Крызы
- 1 year ago
- 0
- 0
Крыз ( азерб. Qrız ) — селение и одноимённое муниципальное образование в Губинском районе Азербайджана , расположенное на высоте 2000-2050 метра у подножия Белой горы на левом берегу реки Кудиалчай , которую местные жители называют Джейдар . В муниципальное образование входят селения Крыз и . Крыз — одно из мест компактного проживания малочисленного крызского народа — потомков одного из племён, составлявших население Кавказской Албании . Их язык принадлежит к лезгинской группе нахско-дагестанской языковой семьи .
Исследователи сходятся во мнении, что Крыз является древнейшим известным населённым пунктом крызов, из которого в своё время отселились предки нынешних джекцев , алыкцев и хапутлинцев — жителей соседних высокогорных селений Джек ( азерб. Cek ), Алык ( азерб. Əlik ), ( азерб. Haput ) и . Начиная с 1860-х — 1880-х гг., значительная часть крызов перебралась на равнинные территории.
Крыз, как и соседние селения, имеет характерное для высокогорных сёл ступенчатое и скученное расположение домов, окружённых небольшими двориками. Основным строительным материалом служат груботёсаный камень и галька. У крызских домов — каменные стены и плоские земляные крыши со средними дымоходами . В прошлом Крыз был крепостью, в настоящее время в селе остались лишь руины крепости .
Исторически сложилось деление села на кварталы по признаку кровного родства.
В селении имеется средняя школа, здание муниципалитета, а также старая разрушенная мечеть , построенная в VIII веке в период правления Абу Муслима и носящая его имя. На стене мечети имеется камень с датой «131», что соответствует примерно 749 году по григорианскому календарю.
Крыз — самое труднодоступное село в шахдагском регионе . Единственная дорога ведёт на юг, в сторону селения Джек . 28 ноября 2012 года был открыт мост, который соединил село с остальным миром . До этого транспортное сообщение отсутствовало, и последний участок пути можно было преодолеть лишь пешком или верхом на лошади .
В 2021 году в ходе строительства школы в селе были обнаружены древние могилы и фаянсовые предметы быта. Предположительно находки относятся к XI-XII векам.
Главное занятие населения — овцеводство; земледелие имеет второстепенное значение. Развиты ремёсла — изготовление ковров, паласов, шерстяных узорчатых носков.
Впервые топоним Крыз был упомянут в источнике X века .
В российских источниках первые упоминания о шахдагских народах (и их горных селениях Крыз, Хапут, Алик, Джек, Хиналуг, Будух) содержались в труде «Записки о находящихся на западном берегу Каспийского моря, между Астраханью и рекою Кура, народах и землях и об их состоянии в 1728 году» («Описание стран и народов, между Астраханью и рекой Курой находящихся») , подготовленном Иоганном Густавом Гербером , русским офицером немецкого происхождения, который по заданию русского правительства перед началом Персидского похода (1722—1723) объехал побережье Каспийского моря, принял участие в самом походе и в дальнейшем в течение семи лет находился на Кавказе, наблюдая за бытом и различными сторонами жизни кавказских народов, «изведал… всё внутреннее состояние тех земель, которые для определения границ и для снятия точной ландкарты в 1726 и 1727 гг. из конца в конец объехал» .
Правитель Кубинского ханства Фатали-хан (1758—1789) переселил сюда несколько семей горских евреев . В селе до сих пор имеется еврейское кладбище.
Мустафазаде Тофиг в книге «Кубинское ханство» пишет, что в селе Крыз не раз бывал последний кубинский хан Шейх-Али (1791—1806), отказавшийся признать новую российскую власть. Шейх-Али сделал Крыз центром своих владений. Аббаскули-ага Бакиханов в произведении «Гюлистани-Ирам» пишет, что Шейх-Али расширил село и начал строить рядом с ним новый город.
«В 1225 (1810) г. из Табасарана пришел Шейх Али-хан, где он жил полтора года, и с помощью Ханбутай-бека Хазринского и других кубинских жителей около четырех месяцев владел Кубинской провинцией, и переселив часть населения, начал строить новый город в деревне Крыз» .
В «Сборнике сведений о Кавказе» (Тифлис, 1879 г.) указывалось, что в селении действуют две мечети и одна медресе .
В 1860-е — 1880-е гг. увеличение горского населения, начавшийся распад больших патриархальных семей, а также начало интенсивного разведения марены , превратившейся в одну из основных статей местного экспорта, привели к миграции части горцев (прежде всего крызов и лезгин) на равнину, в Мюшкюрский магал — область на севере Кубинского уезда , где значительные территории расчищались и обрабатывались под марену и чалтык . К 1880-м годам Мюшкюр уже представлял собой густонаселённую территорию. Там, где ранее были лишь зимние помещения для скота и землянки для пастухов, появились новые сёла и сады. Из 58 крызских отсёлков тридцать пять были созданы переселенцами из селения Крыз .
Отток населения происходил и в советское время, особенно в конце 1940-х годов. Эта тенденция сохраняется и в настоящее время. Жители переселяются в Джек и . В селе на начало XXI века оставалось всего 30-40 домов, в которых проживало до 400 человек.
Из сих шести деревень каждая своего старшину имеет, которые с обызами или духовными промежду их ссоры разыскивают и судят, а оным далее послушны не бывают, ибо также всякой собою господином.
По разграничению земли все сии шесть деревень в турецкую границу и Шамахинскому дистрикту надлежат, токмо оные противятся как туркам, так и хану шамахинскому, и отнюдь не хотят, чтоб их подданными числить, и трудно будет их к тому принудить, чего ради оные ещё люди вольные.
Промысл такой же имеют, как другие дагистанцы, которой состоит в воровстве и в грабеже, где оным что попадается, однакож больше тайно, нежели явно.
Податей никому не дают и платить не будут, ибо оные люди вольные и в такой воле пребывать, никому поддаться не хотят, но и впредь не поддадутся.
Сии шесть деревень, так же, как и другие дагистанцы, заедино стоят, имеют и с другими пятьми уездами крепкое приятство, токмо не могут во время потребных нужд с ними соединиться, ибо высокия горы Шак между ими лежат и соединению мешают. Понеже горы около сих шести деревень не так высоки и дороги к ним не так затруднительны, как к другим пяти уездам дагистанским, к тому же оные и не очень сильны, то может быть, что хан шамахинской помощию турецкою их под владение приведет. Хотя они также воры и грабежники, как другие дагистанцы, однакож принуждены от явного воровства удержаться, понеже оные несколько пашен в уезде Рустау имеют, которой под Российской империи состоит, куды оные зимним временем скотину и баранов своих на корм пригоняют, ибо для великих снегов в горах спасти не могут; и того ради оные своим воровством в уездах, к России надлежащих, вежливо поступают, дабы им не больше убытку, нежели прибыли, приключилося.