Беро III (дофин Оверни)
- 1 year ago
- 0
- 0
Жан Беро́ ( фр. Jean Béraud ; 31 декабря 1848 ( 12 января 1849 ), Санкт-Петербург — 4 октября 1935 , Париж ) — французский салонный живописец, приобретший известность многочисленными жанровыми работами , изображавшими жизнь Парижа (в том числе ночного) и парижского светского общества, и картинами на евангельские сюжеты в современной обстановке .
Жан Беро и его сестра-близнец Мелани появились на свет в Петербурге . По юлианскому календарю , принятому в Российской империи , это произошло в последний день 1848 года ; по григорианскому же, действовавшему на родине его семьи, во Франции — 12 января 1849 года. Кроме Мелани, у Жана было ещё две сестры, Адриенна и Эстелль. Их отец, которого тоже звали Жан Беро, был скульптором , которого, как полагают, пригласили участвовать в постройке и оформлении Исаакиевского собора . В 1853 году Жан Беро-старший умер, и его вдова с четырьмя детьми вернулась в Париж .
В Париже Жан Беро учился в лицее Бонапарта (ныне Лицей Кондорсе ), после чего хотел углубиться в юриспруденцию, чтобы стать адвокатом. Однако после Франко-прусской войны он переменил свои намерения, и решил получить художественное образование. С 1871 года на протяжении двух лет Беро учился в Школе изящных искусств ( фр. École Beaux-Arts ), где посещал рисовальные классы известного портретиста Леона Бонна́ ( фр. Léon Bonnat , 1833—1922) . Позже, с 1882 года, в мастерской Леона Бонна́ учился и другой известный французский импрессионист — Анри де Тулуз-Лотрек .
В 1887 году Жан Беро становится рыцарем , и в 1894 году — офицером ордена Почётного легиона .
В 1889 году награждён золотой медалью Общества французских художников, и в том же году золотой медалью Всемирной выставки в Париже .
Беро был старшим по возрасту другом для писателя Марселя Пруста ( 1871 — 1922 ). В феврале 1897 года Пруст пригласил Беро секундантом на свою дуэль с поэтом, романистом и критиком Жаном Лорреном , которая состоялась в Мёдоне — юго-западном пригороде Парижа . Их дружба продолжалась много лет: Беро послужил одним из прототипов Эльстира в цикле романов Пруста « В поисках утраченного времени » ( 1913 — 1927 ), а в 1920 году художник подарил писателю свой крест Почётного легиона . В числе тех, с кем Беро дружил с молодости, называется также имя парижского актёра Коклена-старшего ( 1841 — 1909 ) .
К концу XIX века Беро всё меньше отдаёт времени собственной живописи, активно участвуя в многочисленных выставочных комитетах и жюри, в организации выставок Общества изящных искусств, вице-президентом и сооснователем которого он был .
Жан Беро никогда не сочетался браком и не имел детей. Похоронен на кладбище Монмартр рядом с матерью, урождённой Ж.-Е. Жакен ( фр. Geneviève Eugénie Jacquin , умерла в 1886 году ), и сестрой-двойняшкой Мелани (умерла в 1927 году ) .
Закончив учёбу в Школе изящных искусств, Беро открыл собственную мастерскую в квартале художников на Монмартре . С 1873 (по др. данным, 1872 ) по 1889 год он регулярно выставлялся в Парижском салоне . Будучи учеником Бонна, Беро начинает свою карьеру художника как портретист . Образ Леды (1875) принадлежит мифологической тематике, но в 1876 художник совершает прорыв в другой области. Признание ему принесла картина «Возвращение с похорон» (« фр. Le Retour de l’enterrement »), выставленная в салоне в 1876 году . На холсте изображена группа людей, объятых общей печалью после погребения. Один из мужчин прикуривает сигару, другие углубились в беседу. Эта уличная сценка положила начало серии многочисленных работ с похожими мотивами.
Изображения Елисейских Полей , кафе, Монмартра и берегов Сены являются точно детализированными иллюстрациями парижских будней времён Belle Époque — « Прекрасной эпохи ». Примером этому может служить картина 1889 года «Кондитерская Gloppe». Постепенно стиль живописи Беро сдвигается от академического в сторону импрессионизма . Однако, в то время как крупнейшие импрессионисты бежали от сумбурного Парижа и рисовали ландшафты его окрестностей, Беро — как и его друг Эдуард Мане (1832—1883), и, в некоторых своих образцах, Эдгар Дега (1834—1917), обращался к мотивам именно городской жизни . Художественные приёмы, использованные Беро, в частности, при рисовании так называемых кафе-шантанов , впоследствии стали классическими. Верхнюю часть картины Беро скрывал лёгкой дымкой, музыкантов и зрителей ставил на передний план, а исполнителей — на задний, контрастно выделяя их на более тёмном фоне .
В 1890 году Беро впервые обращается к религиозной тематике . Картины этого ряда напоминают нидерландскую живопись XVII века. На Парижском салоне 1891 года Беро выставил свою «Магдалину в доме фарисеев». Классические библейские сцены, персонажи которых одеты в современное платье , вызывали в то время скандальную критику. Среди лиц, окруживших Спасителя, современники узнавали Ж.-Э. Ренана — автора не менее скандальной в те годы монографии « Жизнь Иисуса », а для Магдалины позировала куртизанка Лиана де Пужи .
В 1885 году Беро принял участие в создании Общества пастелистов ( фр. Société Pastellistes , впоследствии его президентом был избран Анри Жерве ). Общество пастелистов выставило произведения своих художников в отдельном павильоне Всемирной выставки 1889 года , и здесь работы Беро были отмечены золотой медалью . С 1890 по 1929 год Беро выставлялся в салоне ( фр. Salon de la Société Nationale ), который он основал вместе с Огюстом Роденом , Ж.-Л.-Э.Месонье и П. С. Пюви де Шаванном . Посмертную выставку его работ провёл в 1936 году парижский музей Карнавале .
Беро относился к числу так называемых салонных живописцев . В основе салонной живописи лежала академическая манера: «совершенство рисунка, изящество линий, тонкая проработка цвета, тщательная детализация, „возвышенный“ и понятный сюжет, а главное — рационалистически выверенная система правил, предписывающая подход к изображению того или иного объекта» . От живописца требовалась эффектная композиция и виртуозность, а также стремление отражать некий идеал.
Характеризуя направление, которому принадлежит творчество Беро, В. Калмыкова и В. Тёмкин пишут в «Энциклопедии современной живописи»: «Мастера не столько выражали себя, сколько создавали образ красоты, который удовлетворял хорошему вкусу их современников; увы, порой „хороший вкус“ понимался как нечто раз навсегда данное и не развивающееся, неизменное. Оттого многие картины выглядят искусственными, застывшими, надуманными, порой слащавыми — и техническое мастерство их не спасает» .
Название «салонное искусство» возникло потому, что члены жюри официальных живописных выставок Парижа, от которых зависел отбор произведений, выставляемых на обзор широкой публики, поддерживали академистов и «неоклассиков», выставлявшихся в « Квадратном салоне ». Впоследствии оно распространилось далеко за пределы этого круга живописцев. Среди художников этого направления — Амори-Дюваль , Глейр , Шопен, Кутюр , Кабанель , Бугро , Делоне , Доре , Лефевр, Каролюс-Дюрана , , , Синьяк , Годвард , Блаас , Больдини , Беро, Жерве , Тиссо .
Во Франции Беро пользовался популярностью , в частности, Ги де Мопассан называл его «очаровательнейшим выдумщиком» ( фр. le plus charmant des fantaisistes ) . Однако его творчество совершенно игнорировалось искусствоведами того периода . Русские художники воспринимали работы Беро с иронией, если не сарказмом, видя в них воплощение лубочности, неискренности и очевидную коммерческую направленность, потакающую, по их мнению, низким мещанским вкусам. Так или иначе, ни Пушкинский музей , ни Эрмитаж , — две крупнейшие в России коллекции французской живописи рубежа XIX—XX веков — не числятся в мировых реестрах держателей работ Беро. Также нет и посвящённых ему статей ни в энциклопедии Брокгауза и Ефрона , ни в Большой Советской энциклопедии .
Ещё до посещения музея живший в Париже пенсионером Академии художеств Илья Ефимович Репин уже был наслышан: «гвоздём выставки Марсова поля, если уже необходим гвоздь по парижским нравам, считаются две вещи: Дорога креста — Голгофа, куда несёт свой крест Христос, сопровождаемый современными нам людьми, Ж.Беро; другая — „Всё умерло“ » (точное название картины бельгийца Л.Фредерика : « Тризна похорон », фр. Le Repas de funérailles ). Беро — почти что ровесник Репина, и русский художник внимательно рассматривает и технику, и сюжетную подачу своего французского коллеги. В своих мемуарах «Далёкое близкое» он вспоминает картину, выставленную Беро на той выставке: Иисус Христос в окружении людей из века XIX-го. «…публика разделена на два лагеря. С левой стороны буржуа всяких состояний выражают Христу свою ненависть жестами, криками и поднятием камней на великого страдальца. Справа, напротив, — коленопреклонённые, со сложенными благоговейно, по-католически руками, ждут его благословения» . Этот сюжетный приём не вызывает восторга у русского художника: Беро в этой подаче материала не пионер, и Репин напоминает, что мода на рисование Христа в обществе и обстановке современного художнику XIX века пошла «с лёгкой руки немецкого художника Уде », да и сам «Ж.Беро уже не первый раз сводит Христа в обстановку нашего времени». Репин сетует:
Готовые под венец жених с невестой, израненный солдат, удручённый бедняк составляют совсем особую сцену в картинке г. Беро, — надо сказать, картинке лубочной, тенденциозной и совсем не художественной .
Резюмируя, что не видит в творчестве Беро искренности и таланта, Репин критикует остальные картины этого художника, показывая как «ловкий расчёт на массу делает своё дело»:
Рядом стоит его картинка совсем другого пошиба: перед лежащим на пригорке молодым человеком в шляпе и пиджаке, курящим беззаботно папироску, дефилируют прямо по воздуху, даже без облаков, современные девы разных характеров и положений: аристократка с лорнетом, гризетка с улыбкой, канканёрша с закинутой на небо ногой и так далее, до простых разносчиц и служанок. Все эти девицы в современных костюмах. А если это не по вкусу иному зрителю, то рядом стоит маленький портретец старичка писателя ( Арманд Сильвестр ), курящего и осенённого по плечам двумя голенькими музами. Эта картинка написана особенно старательно. Есть и ещё три портрета, уже без всяких претензий и такой же маленькой величины .
В примечаниях к воспоминаниям Репина К. И. Чуковский уточняет: «портретец старичка писателя» ( Армана Сильвестра ) — это картина Беро «Искушение св. Антония», о которой М. М. Антокольский в статье «Правда и ложь в искусстве» писал , что св. Антоний — «просто современный портрет известной парижской личности, человека средних лет, толстого, сладострастного, который сидит за письменным столом, пишет и курит, а на плечах у него поместились две соблазнительницы — бульварные феи, ехсusez-moi — совсем без костюмов…»
Во Франции Жан Беро представлен в парижских музеях Орсе и Карнавале , в тулузском , в музее изящных искусств в Ницце, в Иль-де-Франс и нескольких других. В Англии — одна работа в лондонской Национальной галерее . В Бельгии — одна картина в музее изящных искусств ( нидерл. Museum voor Schone Kunsten ) города Гента . В США — одна работа в нью-йоркском музее Метрополитен и одна — в музее искусств Уолтерса в Мериленде.
Все нижеприведённые картины Жана Беро, если иного не указано, находятся в частных собраниях: