Interested Article - Дом-музей Марины Цветаевой

До́м-музе́й Мари́ны Цвета́евой — мемориальный музей, посвящённый жизни поэтессы Марины Цветаевой . Расположен в Москве, в доме по Борисоглебскому переулку , где Цветаева проживала вместе со своей семьёй с 1914 по 1922 год. Открытие музея состоялось в 1992-м по инициативе деятелей культуры, в том числе академика Дмитрия Лихачёва . В настоящее время в музейном фонде находится более 45 000 предметов: архивные документы, фотографии, антикварная мебель и личные вещи Марины Цветаевой .

История здания

Мемориальная табличка на стене музея, 2011 год
Парадный подъезд музея, 2012 год

История участка прослеживается с 1844 года, когда была впервые упомянута владелица земли — Т. А. Арцыбашева, дочь гвардейского прапорщика . Впоследствии владение перешло к жене отставного подполковника А. Д. Сабко, при которой в 1862 году на участке возвели четырёхэтажный доходный дом , рассчитанный на четыре квартиры, с чердаком и подвалом. Строительство возглавлял архитектор Александр Никифоров . По проекту здание совмещало сразу несколько архитектурных стилей: классицизм начала и эклектику второй половины XIX века .

В 1875 году дом принадлежал коллежскому советнику А. А. Цветаеву — однофамильцу Марины Цветаевой. Его сын, Н. А. Цветаев, передал дом по наследству жене губернаторского секретаря М. Н. Калиной-Вильсон. Впоследствии участок сменил ещё несколько владельцев: С. Н. Родионову и Г. А. Балашову . В 1911 году здание перешло к капитану Георгию Мансурадзе и штабс-капитану Ивану Кирилловичу Дмитриеву. При них в доме была проведён водопровод, электричество, телефон, чёрный ход и остальные удобства .

В сентябре 1914 года двадцатидвухлетняя Марина Цветаева с мужем Сергеем Эфроном и двухлетней дочерью Ариадной поселилась в Борисоглебском переулке. Семья, сдав собственный особняк на Полянке, сняла просторную полутораэтажную квартиру № 3 в старинном доходном доме. Его расположение в Арбатской части Москвы, местах, с детства родных и Цветаевой, и Эфрону, необыкновенная планировка, словно в миниатюре воссоздающая разом и типичный старомосковский дом, и условный европейский замок, позволили Цветаевой впервые ощутить себя хозяйкой своего дома, с увлечением и фантазией обустраивать семейное гнездо. Столовая, детская, комнаты мужа и жены, гостевая комната, кухня, мансарда — места хватило и для маленькой семьи, и для друзей, и для прислуги.

После революции 1917 года дом несколько лет не отапливался, что негативно сказалось на состоянии стен и внутренних перекрытий. В это же время положение дел Цветаевой значительно ухудшилось: Сергей Эфрон вступил в Добровольческую армию и на время боевых действий покинул семью, в то время как Марина Цветаева лишилась средств к существованию после национализации банков. Для того, чтобы прокормить детей, Цветаева выстаивала очереди за пайком, рубила на дрова свою мебель красного дерева, топила «буржуйку» в гостиной. В ноябре поступила на службу в Комиссариат по делам национальностей , где проработала полгода. К концу 1919 года положение стало отчаянным, по настоянию друзей она временно поместила детей в Кунцевский приют.

За восемь лет проживания в московской квартире Цветаева написала более сотни лирических стихов, шесть романтических пьес, четыре поэмы, переводы и прозаические эссе. Несмотря на тяжёлые времена, поэта продолжали посещать друзья: Сергей Волконский , Борис Бессарабов, Борис Зайцев , Илья Эренбург , Евгений Ланн , Никита Вышеславцев , Василий Милиоти , Василий Бебутов , Вячеслав Иванов , Константин Бальмонт , Эмилий Миндлин и другие .

Квартира была настоящая старинная московская, неудобная, путаная, нескладная, полутораэтажная и очень уютная. Две двери вели — левая в какую-то ничью комнату, с которой у меня не связано никаких ранних воспоминаний, правая — в большую темную проходную столовую. Днем она скудно и странно освещалась большим окном-фонарем в потолке. Зимой фонарь этот постепенно заваливало снегом, дворник лазил на крышу и выгребал его. Ариадна Эфрон

В 1918 году началась политика уплотнения и в остальных квартирах были образованы коммуналки . В 1962 году в доме были проведены недоброкачественные ремонтные работы, в процессе которых с фасада сбили , дубовые оконные рамы и двери заменили сосновыми, а паркет застлали досками. Пристройка, в которой находилась детская, была полностью снесена и возведена заново. В 1979 году городские власти постановили снести дом, однако здание удалось сохранить благодаря медику Надежде Катаевой-Лыткиной , проживавшей в одной из квартир с 1940 года. При поддержке общественности Надежда Ивановна стала бороться за сохранение дома .

В 1986 году помещения были сданы в аренду Центральной городской публичной библиотеке имени Николая Некрасова , а в 1991 году на здании разместили мемориальную доску Марине Цветаевой .

История музея

Создание

Музей был создан в 1990 году по постановлению Советского фонда культуры о создании Культурного центра «Дом поэта Марины Цветаевой». Одним из инициаторов выступал академик Дмитрий Лихачёв. Первым директором была назначена Эсфирь Красовская, а Надежда Катаева-Лыткина — почётным работником учреждения и служила в музее поэта вплоть до 2001 года. В 1992-м году, в год столетия со дня рождения поэта, состоялось официальное открытие Культурного центра «Дом-музей Марины Цветаевой». К открытию была приурочена большая выставка о Марине Цветаевой.

В 2000 году фонды музея пополнились коллекцией автографов Марины Цветаевой и Георгия Эфрона, переданной компанией De Beers . В 2014-м музей выиграл « Меняющийся музей в меняющемся мире » с проектом «Домовый дневник Марины Эфрон. 1914» . К 125-летию со дня рождения Цветаевой в особняке был проведен текущий ремонт, в рамках которого была произведена окраска стен, циклевка паркета, замена сантехники, частичная замена кровельного железа, окрашивание фасада, а также обновлена экспозиция музея: впервые открыты для посетителей гостевая комната и чёрная лестница, ведущая в цокольный этаж. Студия Артемия Лебедева создала для музея навигационную систему из белого камня .

В 2016 году новым директором музея была назначена Елена Жук. В этом же году в учреждении был запущен кинолекторий . 29 ноября 2017 года в музее была открыта выставка «Где мой дом?», главное событие юбилейного «цветаевского» года, которая представила главное дело жизни Цветаевой — её служение слову, наглядным памятником которому остались её литературное наследие и её рукописный архив. По состоянию на 2018-й в музее действуют семь мемориальных комнат, научная библиотека, концертный зал, а также архив Русского зарубежья .

Экспозиция

Портрет Сергея Эфрона. Неизвестный художник, Москва, 1992 г. Копия с работы Магды Нахман.

Музейные фонды начали формироваться в 1990 году, когда с постановлением правительства многие коллекционеры начали жертвовать мемориальные вещи и предметы эпохи, составившие основу экспозиции. На сегодняшний день фондовое собрание насчитывает более 45 000 единиц хранения и делится на семь коллекций: мемориально-вещевая, документы, фотодокументы, печатные издания, живопись, графика и скульптура. В центре экспозиции находятся вещи Цветаевой: платье, клипсы, браслет, подаренные ею сестре мужа Елезавете Эфрон, а также миниатюрное издании Библии XVIII века , фаянсовая ваза, найденная на чердаке дома в Борисоглебском переулке, брошь с портретом герцога Рейхштадтского и др. В собрание музея входят материалы, документирующие биографию и творческую деятельность современников поэта — Бориса Пастернака , Константина Бальмонта , Анны Ахматовой , Андрея Тарковского , Ильи Эренбурга и многих других. Значительная часть собрания — архив русского зарубежья , поступивший в музей в 1990-х годах из Советского фонда культуры. Это уникальное собрание документов, писем и печатных изданий, относящихся к первой и второй волнам эмиграции. .

Обстановка мемориального музея максимально приближена к состоянию типичной квартиры 1910 годов — из-за того, что многие подлинные предметы семьи Цветаевой были утрачены, мебель была заменена на аналогичную. Выставочное пространство мемориальной квартиры начинается с гостевой комнатой, в которой останавливался Осип Мандельштам и другие гости поэта. В настоящее время она оформлена как «лавка древностей», в которой собраны антикварные вещи, связанные с увлечениями Марины Цветаевой, например, бюст Наполеона и живопись французской революции .

Детская располагалась в самой большой комнате квартиры. В ней висит зеркало Цветаевой, а также находится шкаф, в котором находится часть домашней библиотеки семьи: представленные книги принадлежали как поэту так и её сестре Анастасии . По соседству с детской находится малая гостиная, в которой во времена Цветаевой стоял привезённый из Тарусы рояль. Инструмент был продан в послереволюционные годы, а в настоящее время в зале представлен аналогичный рояль начала XX века .

В кабинете находятся живописные работы, изображающие сцены из французской революции и Отечественной войны 1812 года . Также в зале экспонируются шарманка, секретер, письменный стол и граммофон. При жизни поэта обои кабинета были исписаны стихотворениями . На втором этаже квартиры располагался кабинет Сергея Эфрона, откуда можно было попасть на крышу второго этажа, используемую как мансарда в 1920-е. В нём расположена постоянная выставка, рассказывающая о военной карьере мужа Цветаевой и об истории Белого движения . В бывшей кухне также находится выставка, рассказывающая о родителях Сергея Эфрона .

В 2017 году экспозиционное пространство было расширено: было добавлено около 70 подлинных предметов, связанных с жизнью Марины Цветаевой, а также открыта комната, которую семья поэта сдавала постояльцам .

Примечания

  1. Ирина Ермакова. . Энциклопедия Кругосвет. Дата обращения: 7 сентября 2018. 5 сентября 2018 года.
  2. Анастасия Соловьёва. . // Mos.ru . Дата обращения: 8 сентября 2018. 29 сентября 2018 года.
  3. . // Дом-музей Марины Цветаевой. Дата обращения: 8 сентября 2018. 4 ноября 2018 года.
  4. , с. 6—10.
  5. . museum.ru. Дата обращения: 8 сентября 2018. 29 сентября 2018 года.
  6. . Афиша (29 марта 2018). Дата обращения: 8 сентября 2018. 29 сентября 2018 года.
  7. . Art. Lebedev. Дата обращения: 8 сентября 2018. 25 августа 2018 года.
  8. . Марина Ивановна Цветаева. Дата обращения: 8 сентября 2018.
  9. . Mos.ru (3 августа 2016). Дата обращения: 8 сентября 2018. 29 сентября 2018 года.
  10. Наталия Арлаускайте. . Новое Литературное Обозрение. Дата обращения: 8 сентября 2018. 14 ноября 2018 года.
  11. Наталья Тростьянская. . Вечерняя Москва (18 мая 2017). Дата обращения: 8 сентября 2018. 29 сентября 2018 года.
  12. . In your pocket. Дата обращения: 8 сентября 2018. Архивировано из 29 сентября 2018 года.
  13. . Путеводитель по Московской области. Дата обращения: 8 сентября 2018. Архивировано из 29 сентября 2018 года.
  14. на YouTube
  15. . National Geographic Россия (19 мая 2017). Дата обращения: 8 сентября 2018. 29 сентября 2018 года.

Литература

  • Издания Дома-музея Марины Цветаевой 1990—2002: каталог. — М. : Дом-музей Марины Цветаевой, 2002. — 36 с.
  • Николай Еленев . // Грани . — 1958. — № 39 . — С. 141—159 .
  • Митрофанов А. Г. Прогулки по старой Москве. Большая Никитская. — М. : Ключ-С, 2007. — 288 с. — ISBN 978-5-93136-046-1 .
  • Эфрон А. С. Моя мать — Марина Цветаева. — М. : Алгоритм , 2016. — С. 6—10. — 256 с. — ISBN 978-5-906817-73-0 .
Источник —

Same as Дом-музей Марины Цветаевой