Interested Article - Прокопенко, Игорь Станиславович

И́горь Станисла́вович Прокопе́нко (род. 8 февраля 1965 , Павловск , Воронежская область или Павловск , Ленинград ) — российский документалист , журналист , телеведущий , писатель и создатель развлекательных программ, заместитель генерального директора по документальным и публицистическим проектам телекомпании « РЕН ТВ ». Семикратный лауреат премии ТЭФИ , автор фильма о Плоской Земле , дважды (2017 , 2020 ) финалист антипремии «Почетный академик ВРАЛ» с формулировкой «за выдающийся вклад в российскую лженауку» .

Биография

Родился 8 февраля 1965 года в городе Павловске Воронежской области . Окончил Калининское суворовское военное училище . Служил в авиации ПВО , уволен из армии в звании майора запаса .

Окончил Донецкое высшее военно-политическое училище инженерных войск и войск связи . После окончания училища получил распределение в 148-й Центр боевого применения и переучивания авиации ПВО , отсутствовавший на географических картах .

С 1989 года работал внештатным военным обозревателем газет « Красная звезда » , « Московский комсомолец », « Российская газета » и др . Публиковал репортажи из «горячих точек».

С 1994 года работал на Центральной телерадиостудии Министерства Обороны «ВоенТВ» и был военным обозревателем новостных программ « Время », « Сегодня », « Вести ». В 1995 году снял первый документальный фильм «Брошь на галуне» ( ОРТ ). В 1996—1997 годах вёл авторскую программу «Присяга» на канале РТР .

В 1998 году Прокопенко переходит на телеканал REN-TV по приглашению Ирены Лесневской и Владимира Молчанова . С 6 сентября 1998 года является ведущим авторской программы «Военная тайна» на канале REN-TV (позже переименованный в «РЕН ТВ») . С 2004 года — заместитель генерального директора телеканала по общественно-политическому и документальному вещанию . С 2006 года — руководитель отдела документальных проектов телеканала .

С 2005 года по настоящее время — художественный руководитель телестудии «Формат ТВ», занимающейся производством телепрограмм «Военная тайна» (до 2005 года её производил телеканал-вещатель собственными усилиями) и «Территория заблуждений» .

Автор и продюсер документальных и научных проектов « Лихорадка Эбола : тайна вируса смерти» , « Чернобыль : обречённая АЭС», «Армии мира», «Как затопили „ Мир “» , «По обе стороны Победы» , «Хроника мирового терроризма», «Рассекреченный век» , «Тайная дипломатия», « Чеченский капкан », документального цикла « Отражение » , «Территория заблуждений» , с января 2007 года — ежедневного документального цикла «Истории…» .

С сентября 2006 по октябрь 2012 года — руководитель проекта «Громкое дело» .

С 16 октября 2012 по 9 ноября 2019 года — ведущий программы «Территория заблуждений», с 15 июня 2015 года — ведущий программы «Самые шокирующие гипотезы». Также является ведущим документальных марафонов телеканала, таких как «День „Военной тайны“», «День космических историй», «Русские булки» .

В 2014 году — генеральный продюсер и один из создателей шоу «Мои прекрасные…» с Павлом Раковым .

В 2022 г. получил от 7,5 млн руб. на серию лекций «Разговоры о самом важном с Игорем Прокопенко», с которыми он ездил по России. Тема лекции — война на Украине : когда и чем она закончится .

Член Академии Российского телевидения . Автор серии книг «Военная тайна» издательства « Эксмо » .

Семья

Жена — Оксана Барковская . Имеют двух дочерей и сына .

Отец — известный военный журналист Станислав Прокопенко.

Мировоззрение

Получил обычное советское воспитание, был пионером и комсомольцем. В семье была верующая бабушка. Во время службы в армии услышал проповедь священника в заново открытом Даниловом монастыре, после чего пришел к вере. Называет себя православным, посещает храм, хотя не держит постов .

Документальные сериалы и проекты

  • Военная тайна (День военной тайны)
  • Проект «Отражение»
  • Территория заблуждений
  • Самые шокирующие гипотезы (День самых шокирующих гипотез; День самых шокирующих прогнозов и очень страшных дел)
  • Русские булки
  • Секретные территории (День секретных территорий)
  • Битва цивилизаций
  • Космические истории (День космических историй)
  • День сенсационных материалов
  • День запрещённых материалов
  • Фантастические истории (День фантастических историй)
  • Великие тайны
  • Пища богов
  • День предсказаний
  • Страшное дело
  • Пришельцы государственной важности
  • Заговор кукловодов
  • Живая тема
  • Эликсир молодости
  • Война миров
  • Странное дело
  • Секретные истории (День секретных историй)
  • Специальный проект. Лунная гонка
  • Специальный проект. Заговор смертных
  • Последний секрет Стивена Хокинга
  • Загадки Вселенной
  • Штурм сознания
  • День секретных проектов
  • Обманутые наукой
  • 11 причин конца света
  • Апокалипсис. Луна
  • Нам и не снилось
  • Секреты древних красавиц
  • Фантастика под грифом 'Секретно'

Взгляды, общественная позиция

По словам Игоря Прокопенко, его разрыв с либеральной общественностью произошёл ещё в конце 1990-х годов :

Я из либерального общества конца 80-х — начала 90-х. Но в какой-то момент стал понимать, что с либеральным движением что-то не то. Помню, ещё в 90-х сделал фильм о правозащитной организации и рассказал, что её финансирует Госдеп США . Мне редакторы сказали: нет, этот фильм выпускать не надо. Почему, ведь это же правда! Не надо и всё. Я постепенно стал понимать, что в России скорее псевдолиберализм. <…> Я воспринимаю либерала как человека мыслящего, для которого истина превыше всего. А у сегодняшних псевдолибералов так: если Путин против, значит я за. Вне зависимости от происходящего.

Возложил ответственность за распад СССР на Михаила Горбачёва и Бориса Ельцина :

Россия сейчас в тех границах, что была при Иване Грозном . А всё почему? Два случайных человека в Кремле: Ельцин и Горбачёв .

В июле 2009 года Прокопенко вошёл в центральный совет сторонников партии « Единая Россия », поддерживающей курс президента и правительства страны .

О своих взаимоотношениях с министрами обороны России разных лет Прокопенко рассказал в 2016 году :

«Военная тайна» пережила шестерых министров обороны. У меня были сложные отношения с Грачёвым , хорошие с Родионовым , плохие с маршалом Сергеевым . Под плохими отношениями я подразумеваю недоверие. Очень плохие отношения у меня были с Сердюковым . Я был единственным на постсоветском медийном пространстве, кто позволял себе критиковать его публично. Во время его пребывания на посту министра у нас вообще не было никаких отношений. Да, собственно, и сейчас особых отношений нет…

Критика

Работа Игоря Прокопенко в программах «Военная тайна», «Территория заблуждений» 2010-х годов неоднократно критиковалась журналистами, учёным сообществом и зрителями за низкий уровень профессионализма, лженаучные утверждения, противоречащие действительности , а с 2013—2014 годов, после изменения общественно-политической ситуации в стране, — также за открытую антизападную пропаганду .

Антизападная пропаганда

Обозреватель « Новой газеты » Слава Тарощина:

Есть на РЕН ТВ Игорь Прокопенко. Начинал ещё при Ирене Лесневской, специализировался на военных тайнах, снял один из лучших документальных сериалов о войне „По обе стороны победы“. Ушла Лесневская. Поменялась страна. Видоизменился до неузнаваемости Прокопенко. Он даже внешне теперь такой же напомаженный и пританцовывающий, как Дмитрий Киселёв . И так же, как он, способен обнаружить врагов России на любой трамвайной остановке. Прокопенко теперь дорос до целого Дня военной тайны. Я осилила лишь фрагмент дня, посвященный феномену путиномании. Суть его проста, как все гениальное: Путин — единственная опора пошатнувшегося мира. Прокопенко пел долго и складно…

Обозреватель « Новой газеты » Ирина Петровская :

Бог с ней, с Анной Чапман и её «Тайнами мира»… Но Игорь Прокопенко, серьёзный как будто бы журналист, автор отличных документальных фильмов, лауреат многих премий! <…> «Территорией заблуждений», если не «территорией бреда», чаще оказывается сама программа. Вот, к примеру, один из выпусков, раскрывающий публике глаза на заговор мировой закулисы против России. «В это трудно поверить» (это одна из ключевых фраз программы), но, согласно секретному плану американцев, к 2030 году на политической карте мира не будет государства под названием «Россия». «В это трудно поверить», но американцы называют россиян порабощённым народом и планируют расчленение России на мелкие части (план «Петля анаконды»). «В это трудно поверить, тем более что ни документов, ни убедительных доказательств этому нет» (так! — И. П.), но «точно известно» (снова — так!), что именно члены могущественного Гейдельбергского клуба ( Рокфеллер , Ротшильд , Сорос ) привели к власти Горбачёва , дабы развалить Советский Союз и получить доступ к его природным ресурсам: «Сторонников версии, что Михаил Горбачёв и Раиса Максимовна были агентами ЦРУ , достаточно, но коль скоро нет доказательств, настаивать на этом было бы несправедливо»

Пропаганда лженауки

25 сентября 2017 года в программе «Самые шокирующие гипотезы» Прокопенко была представлена теория плоской Земли , в настоящее время опровергнутая наукой . Критические комментарии экспертов в программе не были представлены. Тележурналист Владимир Кара-Мурза-старший в свете выхода передачи в эфир отмечал:

Прокопенко на экране РЕН ТВ — в амплуа мага-чревовещателя: он и про египетские пирамиды , и про пришельцев, и про Атлантиду , и про оппозицию всё тайное знает. И чуть ли не еженедельно выпускает новые книжки, которые рекламирует в своём же эфире .

В ответ на обвинения Прокопенко заявил:

Есть поговорка, что доказанная гипотеза становится истиной, а недоказанная — проблемой. Вот это, видимо, наш случай. Гипотеза, что Земля на самом деле плоская, достаточно популярна, у неё огромное количество адептов во всем мире. Не я её придумал. Посмотрите в Интернете — убедитесь .

Популяризатор науки, главный редактор Антропогенез.ру А. Б. Соколов в интервью « Газета.Ru » критически отозвался о книгах Прокопенко, основанных на выпусках «Территории заблуждений», поскольку «эти книги нашпигованы цитатами учёных». Некоторые из них, как, например, историк , были абсолютно не в курсе, на страницы каких книг попадали их мнения. Кроме того, Соколов отметил:

Моя гипотеза, что эти цитаты — куски интервью из тех самых передач. То есть очень эффективный техпроцесс: когда записывается интервью с экспертом, получается и контент для передач, и материальчик для книжек. Учитывая, что там, по-моему, из книги в книгу некоторые куски повторяются, бизнес получается крайне эффективным. Обзавидуешься. А вот какой ущерб при этом наносится российским мозгам? Боюсь даже предположить.

В 2018 году писатель и журналист Антон Первушин подал в суд на Прокопенко за использование интервью с ним в антинаучных фильмах и книгах :

Я крайне возмущен использованием моих слов в фильмах, призванных утвердить теории « лунного заговора ». При подготовке к интервью меня заверили, что оно будет использовано в научно-популярном фильме, в котором рассказывается о современных научных исследованиях в области изучения космоса. Я всегда охотно соглашаюсь на участие в подобных проектах. Меня ввели в заблуждение, ведь если бы съёмочная группа честно сообщила, что фильмы будут посвящены пропаганде теории «лунного заговора» и различным спекуляциям вокруг аномальных явлений, то я отказался бы.

Антон Первушин для журнала « Мир фантастики »

В своём объяснении, направленном в Октябрьский районный суд Санкт-Петербурга, Прокопенко заявил, что его передача является постановочной.

«Во-первых, сами по себе книги Игоря Прокопенко или их части не являются интервью, так как являются литературным произведением и не построены по схеме «вопрос-ответ» как интервью. Во-вторых, истец указан в книге не в качестве автора. Из представленных суду отрывков из книг Прокопенко следует, что истец выполняет роль лица, озвучивающего, исполняющего некую информацию, так как в книгах после фамилии истца идет двоеточие и прямая речь и отсутствует какое-либо указание на авторство истца. <…> Нами представлены доказательства того, что истец озвучивает часть сценария к телевизионной передаче «Территория заблуждений» с Игорем Прокопенко», — написал тележурналист .

Награды

Телевизионная премия « ТЭФИ »
  • Телевизионная премия « ТЭФИ » (номинация «Журналистское расследование», 2000) — за фильм « Лихорадка Эбола — тайна вируса смерти» .
  • Телевизионная премия « ТЭФИ » (номинация «Журналистское расследование», 2001) — за документальный сериал «Голоса из безмолвия» .
  • Телевизионная премия « ТЭФИ » (номинация «Журналистское расследование», 2003) — за фильм «Дневник беглеца» .
  • Телевизионная премия « ТЭФИ » (номинация «Телевизионный документальный сериал», 2005) — за документальный сериал « Чеченский капкан » .
  • Телевизионная премия « ТЭФИ » (номинация «Телевизионный документальный сериал», 2007) — за документальный фильм «Пленные и забытые» .
  • Телевизионная премия « ТЭФИ » (номинация «Телевизионный документальный фильм», 2009) — за фильм «Доктор Лиза»
  • Телевизионная премия « ТЭФИ » (номинация «Просветительская программа», 2017) — за передачу «Военная тайна» .
Евразийский Телефорум
  • V Евразийский Телефорум (специальный приз жюри, 2001) — за документальный сериал «Голоса из безмолвия» .
  • VII Евразийский Телефорум (главный приз, 2004).
  • Х Евразийский Телефорум (номинация «Информационно-аналитическая программа», 2007) — за документальный фильм «Анна. Убить журналиста» .
  • XII Евразийский Телефорум (диплом, 2009) — за создание первого игрового многосерийного фильма «Последний секрет Мастера» .
Премия Артёма Боровика
  • Премия Артёма Боровика (2003) — за фильм «Возвращение в Норд-Ост» .
  • Премия Артёма Боровика (2004) — за творческие достижения в жанре «журналистское расследование» .
  • Премия Артёма Боровика (2005) — за значительный вклад в развитие независимой журналистики в России .
Международный телекинофорум «Вместе»
  • Гран-при Международного телекинофорума «Вместе» (2002) — за программу «Военная тайна» .
  • Гран-при Международного телекинофорума «Вместе» (номинация «Человек дела», 2007) — за документальный фильм «Анна. Убить журналиста» .
Кинофестиваль «Море зовёт»
  • Гран-при Международный кинофестиваль морских и приключенческих фильмов «Море зовёт» (2007) — за документальный фильм «Заложники глубины» .
  • Приз Международного кинофестиваля морских и приключенческих фильмов «Море зовёт» (2008) — за лучший фильм о водолазах и дайверах .
Призы и награды
  • Премия Службы внешней разведки Российской Федерации (2001) — за документальный сериал «Голоса из безмолвия» .
  • Гран-при и приз Президента Итальянской республики фестиваля в Риме (2002) — за фильм «Возвращение в Норд-Ост» .
  • Гран-при ММКФ «Золотой Георгий» (2003) — за документальный фильм «Раковый корпус» .
  • Гран-при фестиваля «Закон и общество» (2003) — за документальный цикл «Хроника мирового терроризма» .
  • Гран-при фестиваля в Брюсселе (2003) — за документальный сериал «Голоса из безмолвия» .
  • Конкурс «Менеджер года» (победа в номинации «Электронные СМИ», 2007) .
  • Премия ФСБ России (номинация «Телевизионные и радиопрограммы», 2007) — за цикл программ «Военная тайна», посвящённых проблемам безопасности и обороноспособности государства .
  • Национальная премия « Лавровая ветвь » в области неигрового кино и телевидения (номинация «Лучший документальный сериал», 2007) — за 3-серийный фильм «Другая война» .
  • Премия Всероссийского смотра-конкурса «На страже порядка», проводимого ФСИН (номинация «Лучшая программа (фильм) в жанре журналистского расследования», 2009) — за фильм «Путь контрабандиста» .
  • Гран-при VII Международного фестиваля военного кино имени Юрия Озерова (2009) — за документальный фильм «Цхинвальский крест» .
  • Антипремия ВРАЛ от портала « Антропогенез.ру » и фонда « Эволюция » (II место, 2017) — за выдающийся вклад в российскую лженауку как автор и продюсер проектов «Теория заблуждений», «Самые шокирующие гипотезы» и «Военная тайна» .
  • В 2018 году стал лауреатом международной премии Terra Incognita Awards .

Библиография

  • Прокопенко И. С. « », серия «Военная тайна», изд. «Эксмо» (документальная литература, военное дело, спецслужбы), г. Москва, 2012 г. — 310 с.: 13 ил. — ISBN 978-5-699-55217-7

Примечания

  1. . Независимая газета (17 апреля 2007). Дата обращения: 29 сентября 2019. 29 сентября 2019 года.
  2. Meduza (26 сентября 2017). Дата обращения: 12 июня 2020. 12 июня 2020 года.
  3. (рус.) . ВРАЛ . Дата обращения: 13 ноября 2020. 1 декабря 2020 года.
  4. (рус.) . antropogenez.ru . Дата обращения: 13 ноября 2020. 13 ноября 2020 года.
  5. . Новая газета Европа (23 марта 2247). Дата обращения: 10 июля 2023. 10 июля 2023 года.
  6. . Новая газета (10 марта 2019). Дата обращения: 11 марта 2019. 3 апреля 2019 года.
  7. . Огонёк (22 сентября 2002). Дата обращения: 13 июня 2018. 13 июня 2018 года.
  8. . Аргументы и факты (9 сентября 2016). Дата обращения: 9 октября 2016. 16 октября 2016 года.
  9. . Известия (17 июля 2018). Дата обращения: 23 сентября 2019. 23 сентября 2019 года.
  10. . Lenta.ru (27 февраля 2014). Дата обращения: 14 февраля 2015. 4 января 2015 года.
  11. . Московские новости (2002). Дата обращения: 17 марта 2019. Архивировано 2 марта 2005 года.
  12. . Дата обращения: 6 ноября 2015. 1 декабря 2015 года.
  13. . Дата обращения: 3 сентября 2012. 17 июля 2012 года.
  14. . Дата обращения: 18 февраля 2013. 13 марта 2013 года.
  15. . РБК (11 августа 2014). Дата обращения: 9 октября 2016. 24 сентября 2016 года.
  16. Игорь Ядыкин. . Красная звезда (28 июня 2002). Дата обращения: 20 марта 2018. 15 декабря 2017 года.
  17. . Время новостей (17 апреля 2001). Дата обращения: 21 июня 2014. 14 февраля 2015 года.
  18. . Еженедельный журнал (6 августа 2002). Дата обращения: 17 июня 2017. Архивировано 22 декабря 2004 года.
  19. . Аргументы и факты (27 апреля 2005). Дата обращения: 26 июня 2015. 26 июня 2015 года.
  20. . Новая газета (24 июня 2015). Дата обращения: 26 июня 2015. 2 августа 2016 года.
  21. . Агентство федеральных расследований (7 октября 2010). Дата обращения: 14 февраля 2015. 26 июня 2015 года.
  22. . Московские новости (2003). Дата обращения: 17 марта 2019. Архивировано 23 февраля 2005 года.
  23. . Собеседник (1 декабря 2014). Дата обращения: 14 февраля 2015. 14 февраля 2015 года.
  24. . Независимая газета (26 октября 2007). Дата обращения: 3 сентября 2012. 30 января 2013 года.
  25. . РЕН ТВ (30 марта 2007). Дата обращения: 11 июня 2020. Архивировано 30 марта 2007 года.
  26. . РЕН ТВ (27 октября 2007). Дата обращения: 11 июня 2020. Архивировано 27 октября 2007 года.
  27. . Литературная газета (19 декабря 2018). Дата обращения: 23 сентября 2019. 23 сентября 2019 года.
  28. . Наша Версия (16 апреля 2014). Дата обращения: 14 февраля 2015. 14 февраля 2015 года.
  29. . Медиазона . 2022-12-05. из оригинала 6 декабря 2022 . Дата обращения: 6 декабря 2022 .
  30. . Дата обращения: 9 июня 2016. Архивировано из 9 июня 2016 года.
  31. . Дата обращения: 11 сентября 2013. Архивировано из 20 августа 2016 года.
  32. . Вечерняя Москва (14 марта 2013). Дата обращения: 4 ноября 2019. 4 ноября 2019 года.
  33. . Вечерняя Москва (19 мая 2005). Дата обращения: 23 сентября 2019. 23 сентября 2019 года.
  34. . Новая газета (10 января 2018). Дата обращения: 22 июня 2018. 22 июня 2018 года.
  35. . МОЁ! Онлайн (23 июня 2017). Дата обращения: 22 июня 2018. 22 июня 2018 года.
  36. . РИА Новости (1 июля 2009).
  37. . Lenta.ru (7 октября 2016). Дата обращения: 9 октября 2016. 9 октября 2016 года.
  38. . Российская газета (11 декабря 2015). Дата обращения: 9 октября 2016. 10 октября 2016 года.
  39. Игорь Яковенко . . Ежедневный журнал (26 августа 2014). Дата обращения: 2 мая 2018. 1 мая 2018 года.
  40. . Новая газета (2 августа 2013). Дата обращения: 9 октября 2016. 27 августа 2017 года.
  41. . Собеседник (3 октября 2017). Дата обращения: 3 октября 2017. 4 октября 2017 года.
  42. от 4 февраля 2017 на Wayback Machine // Газета.Ru , 29.01.2017
  43. от 19 июня 2018 на Wayback Machine // « Наша версия », общероссийская газета. 18.06.2018.
  44. Первушин А. от 20 марта 2018 на Wayback Machine // Мир фантастики , 20.03.2018
  45. . Росбалт . из оригинала 12 июля 2018 . Дата обращения: 12 июля 2018 .
  46. . Академия российского телевидения . Дата обращения: 24 апреля 2019. 4 июля 2015 года.
  47. . Академия российского телевидения . Дата обращения: 7 июля 2016. Архивировано из 13 сентября 2017 года.
  48. . NEWSru.com (19 сентября 2007). Дата обращения: 16 сентября 2015. 4 марта 2016 года.
  49. . NEWSru.com (21 сентября 2009). Дата обращения: 16 сентября 2015. 4 марта 2016 года.
  50. . Lenta.ru (3 октября 2017). Дата обращения: 4 октября 2017. 3 июня 2020 года.
  51. . Lenta.ru (26 ноября 2007). Дата обращения: 16 сентября 2015. 4 марта 2016 года.
  52. . Взгляд (15 сентября 2005). Дата обращения: 15 сентября 2015. 4 марта 2016 года.
  53. . Дата обращения: 16 сентября 2015. 21 января 2016 года.
  54. . Дата обращения: 16 сентября 2015. 21 января 2016 года.
  55. . ВГТРК (28 апреля 2003). Дата обращения: 16 сентября 2015. 8 декабря 2015 года.
  56. . Дата обращения: 11 сентября 2013. 18 августа 2013 года.
  57. . Литературная газета (11 ноября 2009). Дата обращения: 14 апреля 2022. 14 апреля 2021 года.
  58. Василий Макаров (2017-10-21). . Популярная механика . из оригинала 22 октября 2017 . Дата обращения: 22 октября 2017 .
  59. . Антропогенез.РУ. Дата обращения: 18 августа 2022. 28 сентября 2022 года.
  60. . Дата обращения: 18 декабря 2019. 30 декабря 2020 года.

Ссылки

Источник —

Same as Прокопенко, Игорь Станиславович