Бакиханов, Аббас-Кули-ага
- 1 year ago
- 0
- 0
Аббас-Кули́-ага́ Бакиха́нов ( азерб. عباسقلی باکیخانوف, Abbasqulu ağa Bakıxanov ), также известный под литературным псевдонимом Кудси́ ( азерб. Qüdsi , «чистый», «благородный»); 21 июня 1794 , Амирджан — 31 мая 1847 , Мекка , Хабеш ) — азербайджанский учёный-просветитель, поэт и писатель, писавший на азербайджанском , персидском и арабском языках . Ф. Касим-заде считает его «одним из основоположников реалистического направления в азербайджанской художественной литературе XIX века» .
Бакиханов является основоположником азербайджанской научной историографии ; а также основоположником азербайджанской археологии , языковед А. М. Демирчизаде представил его публике как «первого азербайджанского лингвиста» .
По собственным словам Аббаса Кули Ага Бакиханова он родился в пендж-шенбе 4 зу-л-хиджа 1208 года по хиджре (в четверг 21 июня (3 июля) 1794 года) в селении Амираджаны в семье бакинского хана Мирза Мухаммад-хана II и принявшей ислам грузинки Софии-ханум Баграм-бек кызы . У него также был родной брат Джафар Кули Ага и четыре единокровных брата. Приходился родственником Фатали-хану отец которого Хусейн Али-хан являлся по матери прадедом Аббас Кули Ага Бакиханову . Детство Бакиханов провёл в апшеронских селениях Амираджаны, Балаханы , Маштага , Рамана . Здесь в Маштагах с 1801 года он начал учиться, а после того как в 1803 году их семья окончательно обосновалась в селении Амсар , продолжил обучение в Кубе . В своей автобиографии Бакиханов писал: «Хотя с семилетнего моего возраста я стал учиться, но в продолжении десяти лет, по причине беспрестанных тревог и войн, я ничего не приобрёл, кроме знания персидского языка. Когда прекратились политические смуты и семейство наше удалилось в Кубу, я в продолжение 10 лет посвятил себя изучению арабского языка и разным наукам. Несмотря на недостаток средств и другие препятствия, я сумел заслужить некоторую известность в науках» .
Юность Бакиханова протекала на фоне жестокости и произвола ханов, их междоусобных войн и неурядиц. Показательна история, как в детстве Бакиханов спас одного нукера , которого слуги кубинского правителя Шейх Али-хана собирались казнить . Положение семьи в то время было непростым. Незадолго до рождения Бакиханова между его отцом Мирза Мухаммад-ханом II и дядей Мухаммад Кули-ханом возникла борьба за ханскую власть, закончившаяся свержением Мирза Мухаммад-хана II. Последний перебрался к Шейх Али-хану, приходившемуся тому двоюродным братом по матери . После кончины Мухаммад Кули-хана на престол вступил его племянник Хусейн Кули-хан . В борьбе с ним Мирза Мухаммад-хан II опирался на помощь Шейх Али-хана и даже пытался использовать династические браки как с Шейх Али-ханом, так и с Хусейн Кули-ханом, но полного успеха не добился. И хотя в какие-то времена часть Бакинского ханства находилась под его управлением, он в конечном итоге был изгнан Хусейн Кули-ханом с бакинских владений. В противостоянии с ним Мирза Мухаммад-хан II и его братья в дальнейшем начали склоняться в сторону России , что вызвало гнев со стороны Шейх Али-хана кубинского . В союзе с Мирзой Мухаммад-ханом II русская армия под командованием С. А. Булгакова двинулась на Баку. Хусейн Кули-хан бежал в Персию , а Бакинское ханство вошло в состав Российской империи. Начиная с этого времени между Мирза Мухаммад-ханом II и Шейх Али-ханом началась вражда. Последний был разбит в 1808 году генерал-майором Гурьевым, а уже в 1809 году Кубинское ханство было передано в управление Мирзе Мухаммад-хану II, возглавившему «временное управление» Кубинской провинции .
В последующем положение семьи оставалось отнюдь не безопасным. В 1814 году один из людей Шейх Али-хана, некий Черкес-бек, однажды пробрался к ханскому дворцу и заложил под его стены несколько бочек с порохом. Бывший кубинский хан приказал в следующую же ночь привести в исполнение намерение уничтожить семью Бакихановых. О готовящемся покушении сообщил человек, с которым Аббас Кули Ага Бакиханов столкнулся во время прогулки. Этот человек оказался тем нукером, которого в своё время спас Бакиханов. Заговор провалился .
В конце 1819 году Аббаскули Ага Бакиханов прибыл в Тифлис , куда его пригласил главноуправляющий Грузии генерал А. П. Ермолов «для определения на службу». По прибытии он начал выполнять отдельные поручения Ермолова по военной части . Уже в 1820 году Бакиханов был участником двух походов русской армии — против правителя Казикумухского ханства Сурхай-хана и против ширванского владетеля Мустафы-хана . Так, летом 1820 года он находился в составе отряда генерала В. Г. Мадатова , выступившего в поход против Сурхай-хана казикумухского . Во время похода Ермолов в письме к А. А. Закревскому от 22 апреля того же года писал: «Я так беден чиновниками, что роздал моих адъютантов. Одного (Бакиханова — прим.) послал с Мадатовым против изменника Казикумухского хана» . Бакиханов участвовал в Хосрехском сражении , за отличие в котором 4 (16) сентября получил свой первый офицерский чин прапорщика .
28 декабря 1821 (9 января 1822) года Бакиханов был официально оформлен переводчиком с восточных языков при канцелярии главноуправляющего Грузии . В 1823 году он участвует в работе демаркационной комиссии по разграничению установленной Гюлистанским договором границы с Персией. В том же году Бакиханов принял участие в работе над «Описанием» Карабахской провинции . Участвовал в 1824 году в походе русских войск на Кавказской линии под командованием генерал-лейтенанта А. А. Вельяминова . 20 июля 1826 года Аббаскули-ага Бакиханов был произведён в поручики .
Широкий размах деятельность Бакиханова приобрела во время Русско-персидской (1826—1828) и Русско-турецкой (1828—1829) войн. В то время он состоял в свите генерала И. Ф. Паскевича по дипломатической части. Впоследствии Паскевич писал министру иностранных дел графу К. В. Нессельроде о Бакиханове:
Приехав в Грузию и заметив способности и благородные его качества, я полной доверенностью продолжал занимать его по части дипломатической. В персидскою войну службою Аббас-Кули-аги я был особенно доволен: совершенное знание его персидского языка и неутомимая деятельность принесли много пользы. Через него шла почти вся переписка с персидским двором и, таким образом, сделались ему известны все сношения наши с Персией и весь ход нашей персидской политики .
Принимал непосредственное участие в сражениях Русско-персидской войны. 5 июня он отличился в сражении в урочище Джаван-Булах, а 7 июня при взятии Аббас-Абада . За заслуги, проявленные при осаде Аббас-Абада 14 (26) октября его произвели в штабс-капитаны . Задолго до этого, персидским принцем Аббас-Мирзой были начаты переговоры о мире. Ещё 20 июля Паскевич отправил А. С. Грибоедова и Бакиханова в местечко Каразиадин для личных переговоров с Аббас-Мирзой . Тем временем, русская армия продолжала успешное наступление. 20 сентября армия под командованием Паскевича взяла Сардар-Абад , а уже 1 октября был взят Эривань . Во всех этих сражениях участвовал и Бакиханов, за что его наградили орденом Анны 3-й степени с бантом.
4 августа 1828 года «за переговоры о мирных трактатах с Персиею » произведён в капитаны .
21 апреля 1829 года «за отличное усердие при взятии Кр. Ахалцыха » произведён в майоры с объявлением ему Высочайшего благоволения .
В 1831 году участвовал в Дагестанской экспедиции под командованием генерал-адъютанта Н. П. Панкратьева и «за отличие» произведён в подполковники 9 марта 1832 года. В 1842 году произведён в полковники.
Служа в Тифлисе переводчиком в канцелярии генерала А. П. Ермолова , он основательно изучил русский и французский языки.
Находясь на военной службе, он близко познакомился с видными деятелями культуры, находящимися в то время на Кавказе — с А. С. Грибоедовым , А. А. Бестужевым , Я. П. Полонским , Т. Лада Заблоцким , М. Ф. Ахундовым , М. Ш. Вазехом , А. Г. Чавчавадзе , Г. Д. Орбелиани , Н. М. Бараташвили и др. Личностью и творчеством Бакиханова интересовались многие русские, польские, немецкие, французские поэты, писатели, путешествовавшие по Кавказу, — В. К. Кюхельбекер , А. А. Бестужев-Марлинский , художники В. И. Мошков и Г. Г. Гагарин , немецкий поэт Ф. Боденштедт , И. Н. Березин , и другие. В 1833 году он путешествовал по России , Латвии , Литве и Польше . В 1834 году Петербурге он познакомился с великим русским поэтом А. С. Пушкиным .
В 1843 году участвовал в работе специального комитета по составлению проекта положения о личных правах высшего мусульманского сословия в Закавказье . Он был известен и как журналист — редактировал персидское издание « Тифлисских ведомостей ».
Полковник Аббас-Кули-ага Бакиханов скончался 31 мая 1847 года во время эпидемии холеры в аравийской пустыне между Меккой и Мединой (оазис Вади-Фатима) на обратном пути из паломничества . Похоронен в общей могиле в местечке Вади-Фатима.
Бакиханов оставил богатое научное, философское и литературное наследие .
Он первым предпринял попытку изложить историю литературы и науки в Азербайджане с XII по XIX век . В своих исследованиях по истории материальной и духовной культуры народов восточного Закавказья Бакиханов сообщил ценные сведения о жизни и деятельности поэтов, учёных, теологов древнего и средневекового Ширвана и Дагестана .
«Гюлистан-и Ирам» («История восточной части Кавказа») — научное исследование, в котором автор осветил историю Ширвана и Дагестана от древнейших времён до Гюлистанского мира 12 октября 1813 года . Отличается широтой замысла, богатством фактического материала, непредубеждённым отношением к мусульманским народам. Для написания этого труда Бакиханов использовал огромное количество сведений, почерпнутых из сочинений античных армянских , грузинских, персидских, арабских и турецких средневековых авторов. Автор широко использовал литературные памятники и материал топонимики , нумизматики и эпиграфики . Этот труд был высоко оценён русскими и зарубежными учёными. Согласно «Очеркам истории исторической науки в СССР» (1955 год) в «Гюлистан-и Ирам» делается первая попытка дать общий обзор истории Азербайджана с древнейших времён до 1813 года .
«Кашф аль-Караиб» («Открытие диковин») посвящена истории открытия Америки , « Асрар ал-Малакут » («Тайны царства небесного») посвящена защите представлений о гелиоцентрической системе мира, объяснению строения и физической природы тел солнечной системы .
«Всеобщая география» — описание физической, политической, экономической карты мира.
Художественное творчество Бакиханова не было однородным. Произведения, написанные в традициях средневековой восточной литературы, отягощены условными образами, суфийскими поэтическими символами. Произведения, сюжеты которых взяты из современной жизни, проникнуты просветительскими идеями. Бакиханов был последним писателем Средневековья и в то же время первым писателем Нового времени. Этим определяется его особое место в истории азербайджанской литературы. В своем родном городе Кубе организовал литературный меджлис под названием «Гюлистан» («Цветник»). Вокруг него сгруппировались поэты и любители поэзии.
« Рияз ал Гудс » («Святые цветники») — его первое поэтическое произведение, написано на азербайджанском языке. Поэма создана под влиянием религиозно-мистической поэзии.
« Китаб-е Аскерие » («Книга об Аскере») — рассказ о взаимной любви юноши и девушки, преследуемых фанатичной средой.
«Тифлис», «Среди грузин» — стихи, представляющие собой реалистические зарисовки грузинского городского быта.
«Осёл и Соловей» — вольный перевод басни И. А. Крылова .
«Обращение к жителям Тавриза» — социальная сатира, бичующая пороки отсталой мусульманской среды.
«Мишкат аль-анвар» («Ниша светочей») — дидактическая поэма, содержащая множество наставлений и цитат из Корана и хадисов пророка , апокрифические легенды. Автор испытал на себе сильное влияние суфийских идей.
«Тахзиб-ал-Ахлак» («Исправление нравов»), «Китаб-е-Насаих» («Книга наставлений»), «Айн ал-Мизан» («Сущность весов»), « Асрар уль-мелекут » («Тайны небес»), «Кануни Кудси», — философско-этические сочинения в которых нравственное сознание и логическая способность суждения рассматриваются как продукт воспитания и образования.
«Вознесение мечты» и «Европейское общество» — поэмы, написанные в Варшаве . Стихотворные рассказы и басни наставительно-дидактического характера в духе нравоучительной лирики Саади . Кыта́, рубаи, мураббе и мухаммасов на азербайджанском, персидском и арабском языках, в которых отразились этико-философские раздумья автора.
Значительную часть поэтического наследия Бакиханова составляют газели . Главные их мотивы — беззаветная преданность возлюбленной, воспевание её красоты.
Семья Бакихановых по вероисповеданию принадлежала к мусульманам-шиитам . В 1826 году Бакиханов женился на Сакине-ханум, дочери Келб Хусейн-аги, от брака с которой в 1831 году у него родилась дочь Зибюи-Ниса-бегюм, а 1839 году вторая дочь — Тугра-ханум . Обе они вышли замуж за своих двоюродных братьев, сыновей дяди Джафар-Кули-Ага Бакиханова .
Бакиханов свободно владел азербайджанским , арабским , персидским и русским языками, а также, знал и французский язык . Среди его друзей были такие русские писатели и поэты, как А. С. Грибоедов , А. А. Бестужев-Марлинский и В. К. Кюхельбекер .
Одна из историй-легенд о Бакиханове, встречающаяся в исторической литературе, описывает встречу с российским императором Николаем I и его супругой, императрицей Александрой Фёдоровной .
Легенда описывает, что однажды Бакиханов был приглашён на приём к императору. Николай I и его супруга были извещены заранее, что известный поэт Кавказа не пьёт алкогольных напитков, так как является верующим мусульманином. Удивлённая этим и возжелавшая смутить Бакиханова, императрица предположила, что она будет первой, кто предложит ему напиток. На приёме Александра Фёдоровна приблизилась к поэту с бокалом вина на золотом подносе. Ошеломлённый этой неожиданной честью, Бакиханов преклонил колено, поднял бокал, повернулся к императору Николаю и промолвил — «Мой Господин предлагает мне напиток, мой Господь указал мне не пить, кому я должен быть послушен?» Будучи религиозным человеком, император ответил — «Вашему Господу, конечно».
Бакиханов вернул бокал на поднос, и смущённая царица удалилась .
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Гусейн-хан
(?—1690) |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Гейбат-бек |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Хаджи Гаиб-бек
Алпаутский |
|
Ахмед-хан
(?—1703) |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Дергах Кули-хан |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Хусейн-хан Рудбарский |
|
Хеджар |
|
Султан Ахмед-хан
(?—1711) |
|
Ахмед-хан | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Хаджи Мирза Мухаммад-хан |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
? |
|
Гусейн Али-хан
(1709—1757) |
|
Пери Джахан-бике Уцмиева | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
Хаджи Али-Кули-ага |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Мухаммад Кули-хан
(?—1792) |
|
|
|
|
|
|
|
|
Мелик Мухаммад-хан
(1736—1782) |
|
Хадидже-бике
(1739—1803) |
|
Фатали-хан
(1736—1789) |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
Мехти Кули-ага |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Хусейн-Кули-хан
(?—1845) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
София Баграм-бек кызы |
|
|
Мирза Мухаммад-хан II
(1774—1836) |
|
Хан-бике | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Гасан Кули-ага |
|
Джафар Кули-ага |
|
Лютф Али-хан |
|
Искендер-хан |
|
Нух-хан |
|
Салман-хан |
|
Муса-хан |
|
Джафар Кули-ага
(1796—1867) |
|
(1794—1847) |
|
Абдулла-ага
(1824—1879) |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Тугра |
|
(1838—1882) |
|
Мамедрза-бек |
|
Гасан-ага
(1833—1898) |
|
Зибюи Ниса-бегюм |
|
Тугра | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Хаджи-Аббас-Кули-ага
(1860—?) |
|
Гашимхан |
|
(1890—1957) |
|
Солтан
|
|
Ахмед
(1892—1973) |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
(род. 1933) |
|
Талат
(1927—2000) |
|
Тофик
(род. 1930) |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
(1961—1996) |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Оригинальный текст (рус.)Ему принадлежала большая заслуга в собирании и систематизации материалов по истории Азербайджана. Основной его труд по истории Азербайджана, «Гюлистан-Ирам» («Райский цветник»), был закончен в 1841 г. В «Гюлистан-Ирам» делается первая попытка дать общий обзор истории Азербайджана с древнейших времен до 1813 г. Книга была написана на персидском языке и переведена самим автором на русский.
Для написания своей работы А. Бакиханов использовал восточные источники, произведения античных (Геродот, Аммиан Марцелин), русских и западноевропейских историков. В отличие от предшественников и современников, А. Бакиханов критически относился к тем многочисленным источникам, из которых он черпал сведения по истории Азербайджана.