Фадеев, Валерий Александрович
- 1 year ago
- 0
- 0
Вале́рий Алекса́ндрович Дудако́в (род. 7 декабря 1945 , Москва ) — советский и российский коллекционер, искусствовед.
По первому образованию художник-полиграфист, в 1963 году окончил Издательско-полиграфический техникум по специальности художественно-технического редактора . В 1961 году пошел в Клуб юных искусствоведов при ГМИИ, первый выпуск которого закончил .
Был художником-оформителем в научно-технических издательствах Москвы, с 1969 года — в фирме « Мелодия », где в 1973 стал главным художником .
С 1966 года стал членом московского Горкома графиков , где собиралось много нонконформистов, что, по собственным словам, оказало на него важное влияние, как и Манежная выставка 1962 года .
Увлекшись коллекционированием в 1960-е годы, решил получить искусствоведческое образование — с 1963 по 1970 год с перерывом учился в МГУ. В 1970 году вместе с женой закончил искусствоведческое отделение истфака МГУ, кафедру русского искусства. Дудаков специализировался на вопросах синтеза искусств начала XX века, Кашуро — на дореволюционном плакате и рекламе. После получения диплома оба пошли в аспирантуру, соответственно МГУ и Полиграфического института . Дудаков окончил аспирантуру у Дмитрия Сарабьянова , написал диссертацию по проблемам синтеза в искусстве русского модерна .
В 1970-е годы, по собственным словам, оформлял подавляющую часть выпускаемых грамзаписей Шостаковича, Хачатуряна, Свиридова, с которыми был знаком. Сотрудничал с Э. Гилельсом, Е. Светлановым, Г. Рождественским, «особо был ценим» Р. Щедриным и М. Плисецкой . Но «оформительская работа перестала меня привлекать. Сработало и то, что, отказавшись перейти на службу референтом в КГБ, я был понижен в должности и не мог уже выбирать работу „по вкусу“. Но это лишь подстегнуло мой интерес к собирательству» .
Собирательскую деятельность начал в 1960-х годах. Первую картину супруги купили по совету Владимира Немухина — это была картина Владимира Вейсберга . Как позже рассказывал Дудаков, «по инерции» они покупали сначала шестидесятников — Ю. Купермана, Комара и Меламида, Анатолия Зверева, М. Рогинского. Потом они переключились на 1910—1920-е годы, и уже позже — на первую треть века и ранее. После повышения в должности в 1973 году Дудаков стал вкладывать в коллекционирование больше средств, но знакомство на следующий год с Яковом Рубинштейном подняло его на следующий уровень. В течение следующих 8 лет он стал его добровольным помощником . Другим своим наставником в собирательстве Дудаков называет . Через Рубинштейна он познакомился со многими другими коллекционерами «старой школы», а также с наследниками художников. Увлекаться работами мастеров Союза русских художников Дудаков перестал в 1975 году. Диапазон собрания сузился — теперь оно стало включать художников «Мира искусства», «Голубой розы», «Бубнового валета», левых течений 1-й трети XX века, а также шестидесятников . Во 2-й пол. 1970-х чета коллекционеров стала уделять большее внимание «Голубой розе», левым течениям 1910-х годов . Тогда в коллекцию Дудакова вошли «Распятие» Лентулова, «Карусель» Судейкина, «Трамвай» Богомазова .
В 1980-е годы супруги решили передать наиболее значимую часть коллекции в Музей современного искусства, о создании которого тогда мечтали в московской художественной среде. С этим планом, как вспоминает Дудаков, в 1986 году он пришел в Советский фонд культуры , где его идею поддержали Н. Н. Разумович и В. Н. Немухин, а также первый зампред фонда Г. В. Мясников, который выдвинул идею создания Клуба коллекционеров, а затем пригласил в штат Отдела частных коллекций и выставок .
В Советском фонде культуры он стал заведовать отделом выставок частных коллекций и музеем современного искусства . Позже Мясников пригласил его в Музей современного искусства, созданием которого Дудаков начал вместе с В. А. Пушкаревым .
Дудаков активно участвовал в работе двух клубов коллекционеров , существовавших в России — при Советском фонде культуры, а затем российского, основанного в 1997 году — Клуба коллекционеров изобразительного искусства, главой которого стал .
В Советском фонде культуры (затем Российском) Дудаков проработал с 1987 по 1993 год — главным экспертом, заведующим отделом, членом правления Всесоюзного общества коллекционеров . «При этом наша собственная коллекция пополнялась весьма умеренно — все силы уходили на деятельность в фонде. Там я познал славу, интриги, там были свои взлеты и падения, знакомство с директорами известнейших музеев, владельцами и руководителями крупнейших аукционов, встречи и беседы с послами стран Европы и Америки, промышленниками, „капитанами“ индустрии из компаний ФИАТ, Де Бирс, Пирелли, экскурсии с „бато“ Шеварнадзе, общение с Раисой Максимовной Горбачевой и членами Политбюро, а главное, изнурительная работа по 18 часов в сутки и постоянная экспертная деятельность в России и за рубежом, нередкие экспертизы в „Сотбис“, „Кристис“, „Филипс“. Много сил уходило на помощь коллекционерам и консультации, но я об этом не жалею и вспоминаю как о лучшем времени жизни» . За 7 лет его отдел организовал 23 выставки за рубежом, а в пространствах СССР было показано 140 выставок из частных коллекций.
В этот период стал писать статьи для каталогов организованных выставок, начал читать лекции о частном коллекционировании и его истории в России.
После ухода из фонда Дудаков немного изменил характер коллекции, расставшись со многими произведениями мирискусников, частью работ «Бубнового валета», 1920—1930-х годов.
Начал работать в частной сфере, консультировал «Менатеп», «Русское золото», «Лукойл», банковские структуры. В этот период коллекция стала пополняться вещами, купленными на Западе, а также работами представителей «второго авангарда» — шестидесятников" .
С 1997 года — художественный, затем генеральный директор галереи «Новый Эрмитаж» на Спиридоновке, где образовал более 50 выставок из частных коллекций членов Клуба коллекционеров изобразительного искусства, председателем которого он был избран .
По указанию каталога 2006 года, коллекция Дудакова и Кашуро насчитывала свыше 500 работ — прежде всего это художники-символисты, мастера русского авангарда, и нонконформисты . Н. Автономова пишет: «Активная деятельность В. А. Дудакова как собирателя и первоклассный состав его коллекции непосредственно связаны с его незаурядной личностью, особенностями характера. (…) Дудаков и Кашуро принадлежат к плеяде увлеченных и целеустремленных собирателей, ценителей отечественного искусства» .
Портреты Дудакова выполнили Владислав Головин (рисунок, начало 1970-х).
Художественные произведения, стихи (избранное):