Класс персонажа
—
архетип
персонажа
ролевых игр
, определяющий его умения и направление развития. Как правило, игроки выбирают класс при создании персонажа и не могут полностью от него отойти в течение всей жизни этого персонажа.
В ролевых играх жанра
фэнтези
обычно используются три традиционных класса: воин, плут и маг:
Воин (Warrior) носит тяжёлую броню, щит и меч (либо двуручное оружие), сражаясь в ближнем бою. Основной атрибут - сила.
Плут (Rogue) носит лёгкую или среднюю броню, в бою использует лук, кинжалы и яды. Основной атрибут - ловкость. Специализация: скрытность, взлом, кража и обезвреживание ловушек.
Маг (Mage) носит мантию или лёгкую броню, в бою использует посох и заклинания. Основной атрибут - интеллект.
Существуют гибридные классы:
Боевой маг (Battle Mage) — чародей с навыками воина. Использует броню и оружие, специализируется на боевых заклинаниях и усилении себя в ближнем бою.
Жрец (Cleric) — священнослужитель, специализирующийся на магии поддержки.
Паладин (Paladin) — воин, имеющий доступ к некоторым видам магии поддержки.
Бард (Bard) — персонаж, специализирующийся на убеждении, заклинаниях иллюзии и очарования.
Следопыт
(Ranger)
: умелый воин, обученный выживанию в дикой местности. Специализируется на стрельбе из лука и на стиле боя парным оружием.
Плут
(Rogue)
: хитрый, изворотливый разведчик и шпион. Может быть весьма коварен в бою.
Чародей
(Sorcerer)
: заклинатель, обладающий врождённой способностью к магии. В отличие от мага тратит меньше времени на постижение магии и может колдовать гораздо чаще, но ограничен в выборе заклинаний.
Волшебник
(Wizard)
: могучий заклинатель, обученный тайным наукам. Если колдунами рождаются, то магами становятся в процессе кропотливого обучения. Волшебники должны подготовить свои чары перед использованием, но им доступен больший выбор заклинаний.
5 редакция
Изобретатель
(
Artificer
): инженер, имеющий небольшой доступ к магии, специализирующийся на создании магических предметов, зелий и оружия (в том числе огнестрельного).
Варвар
(Barbarian)
: свирепый воин, способный впадать в ярость в бою, чтобы сокрушать своих врагов.
Бард
(Bard)
: является мастером речей, песен, и волшебства. Воодушевляют своих союзников и ослабляют противников.
Жрец
(Cleric)
: священник, источником силы которого является божество. Тип магии во многом зависит от божества, которому поклоняется священник.
Друид
(Druid)
: мудрец, черпающий энергию из природы. Может превращаться в животных и обладает различной магией.
Воин
(Fighter)
: боец с выдающимися навыками сражения и несравненным владением оружием. Может быть как бойцом поддержки так и стоять на передовой.
Монах
(Monk)
: мастер боевых искусств, чьи безоружные атаки быстры и очень опасны. Владеет сверхъестественной силой.
Паладин
(Paladin)
: воин, чей источник магических сил - клятва.
Следопыт
(Ranger)
: умелый воин, обученный выживанию в дикой местности. Может сражаться как в дальнем, так и в ближнем бою в паре с животным-компаньоном.
Плут
(Rogue)
: хитрый, изворотливый разведчик и шпион. Мастер скрытности.
Чародей
(Sorcerer)
: заклинатель, обладающий врождённой способностью к магии.
Колдун
(Warlock):
заклинатель, чей источник магии - патрон, с которым заключён контракт
Волшебник
(Wizard)
: заклинатель, чей источник магии - накопленные им знания.
Бесклассовые системы
Бесклассовые системы — такие, в которых грань между одной и другой специализацией размыта, и игрок способен сделать персонажа в точности таким, какого он хочет. Наиболее известные бесклассовые системы —
GURPS
и
S.P.E.C.I.A.L.
(в серии игр
Fallout
).
У бесклассовых систем есть свои недостатки — трудно
сбалансировать
различные комбинации умений. Например, в
Ultima Online
нашёлся «волшебник-танк», который в
PvP
разбрасывался смертельными заклинаниями и убить которого было практически невозможно. Другой
мем
, на сей раз родом из
GURPS
— «слепой снайпер»: отрицательная характеристика «слепой» нисколько не мешала положительной характеристике «снайпер».