Interested Article - Дялу
- 2020-08-29
- 2
Монастырь Дялу — женский монастырь, расположенный на холме в 6 км к северу от исторического валашского рынка у реки Яломица . Местность, которая проходит от Тырговиште к монастырю, называется « Долиной воеводы ».
Считается, что в начале XV века монастырь был учреждён как мужской валашским господарем Мирчей Старым (1386—1418), храм первоначально был деревянным. Монастырь Дялу хоть и не самый известный, но один из самых богатых исторических событий Румынии. Строительство монастырской церкви св. Николая предшествовала архиепископская церковь монастыря Куртеа де Арджеш . Архитектурно и стилистически эти две церкви очень похожи. Церковь освятил Константинопольский Нифонт II , привезенный из Эдирне в качестве валашского митрополита. Церковь была расписана в 1514—1515 годах художником Добромиром из Тырговиште (работавшему вместе с Житианом и Станчу). Считается, что архитектурный стиль монастырской церкви является продолжением стиля монастыря Козья , то есть усовершенствовал и обогатил моравский стиль . Композиция церкви послужила образцом для некоторых валашских храмов XVI и XVII века.
Монастырь был свидетелем многих исторических работ. В 1508 году иеромонах Макарий перевел в монастыре Черноевичкую типографию . Здесь в 1508 г. печаталась книга « Служебник », в 1510 г. « Октоих », а в 1512 г. печатались знаменитое « Тырговиштское четвероевангелие », все выдержанные в орфографических нормах Тырновская книжная школа . Печатная деятельность в монастыре прекратилась после 1512 г., когда Макарий был поставлен валашским митрополитом, но возобновилась в царствование Матея Басараба (1632—1654), учредившего княжескую типографию, привезенную из России. Первой печатной книгой было « Учительное евангелие » или «Сказание» (1644 г.) — Константина Преславского . Вначале княжеская типография находилась в монастыре Говора , откуда после печатания « Правила говора » была перенесена в этот традиционный центр валашского книгопечатания.
В XVI веке монастырь был важным экономическим некрополем, игравшим эту роль с 1508 года, когда был похоронен Раду Великий , основатель церкви. После этой даты здесь похоронены его сестра, брат, сын и племянник; валашский правитель (1532 г.) и Михаил Могила (1608 г.). Самое ценное, что сохранилось в монастырском склепе — это голова Михая Храбрый , привезенная сюда в 1603 году после того, как она была срублена в Турде 19 августа 1601 года валлонским офицером Якобом (Жаком) де Бури по приказу габсбургского императора Рудольфа II .
Перед этим и во время долгой войны Михай Храбрый, как опекун и протеже убитого Михаила Шайтаноглу , заключил союз со Священной Римской империей 9 июня 1598 года в монастыре Дялу, признав себя вассалом Габсбургов. Император Габсбургов, со своей стороны, обязал логистику и финансирование кампании к югу от Дуная против османов и поддержку Первого Тырновского восстания .
Монастырь Дялу рос и благоустраивался при последующих правителях: Владе Молодом (Влэдуце) (1510—1512) и Нягое Басарабе (1512—1521). В декабре 1610 года монастырь был разграблен как валашская святыня войсками трансильванского княза Габора Батори . В 1614 года господарь Раду Михня посетил пришедший в запустение Дялу и приписал к нему село с современным названием для возрождения обители за счет получаемых от села доходов (100 золотых в год).
Константин Брынковяну заново расписал монастырскую церковь, сохранив имена художников: Константин, Преда, Николае и Раду, что означает примерно ту же команду, которая расписывала Тырговиштскую епархию в 1707—1709 гг. монастырь начал распадаться. Под властью фанариотов монастырь опустел. После землетрясений 1802 и 1838 гг. Дялу был восстановлен в 1844—1854 гг. господарем Георге Бибеску . В 1863 г. монастырь упразднили. С 1879 г. Дялу начал использоваться для нужд военного ведомства. В 1912 г. при организации военного лицея здания древних келий сменили новые строения. Большой урон монастырю нанесло землетрясение в ноября 1940 г. Обвалились главы храма и верхняя часть колокольни. Реставрация 1955—1958 гг., проведенная стараниями Патриарха Румынского Иустиниана (Йоан Марина; 1948—1977), вернула храму и всему монастырскому комплексу первоначальный облик.
Примечания
- ↑ . Дата обращения: 25 февраля 2022. 3 января 2022 года.
- . Дата обращения: 25 февраля 2022. 25 февраля 2022 года.
- . Дата обращения: 25 февраля 2022. 30 сентября 2020 года.
- . Дата обращения: 25 февраля 2022. 3 января 2022 года.
- . Дата обращения: 25 февраля 2022. 3 января 2022 года.
Литература
- // Православная энциклопедия . — М. , 2007. — Т. XVI : « Дор — ». — С. 547—548. — 752 с. — 39 000 экз. — ISBN 978-5-89572-028-8 .
- 2020-08-29
- 2