Interested Article - Второй Ватиканский собор

Второй Ватиканский собор — XXI вселенский собор Католической церкви , проходивший с 11 октября 1962 года по 8 декабря 1965 года. Созванный по инициативе папы Иоанна XXIII , собор закрылся уже при папе Павле VI . На соборе был принят ряд важных документов, относящихся к церковной жизни — 4 конституции, 9 декретов и 3 декларации. Открывая собор, Иоанн XXIII заявил, что целью собора является обновление церкви и её разумная реорганизация, чтобы церковь могла продемонстрировать своё понимание развития мира и подключилась к этому процессу. Папа высказал пожелание, чтобы результатом этого собора стала открытая миру церковь. Задачей собора было не отвергать и осуждать реалии современного мира, а провести давно назревшие реформы.

Собор оказал значительное влияние на Католическую церковь, благодаря масштабу и разнообразию вопросов, которые он рассматривал . Принятые на соборе преобразования вызвали отторжение наиболее консервативной части католического сообщества , часть которого оказалась в фактическом расколе с церковью ( Священническое братство святого Пия Х ), часть поддерживает движение за сохранение дореформенного обряда в рамках церкви ( Una Voce ).

Подготовка

25 января 1959 года, через 3 месяца после своего избрания на папский престол, папа Иоанн XXIII объявил о намерении собрать вселенский собор. 17 мая того же года была образована подготовительная комиссия, председателем которой стал госсекретарь Ватикана кардинал Доменико Тардини . Папа призвал епископов, монашеские ордена, университеты и прочие структуры Католической церкви к широкому обсуждению повестки будущего собора и проблем, требующих соборного обсуждения.

29 июня 1959 года папа Иоанн XXIII выпустил энциклику Ad Petri Cathedram , в которой кратко обозначил цели грядущего собора: «развитие католической веры, обновление ( aggiornamento ) христианской жизни, приспособление церковной дисциплины к нуждам и обычаям нашего времени» .

К 30 мая 1960 года в комиссию поступило более 3 тысяч предложений. 5 июня 1960 года в motu proprio Superno Dei nutu подготовительная комиссия была преобразована в Центральную подготовительную комиссию. Возглавлял её работу сам понтифик или его легат декан Коллегии кардиналов Эжен Тиссеран .

Отцы собора в Ватикане в день открытия Второго Ватиканского собора

В булле Humanae Salutis (25 декабря 1961) папа обосновал необходимость созыва собора и объявил 1962 год годом начала его работы. Motu proprio Concilium (2 февраля 1962 года) установило дату открытия — 11 октября 1962 года.

20 июня 1962 года завершилась работа Центральной комиссии, подготовившей 73 проекта документов . Однако большинство их ещё не были до конца проработаны и оставлены для доработки самим собором.

6 августа 1962 года в motu proprio Appropinquante Concilio был опубликован устав собора, определяющий правила проведения собраний, порядок голосования, степень участия наблюдателей. Представители 28 христианских церквей и деноминаций были приглашены для участия в качестве наблюдателей.

Сессии

Ватикан в день открытия Второго Ватиканского собора

11 октября 1962 года состоялось торжественное открытие Второго Ватиканского собора, на котором присутствовало 2540 участников. Присутствовали наблюдатели от других христианских церквей: православные , англикане , старокатолики и другие. Около 300 приглашённых экспертов не участвовали в общих дебатах отцов собора, но принимали участие в качестве консультантов и редакторов документов . Работа первой сессии продолжалась до 8 декабря. Были обсуждены проекты документов о церкви, об источниках Откровения, о средствах массовой коммуникации и ряд других. Ни один документ не был принят, сформулировано большое количество поправок и предложений, направленных в соборные комиссии, которые должны были продолжить работу в период между сессиями.

3 июня 1963 года скончался папа Иоанн XXIII, 21 июня был избран новый папа Павел VI . Вторую сессию Ватиканского собора (29 сентября — 4 декабря 1963 года) открывал уже он. Наиболее горячие дискуссии на второй сессии вызвали проекты документов о церкви, об экуменизме (взаимодействии с некатолическими церквями) и религиозной свободе. Документы по этим темам приняты на сессии не были. Первыми документами, одобренными собором стали конституция о литургии Sacrosanctum Concilium и декрет об отношениях со СМИ Inter Mirifica .

Третья сессия проходила с 14 сентября по 21 ноября 1964 года. 19 ноября третья сессия приняла 2151 голосом «за» при 5 «против» один из самых важных и обсуждаемых документов — догматическую конституцию о церкви, которая получила в финальном варианте название Lumen gentium , текст которой стал итогом многочисленных компромиссов между интегристами и прогрессистами . Кроме конституции третья сессия приняла 2 декрета — Unitatis redintegratio (о католическом экуменизме) и Orientalium Ecclesiarum (о восточных церквях).

Четвёртая и заключительная сессия собора прошла с 14 сентября по 8 декабря 1965 года. На ней были приняты все прочие документы собора. Наибольшие разногласия вызвала декларация Dignitatis humanae о религиозной свободе , которая резко критиковалась интегристами за либеральное понимание принципа свободы совести и за расплывчатость понятия «свобода исповедания религии»; а также конституция о церкви в современном мире Gaudium et spes . Несмотря на то, что по предложению комиссии по переработке документа «О церкви в современном мире», она была оформлена в виде пастырской, а не догматической конституции, что означало её декларативный, а не вероучительный характер, работа собора продемонстрировала его стабильное неприятие традиционалистским меньшинством. Интегристы критиковали теологическую часть Gaudium et spes , указывали на антропоцентризм документа и чрезмерную концентрацию на социальной сущности человека. «Конституция Gaudium et spes » была принята только на последнем заседании 7 декабря 2307 голосами против 75 после открытого требования папы принять документ . Ещё одним важным документом принятым на заключительной сессии стала конституция о Божественном откровении Dei Verbum (принята 18 ноября 2344 голосами против 6).

8 декабря 1965 года на площади перед базиликой святого Петра состоялась церемония закрытия Второго Ватиканского собора.

Итоговые документы

На Втором Ватиканском соборе было принято 16 документов (4 конституции, 9 декретов и 3 декларации):

Конституции:

  • « Sacrosanctum Concilium » — конституция о священной литургии
  • « Lumen gentium » — догматическая конституция о Церкви
  • « Gaudium et Spes » — пастырская конституция о Церкви в современном мире
  • « Dei Verbum » — догматическая конституция о божественном откровении

Декреты:

  • « Ad gentes » — декрет о миссионерской деятельности Церкви
  • « Orientalium Ecclesiarum » — декрет о Восточных католических церквях
  • « Christus Dominus » — декрет о пастырском служении епископов в Церкви
  • « Presbyterorum ordinis » — декрет о служении и жизни пресвитеров
  • « Unitatis redintegratio » — декрет об экуменизме
  • « Perfectae caritatis » — декрет об обновлении монашеской жизни применительно к современным условиям
  • « Optatam totius » — декрет о подготовке к священству
  • « Inter mirifica » — декрет о средствах массовой коммуникации
  • « Apostolicam actuositatem » — декрет об апостольстве мирян

Декларации:

  • « Dignitatis humanae » — декларация о религиозной свободе
  • « Gravissimum educationis » — декларация о христианском воспитании
  • « Nostra ætate » — декларация об отношении церкви к нехристианским религиям

Богословие

Папа Павел VI на соборе

В ходе подготовки и работы Второго Ватиканского собора выявились расхождения между рядом консервативных участников, стремившихся к максимальному сохранению традиционных элементов богословия и литургии («интегристы», от лат. integrum — «целостный») и сторонниками серьёзных обновлений в духе объявленного папой Иоанном XXIII «аджорнаменто» («прогрессисты»). Прогрессисты составляли большинство среди участников собора, но текст ряда итоговых документов представлял собой консенсус двух партий . Несмотря на ряд революционных изменений в области литургии , отношения к служению церкви в современном мире и отношения к другим конфессиям и религиям собор избежал новых догматических вероопределений, подтвердил как все общехристианские догматы, так и специфичные для католичества ( безошибочное учительство папы ex cathedra , непорочное зачатие Девы Марии , взятие Девы Марии в Небесную Славу душой и телом ).

Экклезиологическое богословие собора выразилось в конституции Lumen Gentium . Конституция определяет, что Церковь Христова может быть только одна и что она пребывает в Католической церкви, хотя и замечается, что «вне её (Церкви) состава обретаются многие начала освящения и истины, которые, будучи дарами, свойственными Церкви Христовой, побуждают к кафолическому единству» . Большое внимание уделено в документах собора роли мирян в церкви и понятию «апостольство мирян», этому посвящена четвёртая глава конституции Lumen Gentium и целиком — декрет Apostolicam Actuositatem .

Многие дискуссии собора касались мариологии . В первоначальной программе собора стояло обсуждение вопросов об учении о посредничестве Девы Марии в деле искупления и об Успении . Многие даже ждали от собора нового мариологического догмата. Однако в итоге тема посредничества вообще была снята с повестки дня, а в теме Успения собор ограничился подтверждением недавно провозглашённого догмата о взятии Богородицы в небесную славу душой и телом . В итоге участники собора отказались от намерения создать отдельный документ о Марии и ограничились изложением католического учения о ней в заключительной главе Lumen Gentium .

Участники покидают Собор Святого Петра

Одним из самых дискуссионных богословских вопросов Собора был вопрос о религиозной свободе, после долгих дискуссий сформулированный в декларации Dignitatis Humanae . Документ признаёт право личности на религиозную свободу, «право на религиозную свободу коренится не в субъективном расположении личности, но в самой её природе» . Утверждая закон свободы совести, свободы человека следовать своей совести, чтобы достичь Бога, собор в то же время признал за религиозными общинами «право беспрепятственно учить своей вере и исповедовать её открыто, устно и письменно» .

Социальное учение было раскрыто собором в пастырской конституции о церкви в современном мире Gaudium et spes , декларации о религиозной свободе Dignitatis humanae , декрете об апостольстве мирян Apostolicam actuositatem и декрете о средствах массовой коммуникации Inter Mirifica . Самыми важными социальными вопросами, которым было уделено большое место в итоговых документах, стали вопросы семьи, культуры, экономики, политики и международных отношений.

Отношение Церкви к Священному Писанию и Священному Преданию отражено в догматической конституции Dei Verbum . Собор говорит об исключительной роли Библии в церковной жизни, особо подчёркивается необходимость изучения Писания для клириков . Многие богословские положения этой конституции стали ответом на новейшие исследования библеистов .

Отношение Католической церкви к экуменизму было изложено в декрете Unitatis Redintegratio . Согласно ему, католический экуменизм не предполагает упразднения межконфессиональных различий, благодаря приведению догматов всех церквей к единому компромиссному варианту. Такая трактовка экуменизма неприемлема, так как католическая догматика предполагает, что вся полнота истины пребывает в Католической церкви. Католический экуменизм, согласно отцам собора, состоит в уважении ко всему тому в других конфессиях, что не противоречит католической вере. Разрешается и поощряется братский диалог и совместные молитвы с представителями других христианских церквей.

Литургическая реформа

Литургическая реформа Второго Ватиканского собора выражена в конституции Sacrosanctum Concilium . Революционным для римского обряда стало положение о допустимости национальных языков в литургии, хотя и было указано, что основным языком римского обряда должна оставаться латынь . Среди главных принципов пересмотра литургического действа называются необходимость больше внимания уделять чтению Священного Писания, активнее привлекать к ходу богослужения присутствующий на нём народ и адаптировать литургические богослужения применительно к характеру и традициям различных народов.

Конституция провозгласила: «обряды, существо которых должно строго сохраняться, следует упростить: опустить то, что с течением времени стало повторяться или было добавлено без особой пользы. Напротив, кое-что из того, что со временем незаслуженно исчезло, надлежит восстановить по исконным правилам Святых Отцов, если это покажется уместным или необходимым» .

Среди изменений порядка служения и чина мессы , предписанных конституцией — увеличение количества чтений из Священного Писания, расширение прав на сослужение священников, восстановление в чине мессы молитвы верных , обязательность проповеди на воскресных и праздничных мессах, разрешение на причащение мирян под двумя видами. Ряд изменений в порядке служения мессы, таких как служение священника лицом к народу не были упомянуты в конституции, но были введены в чин Novus Ordo после собора.

Было допущено общение в таинствах с христианами-некатоликами. Декрет о восточных церквях Orientalium Ecclesiarum предписал: «можно преподавать таинства Покаяния, Евхаристии и Елеосвящения больных восточным христианам, отделённым от Католической церкви… если они сами об этом попросят… Более того: католикам также разрешается просить о тех же таинствах у служителей-некатоликов, в церкви которых наличествуют действительные таинства, всякий раз, когда того потребует нужда или подлинная духовная польза, а доступ к католическому священнику окажется физически или нравственно невозможен» . Было предписано изменить в сторону упрощения богослужебные одеяния и предметы.

Реформы затронули и внелитургическую церковную жизнь: был сильно изменён бревиарий , установлена обязательность катехумената для взрослых, пересмотрен чин совершения некоторых других таинств и обрядов. Подвергся изменениям и литургический календарь , изменения коснулись подчёркивания воскресенья, как главного праздничного дня, и придания центральной роли Господским и Богородичным праздникам .

Примечания

  1. .
  2. «Ватиканский собор II» // Католическая энциклопедия . Т.1. М.:Изд. францисканцев, 2002
  3. Калиниченко Е. В., Пономарёв В. П., Пучкин Д. Э., Тюшагин В. В. // Православная энциклопедия . — М. , 2004. — Т. VII : « Варшавская епархия Веротерпимость ». — С. 268—303. — 752 с. — 39 000 экз. ISBN 5-89572-010-2 .
  4. . Дата обращения: 15 октября 2012. 9 мая 2016 года.
  5. . Дата обращения: 15 октября 2012. 6 января 2012 года.
  6. . Дата обращения: 15 октября 2012. 6 января 2012 года.
  7. . Дата обращения: 15 октября 2012. 31 января 2013 года.
  8. . Дата обращения: 15 октября 2012. 30 января 2013 года.

Литература

  • II Ватиканский собор: (Замыслы и итоги). — Москва : Мысль, 1968. — 439 с. — (Вопросы научного атеизма / Акад. обществ. наук при ЦК КПСС. Ин-т науч. атеизма; Вып. 6).
  • Васильева О. Ю. . — М. : Лепта, 2004. — 380 с. — ISBN 5-98194-009-3 .
  • Калиниченко Е. В., Пономарёв В. П., Пучкин Д. Э., Тюшагин В. В. // Православная энциклопедия . — М. , 2004. — Т. VII : « Варшавская епархия Веротерпимость ». — С. 268—303. — 752 с. — 39 000 экз. ISBN 5-89572-010-2 .
  • O'Malley, John W. . — New York : Continuum, 2008. — ISBN 978-0-8264-2890-5 .
  • Документы II Ватиканского собора. — Москва, 2004. — 710 с. — 3 000 экз. — ISBN 5-900086-32-1 .
  • История II Ватиканского собора, под общей редакцией Джузеппе Альбериго , в 5-х томах, Москва, 2003—2010.
  • Фолиева Т. А. // Вестник ПСТГУ сер. 1. Богословие. Философия. — М. : ПСТГУ , 2013. — Вып. 4 (48) . — С. 89–100 . 18 мая 2015 года.
  • Родин И. В. // Вестник ПСТГУ . Серия II: История. История Русской Православной Церкви. — 2022. — Вып. 108 . — С. 152—162 .

Ссылки

  • на agnuz.info (англ.)
Источник —

Same as Второй Ватиканский собор