Interested Article - Тукдам

Буддизм
Практика
Дхамма

Тукдам ( тиб. ཐུགས་དམ) — это практика медитации , совершаемая в присутствии умирающего буддистского учителя или ламы . Участвующие в медитативной практике «поглощают» энергию. Медитация самого умирающего мастера также называется «тукдам». Буддийские источники, а также разделяющие учение люди, утверждают , что в таком состоянии лама продолжает посмертное бытие в медитативном состоянии, а его тело становится нетленным . Эффект изучался учеными и экспертами-криминалистами , одно из исследований не нашло строгих доказательств этому феномену , результаты второго не опубликованы. В более широком научном плане феномен «тукдам» связан с народным и религиозным психологическим опытом и исследованиями околосмертных состояний (ОСС) человека в когнитивных науках и психологии.

Научные исследования

Среди научных исследований можно выделить 3 основных направления: 1. Исторические и культурологические исследования на уровне описательных дисциплин: антропологии, этнографии и др.; 2. Комплексные буддологические исследования и региональные этнокультурные и психоисторические исследования в ламаизме, тибетологии и т. п.; 3. Попытки и практики исследования тукдама и близких ему явлений, медитативных форм и состояний — ОСС объективными методами (ЭЭГ, МРТ и др.), а также специальные экспериментальные исследования особенно интенсивно проводящиеся с 2018 года под рук. академика РАН С. В. Медведева на севере Индии при поддержке Далай-Ламы 14. Ранее Российские исследования психокультурных и психотехнических традиций, включая тукдам, велись в Бурятском филиале СО АН СССР, а также рядом независимых исследовательских коллективов преимущественно на основе архивов и литературных текстов и в ходе этнопсихологических экспедиций на Алтай, в Сибирском регионе и Центральной Азии, Тибете и т. п., преимущественно в логике культурно психологических традиций . В контексте изучения народного психологического опыта (научная школа В. М. Бехтерева) и религиозных практик С. В. Григорьев, С. Долин и М. Б. Зыков предлагают рассматривать тукдам в широком (1. посмертная медитация; 2. умирание-уход-возможное реинкарнирование; 3. традиция психоэнергоинформационного перехода в психосфере Развития и узком (только медитативная практика) смысле в общем контексте трасспективы времени и развития способностей-сверхспособностей взаимодействия «Человек — мир; бытие — самоосознавание» в условиях к кризисных трансформаций. Возможности осуществления комплексных междисциплинарных исследований тукдама и близких к нему явлений авторы связывают с развитием метода СЭВ (Серии Экспертых Встреч) и субъектно-биографическими практиками сверхспособных людей , развитием методов самофиксации и ментального репрезентирования самопроцессов и медитативных практик [ что? ] . Инструментальные методы для изучения «феномена тукдам» начали применять исследователи Института мозга человека РАН под руководством С. В. Меведева .

Вопрос о нетленности

Вопрос о метафизической составляющей нетленности мощей поднимался неоднократно в разных культурах. Случаи очень хорошей сохранности тканей организма редки, но не уникальны. Чаще всего это связано с процессами искусственной или естественной мумификации . Например Этци или т. н. « Болотные люди ». Или сохранение тканей в условиях экстремального холода, как захоронения в Арктике погибших участников экспедиции Джона Франклина . Кроме того, строгое научное изучение нетленности мощей не всегда возможно из-за препятствий со стороны групп, которые считают себя ответственными за конкретные образцы мощей. Но если такие исследования производятся, то скорее опровергают метафизическую природу феномена . Один самых известных примеров нетленности в буддизме — случай Даши-Доржо Итигэлова , который оставил личное распоряжение об исследовании своего тела после физической смерти. Данные исследования трактуются двояко в зависимости от ангажированности . В 2021 году были обобщены длительные исследования посмертной активности мозга 13 случаев тукдама. Они показали, что ЭЭГ монаха в состоянии тукдам приближается по ряду характеристик или совпадает с ЭЭГ мёртвого человека .

См. также

Примечания

  1. (англ.) . Дата обращения: 27 января 2021. 15 января 2021 года.
  2. , BBC News (4 февраля 2015). 7 января 2021 года. Дата обращения: 27 января 2021.
  3. Андрей МОИСЕЕНКО. (неопр.) . kp.ru (27 сентября 2012). Дата обращения: 27 января 2021. 17 января 2021 года.
  4. (рус.) . Российская газета . Дата обращения: 27 января 2021. 1 декабря 2020 года.
  5. (неопр.) . webcache.googleusercontent.com . Дата обращения: 27 января 2021.
  6. Абаев Н.В. Чань-буддизм и культурно-психологические традиции в средневековом Китае.-2-е изд., перераб. и доп. / Отв. ред. Л.П. Делюсин. — Новосибирск, 1989. — 272 с. — ISBN ISBN 5-02-029186-2 .
  7. Григорьев С.В., Долин Серж, Зыков М.Б. Проблемология и методический аудит исследований сверхспособностей - сверхсознания с позиций субъектно-системного подхода // Биоэнергоинформационные взаимодействия. Пррактики оздоровления. : Науно-техническая конференция. — 2017. — 20 апреля 2017 Москва. — С. 12—21 .
  8. Теоретическая психология / Авт.-ред. А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский. — М.,: ИЦ "Академия", 2001. — С. 12—35. — ISBN isbn 5-7695-0799-3.
  9. Березина Т.Н. Юнгианская типология личности и трансспектива времени // Коллективная монография Института психологии РАН : Сознание личности в кризисном обществе. — 1995. — С. 160—172 . — ISSN .
  10. Григорьев С.В. Психофизиология времени и эволюционная теория: любищевское измерение проблемы "сверхвремени - сверхспособностей" // ХХХ Любищевские чтения. Современные проблемы эволюции и экологии. — 2016. — С. 188—192 . — ISSN .
  11. Бессознательное. Т 1-4. — Тбилиси, 1979-84.
  12. Исследование биоинформации при распознавании экранированных образов / Автор-составитель Ю.Г. Корабельников. — Москва: Спутник+, 2007. — 57 с. — ISBN ISBN 978-5-364-00590-8 .
  13. Коган И.М., Круглова Л.В. Биополевой фактор глобализации. — М.,: ИД "Синергия", 2005. — 217 с. — ISBN ISBN 5-94238-008-2 .
  14. Корабельникова Л.А. Восхождение духа. — М.,: Фаир-Пресс, 2003. — 416 с. — ISBN ISBN 5-81183-0572 -4.
  15. Медведев С.В., Бойцова Ю.А. и др. Подходы к объективной оценке успешности медитации во время ЭЭГ исследований // Тибетология и буддология на стыке науки и религии - 2020 : Труды института востоковедения РАН. — 2021. — Выпуск 31. — С. 41—51 . — ISSN .
  16. Оуэн Битти, Джон Гейгер. . — Москва: Paulsen, 1988, 2015. — С. с. 156, глава «Лик смерти», а также фотоматериалы из книги. — 233 с. — ISBN 978-5-04-252615-2 . от 2 февраля 2021 на Wayback Machine
  17. (рус.) . РИА Новости (20170923T0800). Дата обращения: 28 января 2021. 2 февраля 2021 года.
  18. (рус.) . Газета.Ru . Дата обращения: 28 января 2021. 8 февраля 2021 года.
  19. Рязанцев, Сергей Валентинович. Танатология (учение о смерти). — 84x108/32. — СПб. : Восточно-Европейский Институт Психоанализа, 1994. — С. ГЛАВА VIII Нетленные мощи. — 384 с. — ISBN 5-85-084-004-8 .
  20. (неопр.) . aif.ru (18 мая 2005). Дата обращения: 28 января 2021. 3 февраля 2021 года.
  21. (рус.) . Neuronovosti (20 июля 2021). Дата обращения: 6 августа 2021. 6 августа 2021 года.
  22. Dylan T. Lott, Tenzin Yeshi, N. Norchung, Sonam Dolma, Nyima Tsering. (англ.) // Frontiers in Psychology. — 2021. — Т. 0 . — ISSN . — doi : . 6 августа 2021 года.

Same as Тукдам