Каракесек (аргыны)
- 1 year ago
- 0
- 0
Аргын или аргун ( каз. арғын , крымскотат. arğın ) — тюркское племя, одно из шести казахских племён ( коныраты , уаки , кереи , кипчаки и найманы ), составляющих Средний жуз казахского народа. Самое многочисленное казахское племя, перешедшее из улуса Джучи в Тимуридское государство при Абу-Сеиде , правнуке Тимура . Аргыны — один из четырёх сильнейших бейских родов Крымского ханства — карачи-беков, которые могли утверждать крымских ханов на престоле и состояли в государственном совете этого государства, определяя во многом внешнюю политику Крыма .
В науке существовали различные взаимно исключающие мнения о генезисе аргынов. Так существовало противоречие в том, происходят ли аргыны от тюркских или же от монгольских предков, а также противоречие в отношении того, являются ли аргыны (в соответствии с шежире — традиционной генеалогией казахов) потомками по мужской линии единого предка племени, либо аргыны представляют собой композицию племён различного генетического происхождения.
Генетические исследования по маркерам Y-хромосомы девяти родов аргынов показали, что генофонд предков аргынов маркирует Y-гаплогруппа G1 (67 % аргынов являются носителями гаплотипов, входящих в гаплогруппу G1-M285) и по отцовской линии восходит к наследию народов индо-иранской языковой семьи : генетические дистанции аргынов минимальны с народами Ирана ( ассирийцы , белуджи , ирани , мазендеранцы , курды ). Совместный анализ генетики и генеалогии аргынов доказал, что непосредственным предком племени стал золотоордынский эмир Караходжа (XIV век) либо его непосредственные предки. Была показана также ошибочность гипотезы Андраша Биро о родстве рода маджар и мадьяров ( венгров ), так как время расхождения предковых линий аргынов и венгров составляет около 20 тыс. лет назад.
Помимо G1 у аргынов встречаются группы C2 (9 %) и R1a1a (7 %), появление C2 связано с влиянием монголов, а появление R1a1a может быть связано с двумя источниками: первый маркируется M417, другой Z2125 и встречается у киргизов и пуштунов Афганистана (>40 %), в некоторых популяциях Ирана и Кавказа (>10 %) и у казахов (1,5 %); второй маркируется M780 и обнаруживается в Южной ( Индия , Пакистан , Афганистан, Гималаи ) и Западной (Иран) Азии, а также у казахского клана сарыкопы (генеалогическая сублиния бабасан), по происхождению «сарты».
Генетические данные подтвердили верность предания о том, что общим предком рода таракты был не родной сын основателя рода аргын, а на́званный, а потому родство с остальными аргынами прослеживается лишь по женской линии. У большинства представителей рода таракты наблюдается субгаплогруппа J1 — M267(xP58), которая характерна для народов Восточного Кавказа (у кубачинцев в Дагестане достигает 99 %), а также ассирийцев Ирака (18 %), Турции (16 %) и Ирана (10 %); всё это указывает на переднеазиатские корни предков этого рода.
В целом генетическая близость аргынов к народам Иранского нагорья указывает на существование древнего генетического субстрата, который был привнесён прото-аргынам древней миграцией с Иранского нагорья ираноязычных народов или их потомков. С другой стороны обнаружилось сходство аргынов с казахами Алтайского нагорья и монголами, что показывает наличие так называемого «суперстрата», привнесённого позднейшими миграциями тюркоязычных и монголоязычных народов, что привело к тому, что ко времени формирования родоплеменной общности аргынов те уже были тюркоязычны как и генеалогический основатель клана Караходжа .
По мнению ряда авторов, первоначальное ядро аргынов восходило к монгольским племенам .
По одной из версий, этноним «аргын/аргун» в переводе с монгольского означает «союз десяти» и может быть связан с рекой Аргунь в Бурятской области и с легендарной местностью Эргунэ-кун . В свою очередь, название реки Аргунь (Эргүнэ, Өргөн) с монгольского переводится как «широкая» . Г. Г. Мусабаев слово аргын возводит к монгольскому аргуй «скотовод». Н. А. Аристов связывает его с названием реки Аргун ( Аргут ) на Алтае . В монгольском языке окончание «т» означает множественное, а «н» единственное число .
М. Т. Тынышпаев полагал, что аргыны восходят к нирун-монгольскому племени арикан . По его мнению, аргыны в V—VII вв. были в составе коренных монголов и проживали на территории современной Монголии . По Н. А. Аристову, аргыны во времена Чингисхана подались на запад впереди найманов и кереев .
Ч. Ч. Валиханов включал аргынов в число монгольских народов Джагатайской орды .
Согласно другой версии, аргыны являются потомками Аргун-ага , ойратского наместника, служившего в Ильханате Хулагу .
Согласно К. Этвуду, аргыны (аргуны) происходят от завоёванных степных народов Монгольского плато , подчинённых монголами и приведённых на запад монгольским завоеванием . По его мнению, аргыны (аргуны) представляли собой онгутский клан, который добился важной позиции в джучидской Синей Орде и сформировал часть казахов и моголов .
В современной Монголии зарегистрированы носители следующих родовых имён: аргун, аргууд, аргуун, аргуут, аргын, ариган . Из современных аргынских родов к монголам наиболее близки таракты и тобыкты .
По легенде прародителем считается .
По данным сельскохозяйственных переписей в 1896—1911 гг., численность аргынов составляла 509 тыс. чел., в том числе 82 % в казахском населении Кокчетавского уезда ( атыгай , ), в Павлодарском 78 % (главным образом , суйиндык ), в Каркаралинском 78 % (суйиндык, каракесек ), в Акмолинском 67 % ( куандык , канджигалы ), в Тургайском 50 % ( шегендык , сарыжетим, акташы, умбетей), Атбасарском 46 % (куандык, шегендык ( каксал ) и др.), в Петропавловском 39 % ( атыгай , ), в Омском ( айдабол ) 35,3 %, в Семипалатинском 32 % ( тобыкты ) .
В 1917 году, по сведениям Мухамеджана Тынышпаева , количество аргынов было 890 тысяч . Согласно А. А. Темиргалиеву, в 1911—1913 годах численность аргынов составляла 753 220 человек . По оценке Баяна Ракишева , современная численность аргынов составляет 2,09 млн человек .
Состоит из 12 родов.
Среди родов пальму первенства удерживают аргыны, их численность в 2016 году насчитывалось 2 090 000 человек .
Род | Подрод | Тамга (родовой знак) | Уран (родовой клич) |
---|---|---|---|
Средний жуз | босага | ||
Аргын | коз | Акжол, Кара Ходжа | |
Каракесек | коз | Каркабат | |
Суиндык | коз | Тортуыл | |
Таракты | тарак, | Жаукашар | |
Жогары шекты | жогары-шекты | ||
Томень шекты | томень-шекты |
Беи крымских аргынов были одними из четырёх беев, имевших право поднимать хана на белой кошме при избрании. Известный представитель — Тугай-бей .
Труды VI Археологического съезда в Одессе (1884 г.), 1889 год.
«…Девлет-Гирей хан. „Слово мое: Дано сие от меня иметь в руках Аргинскому почтенейшему полномочному бею Ягмурчи хаджи в том, что как он хаджи и предки его распорядителями были во время покойных предков наших, что они все самовольно распоряжалась над всеми своими имениями и народами, также жалую и я, повелевая, дабы все и старые и молодые народы, живущие в владениях хаджия, послушались и повиновались ему в полности, как во время предков наших оные повиновались, как то: косить, пахать, отправляться с ним куда он прикажет, или жить на месте, в чём дан сей приказ с приложением перстянной моей печати. Эгира 958 года. Город Бахчисарай. 1543 по Российскому счислению“.
Второй ярлык выдан Мегмет-Гиреем ханом 1570 от Р, X. Вот он:
„Речь моя. Прежде от сего покойный мой отец Девлет-Гирей хан почтенному дворянину (Карачи) Джан-Мамбет бею пожаловал Аргинскую карди (то есть полномочную бейскую власть) и велел сколько по принадлежности взятое и содержимое владеть Аргинскому, а я также жалую и отдаю в руки ферман и повелеваю: покойный полномочный Ягмурча Аджи бей и прежде его бывший бей как владели, так владеть и полномочному Джан-Мамбет бею, по старому порядку, и не мешать владению и надзиранию и также брать мой, наследник, Адиль-Гирей, прочие братья и сыновья и Аргннские мурзы, отнюдь не должны мешаться, а кто увидевши этот мой ферман не послушается и мешать будет, тому будет не хорошо. Алма-Сарай“
Третий ярлык выдан Ислам-Гиреем ханом 1578 года. „Ислам Гирея хана речь. Имеющего в руках этот ферман почтенный дворянин покойнего Ягмурги-Аджи бея сын Кара бей Аргинскою бейскою властью жалую и повелеваю как старшему временем (летами) из среды братьев владеть принадлежащими слугами, как владели покойный Ягмури-Аджчи бей и Джамбет бей, отцы и деды их, и прежде служившие старые и молодые люди также служили этому Кара-бею и его слушались, вместе с ним ходили бы верхом и пешком по его повелению (то есть выходили бы на войну и на работу); и султаны, беи и мурзы отнюдь не мешали бы удерживать обитателей в руках и владеть Кара-бею пахатпыми и сенокосными землями, и также лесной и выгонной пастбищными землями. Приложивши мою печать, отдать ферман“. г. Бахчисарай.
Четвёртый ярлык, данный 1092 г. от Эгира (1680 г.) Мурат-Гиреем ханом, жалует Батырше бею Карачи (то есть полномочному) Аргинскому бею часть дани, получаемой из Москвы. Каждый раз, лишь только прибудет посол из Москвы, Батырша бей, показав данный ярлык, имеет получить свою часть.
Кроме ханских ярлыков при деле о дворянстве рода Аргинских беев сохраняется ещё один фирман султана Ибрагима (от 1053 г. от Эгиры). Этим фирманом султан утверждает права Тогай мурзы на пользование доходами деревень Кефейскаго и Судакскаго округов в размере 20,618 акча, повелевает жителям этих деревень, в случае войн, „становиться под знамёна бея“ и во всем ему повиноваться. Из других документов видно, что Аргинские имели свое знамя, которым они предводительствовали во время войны и свой герб.
Наконец из сего списка оказывается, что Аргинские имеют свое владение „называемое Аргин-Найман“. В 20*х годах оно заключало 25,637 десятин и состояло в нераздельном пользовании всех Аргинских…».
В родословной рода буре племени Усерган есть родовое подразделение аргыни . Их генеалогии восходят к казахскому племени аргын. Усерганы родовых подразделений аргын считают себя по происхождению казахами. Они остались среди башкир в XVII веке и обашкирились .
Аргыны входят в субэтническую группу хакасов хызыл ( кызыльцы ), и делятся на сеоки улуг аргын и кічiг (кичиг) аргын . Являются ассимилировавшимися потомками казахов -аргынов, осевших в Алтысарском улусе в XVI или в начале XVII века .
Аргыны были одним из самых знатных родов в Казанском и Касимовском ханствах , входили в местные ханские диваны , и оказывали влияние на политику обоих государств. После падения Казани и интеграции Касимовского ханства в состав России аргыны потеряли свою идентичность и растворились в татарском народе.