Яни, Густав
- 1 year ago
- 0
- 0
Ахмад Яни ( индон. Ahmad Yani , в старой орфографии — Achmad Yani ; 19 июня 1922 года , Дженар — 1 октября 1965 года , Джакарта ) — индонезийский военный деятель. Генерал-лейтенант ; посмертно повышен в звании до генерала . Национальный герой Индонезии . С 1963 по 1965 годы — начальник штаба сухопутных войск Национальной армии Индонезии . Во время попытки государственного переворота, совершённой левой группировкой « Движение 30 сентября », убит мятежниками в собственном доме.
Ахмад Яни родился 19 июня 1922 года в центральнояванской деревне Дженар, в семье Сарджо бин Сухарьо ( индон. Sarjo bin Suharyo ) и Муртини ( индон. Murtini ) ; на момент рождения Ахмада его отец был рабочим сахарной фабрики в . В 1927 году семья Яни переехала в Батавию (ныне Джакарта ), где Вонгсореджо устроился на работу слугой генерала Королевской голландской ост-индской армии (КНИЛ; нидерл. Koninklijk Nederlands Indisch Leger, KNIL ). Проживая в Батавии, Яни получал образование в соседнем городе Бейтензорг (ныне Богор ), окончив там начальную (1935) и среднюю (1938) школы и поступив в старшую .
В 1940 году ему пришлось уйти из второго класса старшей школы, так как он был призван в ряды КНИЛ. На военной службе Яни изучал военную топографию в Маланге и Богоре, ему было присвоено звание сержанта . Однако его обучение было прервано вторжением в Индонезию японских войск .
Во время японской оккупации Индонезии семья Яни вернулась в Центральную Яву. В 1943 году Яни вступил в ополчение ( индон. PETA , от индон. Pe mbela T anah A ir — «Защитники Отечества»), созданное японской администрацией из числа индонезийцев. Вместе с другими военнослужащими ПЕТА, проходил обучение в военном училище Магеланге . После окончания училища Яни выразил желание продолжать учёбу, после чего был направлен сначала в Богор , где прошёл обучение на командира взвода, а затем вновь в Магеланг — на этот раз в качестве преподавателя .
После того, как в 1945 году была провозглашена независимость Индонезии , Ахмад Яни поступил на службу в армию молодого государства , став командующим войсками в . В первые месяцы войны за независимость он отличился в боях под Магелангом; батальон, которым он командовал, участвовал в освобождении города от британских войск . Позже Яни командовал индонезийскими войсками, успешно защищавшими Магеланг от голландцев . В начале 1949 года под руководством Яни было произведено несколько успешных партизанских операций против голландцев: они создали благоприятные условия для проведения одной из самых масштабных войсковых операций войны за независимость — возвращения Джокьякарты , временной столицы Индонезии, занятой голландскими войсками .
После окончания войны за независимость, Яни был направлен на службу в центральнояванский город Тегал . В 1952 году он возглавил группу войск специального назначения, получившую название « Бантенг рейдерс » ( англ. Banteng Raiders ): эта группа была создана с целью борьбы с повстанцами группировки , стремившейся к построению в Индонезии исламского государства. В последующие три года « Бантенг рейдерс » удалось полностью разгромить силы Даруль Ислам .
В декабре 1955 года Яни был командирован за рубеж, где обучался в командно-штабном колледже Форт Ливенворт (штат Канзас , США ); также он прошёл военное обучение в Великобритании . После возвращения в Индонезию в 1956 году он был назначен членом Генерального штаба Национальной армии Индонезии, а затем стал заместителем начальника штаба сухопутных войск Абдула Хариса Насутиона по логистике .
В августе 1958 года Яни командовал операцией по разгрому войск Революционного правительства Республики Индонезии (РПРИ) на Западной Суматре , известной как «Операция 17 августа» ( англ. Operation August 17 ). Под его командованием правительственная армия сумела разгромить повстанцев . 23 июня 1962 года Яни сменил Насутиона на посту начальника штаба сухопутных войск; заняв эту должность, он автоматически вошёл в состав кабинета .
В начале 1960-х годов Яни был фигурой, приближённой к президенту Сукарно , и испытывал к последнему большую личную преданность. По свидетельствам очевидцев, ему принадлежит следующее высказывание: «Тот, кто осмелится наступить на тень Бунга Карно, должен будет сначала переступить через мой труп» ( индон. Siapa yang berani menginjak bayang-bayang Bung Karno, harus terlebih dahulu melangkahi mayat saya ) . При этом, как и большинство высших армейских офицеров, Яни выступал против роста влияния Коммунистической партии Индонезии , пользовавшейся определённой поддержкой президента. 31 мая 1965 года Яни и Насутион получили от Сукарно приказ о приведении армии в боевую готовность, но намеренно затягивали его выполнение .
В ночь с 30 сентября на 1 октября 1965 года левая военная группировка, известная как « Движение 30 сентября » и состоящая в основном из младших офицеров, предприняла попытку государственного переворота . По приказу руководителей Движения, было организовано похищение представителей высшего армейского командования, в том числе и Ахмада Яни .
Дом Яни располагался в джакартском пригороде индон. Jalan Latuhahary, 6 ). Согласно воспоминанием Яю Рулии Сутовирьо Ахмад Яни ( индон. Yayu Rulia Sutowiryo Ahmad Yani ), жены генерала, обычно их дом охраняли одиннадцать военнослужащих, однако за неделю до попытки переворота охрана была усилена — для защиты семьи начальника штаба было дополнительно выделено ещё шестеро солдат. Позже выяснилось, что эти солдаты служили в полку полковника Латифа, одного из руководителей «Движения 30 сентября», и, по словам жены Яни, в ночь на 1 октября их не было на своих постах. Около 21 часа 30 сентября в доме семьи Яни начали раздаваться телефонные звонки; голос на другом конце провода либо молчал, либо спрашивал, сколько сейчас времени. Звонки продолжались до часу ночи. Около 23 часов жена Яни уехала праздновать свой день рождения в кругу друзей и родственников, оставил дома мужа и детей; позже она рассказывала, что, уезжая из дома, заметила в близлежащих кустах силуэты людей: это навело её на мысль, что за домом установлено наружное наблюдение . К этому времени дом генерала действительно был под наблюдением группы мятежников численностью около 200 человек, окруживших его .
(ныне — в черте Джакарты), на улице Джалан Латухахари, 6 (Войдя в дом, мятежники объявили генералу, что он должен немедленно явиться к президенту Сукарно, в ответ на что Яни попросил дать ему помыться и переодеться. Получив отказ, Яни вышел из себя, ударив одного из солдат, и потребовал от мятежников немедленно покинуть его дом. После этого мятежники открыли огонь, в результате чего генерал был убит на месте .
Тело Яни, вместе с телами других военных, похищенных и убитых по приказу лидеров «Движения 30 сентября», было отвезено мятежниками в предместье Джакарты индон. Lubang Buaya — буквально « крокодилья яма »). Там вместе с телами других жертв заговорщиков оно было брошено в пересохший колодец. Из колодца тела убитых были извлечены только 4 октября, после поражения мятежа .
(Тело Яни, вместе с телами других убитых военных, 5 октября было перезахоронено с государственными почестями на в . В тот же день Яни и его сослуживцам, убитым повстанцами, президентским декретом под номером 111/KOTI/1965 было посмертно присуждено почётное звание ; этим же декретом Яни был посмертно повышен в звании до четырёхзвездного генерала. В 2009 году звание Героя индонезийской революции было приравнено к высшему почётному званию страны — Национальный герой Индонезии .
Дом, в котором жил и был убит Ахмад Яни, был превращён в музей под названием « Сасмита Лока Ахмад Яни ». Именем Яни названы улицы в нескольких городах Индонезии, аэропорт города Семаранга , ВМС Индонезии (по имени последнего — также тип фрегатов, бывший нидерландский «Ван Спейк» ), а также .
Дочь генерала, Амелия Ахмад Яни ( индон. Amelia Achmad Yani ), ставшая впоследствии предпринимателем и политиком, написала биографию отца «Ахмад Яни: жертва ради революции» ( индон. Achmad Yani: Tumbal Revolusi ).
Государственные награды Индонезии :
Иностранные государственные награды :