Interested Article - Персонализм (философия)

Персонали́зм (от лат. persona — личность) — экзистенциально - теистическое направление в философии , признающее личность первичной творческой реальностью и высшей духовной ценностью , а весь мир — проявлением творческой активности верховной личности — Бога .

В более широком значении персонализм — это философская установка, признающая личность высшей формой бытия человека. При этом персонализм стоит отличать от индивидуализма . Как отмечает , «личность всегда живет в мире, населённом другими личностями, „я” составляет единое целое с другими, а другой — с „я”. Личность — это внутреннее содержание, нуждающееся в том, чтобы выходить вовне. Это ни в коей мере не говорит об отрицании „я”: чем больше мы по-настоящему любим других в истине, тем больше мы любим самих себя, чем больше мы любим самих себя, тем больше мы любим других» . Поэтому можно говорить о существовании различных форм персонализма, среди которых возможен персонализм атеистический.

Особенности

По словам Ж. Лакруа, «персонализм — это не философия в собственном смысле слова. Или, если угодно, возможно существование не одной, а нескольких философских концепций персонализма, питающихся одним и тем же вдохновением, но выводящих из него различные, во многом несхожие учения: существует, например, атеистические и христианские концепции персонализма, не говоря уже о многих других» .

В персонализме можно выделить яркое и актуальное течение - т.н. диалогический персонализм , представителями которого являются М. Бубер , М. Недонсель , Н. А. Бердяев , М. М. Бахтин . Социальная сторона личности, а именно коммуникация или диалог , заявляются в диалогическом персонализме основанием конституирования всей личности. Диалогический персонализм, оперируя новыми экзистенциальными категориями ( Я , , МЫ ), стремится преодолеть гносеологический Я-центризм классической философии, вынося проблему познания на новый онтологический уровень проблемы творчества .

Считается, что термин «персонализм» впервые употребил Ф.Шлейермахер в книге «Речи о религии к образованным людям, ее презирающим» (1799). К персонализму относятся учения Ф.Якоби , , , .

Персонализм в России начинается с Ф. М. Достоевского .

Представители

Православная традиция

Католическая традиция

Протестантские течения

Иудаизм

Примечания

  1. , с. 13.
  2. , с. 15-16.
  3. .

Литература

  • / К. В. Бандуровский // Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов . — М. : Большая российская энциклопедия, 2004—2017.
  • И. С. Вдовина. // Новая философская энциклопедия : в 4 т. / пред. науч.-ред. совета В. С. Стёпин . — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Мысль , 2010. — 2816 с.
  • Бердяев Н. Персонализм и марксизм, «Путь», 1935 , № 48;
  • Маритен Ж. Человек и государство. М.: Идея-Пресс, 2000. ISBN 5-7333-0033-7 [www.gumer.info/bogoslov_Buks/Philos/Mariten/_Index.php];
  • Мунье Э. Манифест персонализма. М.: Республика, 1999. ISBN 5-250-02694-X ;
  • Лакруа Ж. Избранное: персонализм. — М. : РОССПЭН , 2004.
  • Сент-Экзюпери А. де. Ночной полет, Планета людей, Маленький принц, Военный летчик, Цитадель;
  • Бубер М. Я и Ты, М., 1993 ;
  • Бубер М. Два образа веры, М., 1999 ;
  • Вдовина И. С. Французский персонализм (1932—1982), М., 1990
  • Мельвиль Ю. К., Философия мистики и реакции, «ВФ», 1953 , № 4;
  • Боднар Я., О совр. философии США, М., 1959 ;
  • Кузнецов В. Н., Франц. персонализм, в кн.: Совр. объективный идеализм, М., 1963 ;
  • Шершенко Л. А., Амер. персонализм, там же, Володин В. Н., Мистификация личности в философии франц. персонализма, «ВФ», 1964 , № 10;
  • Шкуратов В. А. Историческая психология, М., 1994 ;
  • Богомолов А. С., Англо-американская буржуазная философия эпохи империализма, М., 1964 ;
  • Stern L. W., Person and Sache, Lpz., 1906 ;
  • Bowne B. P., Personalism, L.— Boston—N. Y., 1908 ;
  • Flewelling R. Т., Creative personality, N. Y., 1926 ;
  • Knudson A. C, The philosophy of personalism, N. Y., 1927 .

Ссылки

Источник —

Same as Персонализм (философия)