо-гэгэна VIII. Богдо-гэгэн усыновил её сына, в котором опознали хубилгана (его судьба после революции неизвестна). В ней распознали дакини и проявление Белой Тары ( монг. Цагаан Дарь Эх ). В 1903 году на её содержание был выделен аймак , а в столице создан храм Эх-Дагинын-аймгийн-хурал . После провозглашения независимости Монголии в 1911 году Дондогдулам получила титул Улсын Эх Дагина — «Мать-дакини государства».

Дондогдулам создала при дворце Богдо-гэгэна центр умельцев и мастеров. По её инициативе они с Богдо-ханом усыновляли и растили многих детей. Согласно обычаю, она брала детей от семей, в которых дети быстро умирали. Одним из них был Л. Мордорж, ставший выдающимся монгольским композитором .

«Мать-дакини Дондогдулам»
художник Б. Шарав (фрагмент)

Дондогдулам скончалась в 1923 году за год до смерти супруга. День упокоения отмечали в 15-й день последнего осеннего месяца . Дондогдулам кремировали в истоках реки Сэлбэ вблизи Улан-Батора , где в своё время они с мужем проводили летний сезон. Долина впоследствии была названа «Шарга морьт» оттого, что во время кремации в ней паслись восемь соловых лошадей .

Личность

Дондогдулам была грамотной, читала по-монгольски и по-тибетски . Монголы её уважали за ум, образованность и хорошее чтение священных книг нараспев. Личным учителем Дондогдулам был цорджи ; она разбиралась в буддийской догматике и ритуалистике, самостоятельно участвовала в хуралах ; была отзывчивой, весёлой, умной, энергичной и властной женщиной . По некоторым сведениям, на приеме, устроенном в честь прибытия во Внешнюю Монголию цинского амбаня Саньдо, Дондогдулам отказалась поклониться ему, хотя он прибыл как представитель маньчжурского императора; она поддерживала Богдо-гэгэна в борьбе за независимость Монголии . По сообщению П. К. Козлова , она «… разъезжает с ним [мужем] всюду, стреляет из лука, ловит рыбу на удочку, пьёт и не напивается » . Миссионер Ф. А. Ларсон , неоднократно встречавшийся с ними обоими, вспоминал: « Монголы никогда не говорили о ней как о простом человека, но только как о богине. Она была практичной, благоразумной женщиной и великолепной домохозяйкой, выгнавшей из переходов великого дворца Будды весь мрак, таившийся там до её прихода. Она была приятной спутницей, хорошей наездницей и превосходным стрелком. Будда чрезвычайно ею гордился » .

Дань памяти

  • Во дворце-музее Богдо-гэгэна имеется экспозиция, посвящённая Дондогдулам, включающая её личные вещи и восковую скульптуру.
  • С июня 2011 года на родине Дондогдулам действует мемориальный комплекс «Монголын их хатдын өргөө», посвящённый выдающимся монгольским хатун .

Примечания

  1. Д. Гомбосvрэн от 18 марта 2017 на Wayback Machine
  2. Бадарчи О. С., Дугарсурэн Ш. Н. Богд хааны амьдралын он дарааллын товчоон. Улаанбаатар: Хаадын сан, 2000 — с.188
  3. Тудэв Л. (ред.) VIII Богд хаан. Улаанбаатар: Хаадын сан, 1998. — с.24-25.
  4. . Впоследствии красные переделали его в цирк. После падения власти МНРП храм восстановлен
  5. Сухбаатар Д. от 17 марта 2013 на Wayback Machine
  6. Бадарчи О. С., Дугарсурэн Ш. Н. Богд хааны амьдралын он дарааллын товчоон. Улаанбаатар: Хаадын сан, 2000. — с.188
  7. Козлов П. К. Тибет и Далай-лама. М.: КМК, 2004. ISBN 5-87317-176-9 сс. 106—107
  8. Larson F.A. Larson Duke of Mongolia. Boston, Little, Brown: and Co., 1930 — p. 128
Источник —

Same as Цэндийн Дондогдулам