Interested Article - Стрит-арт

Стрит-арт в квартале Кипс-Бей на Манхэттене

Стрит-арт ( англ. Street art — уличное искусство) — направление в современном изобразительном искусстве , отличительной особенностью которого является ярко выраженный урбанистический характер.

Основной частью стрит-арта является граффити (иначе спрей-арт ), но нельзя считать, что стрит-арт — это и есть граффити. К стрит-арту также относятся постеры (некоммерческие), трафареты , различные скульптурные инсталляции и т. п. В уличном искусстве важна каждая деталь, мелочь, тень, цвет, линия. Художник создает свой стилизованный логотип — «уникальный знак» и изображает его на участках городского ландшафта. Самое главное в стрит-арте — не присвоить территорию, а вовлечь зрителя в диалог и показать различную сюжетную программу.

До 2012 года ни в одном музее мира не существовало отделов коллекционирования и хранения стрит-арта , пока в Санкт-Петербурге не открылся Музей стрит-арта : его миссией является хранение и предоставление информации об уличном искусстве, помощь в реализации новаторских проектов молодых художников, внедрение нового подхода к развитию индустриальных территорий и удаленных от центра районов посредством творческих практик и современного искусства .

Следует различать термины «стрит-арт» и « паблик-арт ». Первый термин чаще всего относят к нелегальным и несанкционированным действиям в публичном пространстве , тогда как второй термин этого не подразумевает.

История

Истоки

Опубликованный в 1918 г. российскими футуристами Декрет № 1 «О демократизации искусств (заборная литература и площадная живопись)» гласит:

Товарищи и граждане, мы, вожди российского футуризма — революционного искусства молодости — объявляем:

1. Отныне вместе с уничтожением царского строя отменяется проживание искусства в кладовых, сараях человеческого гения — дворцах, галереях, салонах, библиотеках, театрах.

2. Во имя великой поступи равенства каждого пред культурой Свободное Слово творческой личности пусть будет написано на перекрестках домовых стен, заборов, крыш, улиц наших городов, селений и на спинах автомобилей, экипажей, трамваев и на платьях всех граждан.

3. Пусть самоцветными радугами перекинутся картины (краски) на улицах и площадях от дома к дому, радуя, облагораживая глаз (вкус) прохожего.

Художники и писатели обязаны немедля взять горшки с красками и кистями своего мастерства иллюминовать, разрисовать все бока, лбы и груди городов, вокзалов и вечно бегущих стай железнодорожных вагонов.

Пусть отныне, проходя по улице, гражданин будет наслаждаться ежеминутно глубиной мысли великих современников, созерцать цветистую яркость красивой радости сегодня, слушать музыку — мелодии, грохот, шум — прекрасных композиторов всюду.

Пусть улицы будут праздником искусства для всех.

Владимир Маяковский , Давид Бурлюк , А.Каменский («Газета футуристов». — М., 15 марта, 1918)

По легенде, история граффити начинается в 1942 году , во время Второй мировой войны , когда рабочий Килрой принимается писать ' Kilroy was here ' на каждом ящике с бомбами, которые производят на фабрике в Детройте . Солдаты в Европе воспроизводят эту фразу на стенах, устоявших во время бомбардировок. Позже к этому первому проявлению вируса присоединяются подписи Корнбреда в Филадельфии в 1950-х 1960-х годах. Художник берёт город приступом вместе с Cool Erl и Top Cat. Втроём они создают граффити, в подлинном смысле давая начало этому течению.

1970-е годы

Из Филадельфии течение в конце 1960-x годов приходит в Нью-Йорк. Там всё начиналось в квартале Washington Heights в Манхэттене. В 1971 году «тег» распространяется повсюду, покрывая стены вагонов метро. Julio 204 — первый, кто помещает номер своей улицы рядом со своим псевдонимом. Первым райтером, признанным за пределами собственного квартала, стал Taki 183. Он оставляет следы своего присутствия в очень многих городских местах, становясь своеобразным «поджигателем» и провоцируя волну подражаний среди многих райтеров.

В то же время начинает появляться новая форма. 1972 год отмечает рождение нового эстетического языка. В то время как между райтерами, ищущими славы посредством своих псевдонимов, вспыхивает настоящая война, некоторые из них для того, чтобы как-то отличиться, используют неожиданные стилистические включения. Так зародилась основа стиля и кода граффити, используемого и сегодня.

1980-е годы

Быстрый и бесконтрольный рост движения вызывает определённый интерес культурных инстанций, от критиков до галерей. Поэтому начало 1980-х отмечает впечатляющее количество выставок, где молодые райтеры получают признание как художники в полном смысле этого слова. В 1981 году престижный журнал Artforum посвящает статью явлению . В том же году райтеры принимают участие в выставке PSI New York/New Wave вместе с другими художниками, среди которых Жан-Мишель Баскиа, , а также Джозеф Кошут , Уильям Берроуз , Нэн Голдин , Энди Уорхол и Лоуренс Вайнер . В 1982 году Fashion Moda выставляется на Dokumenta 7 в Касселе , Германия. С тем же озадачивающим очевидным успехом первые райтеры выставляются во многих музеях Европы параллельно с выставками в лучших галереях Нью-Йорка.

Одновременно с художественным признанием искусство граффити испытывает на себе жесткие санкции, которые вынуждают его развиваться вне метро и улиц. Давление оказывает значительный и подчас фатальный эффект на художественное развитие многих райтеров. Но не все смиряются с этим, и кое-кто ищет новые пути развития, дающие место многочисленным ответвлениям. С этого момента движение получает второе дыхание и обеспечивает себе дальнейшее развитие.

1990-е годы

Во Франции в 1990-х самым ярким представителем стрит-арта стал художник Space Invander (Захватчик). Он создавал мозаичные композиции в виде фигур инопланетян из аркадной видеоигры Space Invaders и расклеивал их в публичных местах по всему миру.

2000-е годы

Запрещающий знак с Pac-Man . Клет Абраам

Последнее десятилетие отмечает разнообразие направлений, которые выбирает стрит-арт. Восхищаясь старшим поколением, молодые райтеры отдают себе отчёт в важности разрабатывания собственного стиля. Таким образом возникают всё новые ответвления, предсказывающие движению богатое будущее. Новые разнообразные формы стрит-арта подчас превосходят по своему размаху всё, что было создано до этого.

В 2012 году в Санкт-Петербурге открылся первый в России Музей стрит-арта . Он не имеет аналогов в мире, так как находится на территории действующего производства — Завода слоистых пластиков.

«Санкт-Петербург, 2012 год — на территории действующего завода слоистых пластиков открылся Музей уличного искусства. И хотя первая выставка состоялась только в 2014 году, музей всё равно сохранил за собой статус первого подобного культурного учреждения в мире. Странно, что от момента оформления стрит-арта в полновесное художественное движение до открытия первого посвящённого ему музея прошло столь продолжительное время».

Территория музея делится на две зоны — постоянную экспозицию на действующем производстве Завода слоистых пластиков и публичную площадку, где проходят временные выставки и массовые мероприятия.

Техника

Трафарет

Однослойный трафарет

Трафарет ( англ. stencil ) — приспособление, использующееся для нанесения на различные поверхности большого количества идентичных изображений, а иногда для достижения специального художественного эффекта; этим термином также обозначается изображение, созданное с помощью данного приспособления. Приспособление представляет собой небольшой лист из прозрачной плёнки или, чаще, плотной бумаги , в котором вырезаны несколько сегментов , составляющих исходное изображение . Известные художники в этом направлении: Бэнкси , * .

Постер-арт

Постер-арт ( англ. poster art, wheatpaste ) — направление в стрит-арте, использующее в качестве носителя различные виды бумаги, на которых возможна печать, либо нанесение красок. В английской терминологии используется слово «wheatpaste», так как расклеивание постеров производится, как правило, с помощью клейстера. Самым известным постер-арт художником является Шепард Фейри . Пионером этого направления (как, впрочем, и всего стрит-арта в целом) является Эрнест Пиньон-Эрнест .

Уличная инсталляция

Уличная инсталляция — разновидность инсталляции , выполненной несанкционированно в городском пространстве. Известные художники в этом направлении: Space Invader , Марк Дженкинс .

Мурал

Мурал во Фрайбурге-им-Брайсгау художницы Аличе Пасквини.

Мурал ( исп. mural ) — многозначный термин, описывающий произведения настенной живописи большого размера . В связи с тем, что произведения такого масштаба как правило делаются по согласованию, мурал скорее можно отнести к паблик-арту и монументальной живописи. Однако, большинство современных художников этого направления начинали как граффити и стрит-арт деятели. Известные художники: , , , , Aryz, Аличе Пасквини .

Уличный перформанс

Уличный перформанс — разновидность перформанса , исполненная в городском пространстве. Здесь, в отличие от других направлений, произведением является действие, мероприятие или создание ситуации, свидетелями или участниками которых становятся случайные зрители. Зачастую перформансы в общественном пространстве именуют « акциями ». В России известными примерами являются акции московских концептуалистов , Авдея Тер-Оганьяна , Анатолия Осмоловского , Петра Павленского , Pussy Riot , а также « монстрации » Артёма Лоскутова . Стоит заметить, что несмотря на ярко выраженную урбанистичность и несогласованность этих акций, стрит-артом их называют редко, что демонстрирует определённые границы этого термина. Уличный перформанс часто может быть связан с активизмом и концепциями глушения культуры , флешмоба , дрейфа и .

Примечания

  1. Дьяконов В. от 13 июля 2010 на Wayback Machine // Власть. — 2010. — 12 июля.
  2. . Street Art Museum . из оригинала 13 марта 2018 . Дата обращения: 13 марта 2018 .
  3. (англ.) . Urban Dictionary. Дата обращения: 1 января 2020. 22 апреля 2021 года.
  4. (англ.) . Lexico Dictionaries | English. Дата обращения: 1 января 2020. 1 января 2020 года.
  5. Sondra Bacharach. (англ.) // The British Journal of Aesthetics. — 2015-10-01. — Vol. 55 , iss. 4 . — P. 481—495 . — ISSN . — doi : . 13 августа 2020 года.
  6. . strelka.com. Дата обращения: 13 марта 2018. 13 марта 2018 года.
  7. (англ.) . www.dictionary.com. Дата обращения: 1 января 2020. 1 января 2020 года.
  8. . Артгид. Дата обращения: 1 января 2020. 1 января 2020 года.

См. также

Ссылки

  • (англ.)
  • (рус.)
  • в каталоге ссылок Curlie (dmoz)
Источник —

Same as Стрит-арт