Interested Article - Людовик XVII
- 2021-05-21
- 1
Людовик Карл (Луи Шарль), дофин Франции ( фр. Louis-Charles, Dauphin de France ; 27 марта 1785 , Версаль — 8 июня 1795 , Париж ) — малолетний наследник французского престола в 1789—1792 годах. После казни Людовика XVI в январе 1793 года признан французскими монархистами, а также практически всеми европейскими державами и США как король Франции Людовик XVII ( фр. Louis XVII ). Под этим именем и вошёл в историю, хотя фактически никогда не правил.
Рождение и раннее детство
Луи-Шарль родился в Пасхальное Воскресенье, 27 марта 1785 года. Он получил с рождения титул герцога Нормандского и был вторым сыном в семье Людовика XVI и Марии-Антуанетты . Данный ему титул был очень редким, последний раз он присваивался в королевской семье в XV веке . Судя по дневниковой записи короля — «Роды королевы. Рождение герцога Нормандского. Все прошло так же, как и с моим сыном» — Людовик XVI не считал его (в отличие от первенца, дофина Луи-Жозефа , умершего в возрасте семи лет 4 июня 1789 г., незадолго до начала революции) своим ребёнком. Разумеется, он мог и ошибаться, мог и пропустить слово «первым». Выдвигались различные гипотезы относительно того, кто мог быть любовником Марии-Антуанетты и отцом дофина; в частности, подозрение падало на шведского дворянина Ханса Акселя фон Ферзена , близкого друга королевской семьи, записавшего в дневнике после смерти Людовика XVII: «Это последний и единственный интерес, который у меня оставался во Франции. В настоящее время его больше нет и все, к чему я был привязан, больше не существует». Однако многие современные исследователи решительно отрицают его отцовство, прежде всего из хронологических соображений. Известно также о внешнем сходстве дофина с младшим братом Людовика XVI графом д’Артуа (будущим Карлом X ), что может говорить об отцовстве короля.
О характере маленького Луи Шарля подробно написано в письме Марии-Антуанетты к назначенной ей гувернанткой принца Луизе де Турзель: «…Это очень добрый и чувствительный ребёнок, он очень хочет быть хорошим, но это не всегда ему удаётся… Любит выдумывать то, чего нет (фантазировать)… Всем хорошим, что достаётся ему, спешит поделиться с сестрой… Обожает всё красивое… Всегда выполняет то, что обещал… Иногда очень упрям — предпочитает принять наказание, но не просить прощения…». О сильной воле и развитом уме одарённого мальчика пишут и другие авторы, в частности, его сестра, в своих мемуарах. Малыш был трудолюбив и обожал выращивать (собственноручно) алые розы, чтобы дарить их любимой маме: «Зачем вы сами возитесь с колючками, садовник сделает всё за вас» (придворные) «Только тернистые пути ведут к славе… а эти цветы для мамы… я хочу заслужить её поцелуй» (Луи Шарль в 4 года). Ещё известно, что принц научился читать в неполных 5 лет (за 1 месяц, выполняя обещание, данное маме — суметь научиться читать к Рождеству 1790 года), а к 7 годам мог вести разговор на итальянском и латыни и знал наизусть басни любимого Лафонтена . Малыш имел добрую и чувствительную душу, и известно, как после посещения детских приютов вместе с патронирующей их Марией-Антуанеттой принц лично собирал деньги для «этих несчастных детей».
После смерти старшего брата в 1789 году 4-летний Луи-Шарль стал наследником престола и получил титул дофина. В 1791 году , когда Людовик XVI стал конституционным «королём французов», титул сына был изменён на «Королевский принц Франции» ( фр. Prince Royal de France ). 10 августа 1792 года монархия во Франции была свергнута , и всё королевское семейство, ставшее, по имени их предка Гуго Капета , просто «гражданами Капетами», было заточено в Тампле .
Узник Тампля. Суд над матерью
Узнав о казни Людовика XVI 21 января 1793 года , Мария-Антуанетта присягнула сыну как своему королю. Через неделю, 28 января 1793 , дядя мальчика, граф Прованский , находившийся в эмиграции в Германии , издал декларацию, в которой провозгласил племянника королём Людовиком XVII. К этой декларации присоединилось большинство королевских домов Европы, а также республиканское правительство США , не признавшее французской революции. Эмигранты чеканили монеты и медали с его изображением, издавали документы от его имени и выписывали паспорта за его подписью. Появились монархистские заговоры с целью освободить его. От имени Людовика XVII действовало роялистское правительство во время осады Тулона .
Якобинцы , возглавлявшие в то время революционное правительство, пожелали воспитать его истинным гражданином Республики и санкюлотом , использовав это в своих целях. Они пытались добиться от Луи-Шарля Капета показаний против собственной матери — среди многочисленных обвинений, выдвинутых против Марии-Антуанетты, было кровосмесительное сожительство с собственным сыном. Сохранившийся в деле Марии-Антуанетты протокол допроса принца (6 октября 1793 года), о том, как мать якобы брала его в Тампле к себе в постель, содержит подпись — Louis Charles Capet .
Часто утверждается, что маленький Луи Шарль повторял написанное в протоколе и перед сестрой, мадам Елизаветой и т. д., и что речь идёт о сознательном оговоре собственной матери. Но нет документальных подтверждений этому. В частности, в мемуарах Марии Терезы нет ни слова о подобном «отречении» брата. Данная подпись — единственная. Характер этой подписи (полуразборчивые каракули), а также её абсолютная несхожесть с сохранившимися образцами очень хорошего почерка принца, сам по себе свидетельствует об очень тяжёлом психологическом и физическом состоянии мальчика на момент допроса .
Отобрав сына от матери, его сестры и тётки, деятели Революционного трибунала смогли подавить его волю и добиться подписания нужных показаний. На это потребовалось время: первоначально «Луи протестовал, и требовал показать ему закон, по которому это проделано» (разлучение с родными) — позже писала Мария Тереза . По её словам, ребёнка подвергали регулярным избиениям, лишали пищи и сна, насильно поили алкоголем . Есть и другие свидетельства об издевательствах над восьмилетним мальчиком, вплоть до подозрения о сексуальном насилии. «Мы приводили проституток в Тампль, чтобы развратить волчонка», — проговорился Симон английскому агенту.
16 октября 1793 года Мария-Антуанетта — «вдова Капет» — была казнена.
«Революционное воспитание»
Отцам из роз венец, тебе из терний,
Отцам — вино, тебе — пустой графин.
За их грехи ты жертвой пал вечерней,
О на заре замученный дофин!
Не сгнивший плод — цветок неживше-свежий
Втоптала в грязь народная гроза.
У всех детей глаза одни и те же:
Невыразимо-нежные глаза!
Наследный принц, ты стал курить из трубки,
В твоих кудрях
мятежников колпак
,
Вином сквернили розовые губки,
Дофина бил сапожника кулак.
Где гордый блеск прославленных столетий?
Исчезло всё, развеялось во прах!
За всё терпели маленькие дети:
Малютка-принц и
девочка в кудрях
.
Но вот настал последний миг разлуки.
Чу! Чья-то песнь! Так ангелы поют…
И ты простёр слабеющие руки
Туда наверх, где странникам — приют.
На дальний путь доверчиво вступая,
Ты понял, принц, зачем мы слёзы льём,
И знал, под песнь родную засыпая,
Что в небесах проснёшься — королём.
Сразу после разлучения с матерью (3 июля 1793 года) Национальный Конвент поручил «революционное воспитание» дофина бездетному 57-летнему сапожнику Антуану Симону (1736—1794) и его жене, которые поселились в Тампле. Их задачей было заставить Людовика принять революционные идеалы, а также приучить к физическому труду. К ребёнку, до 8 лет воспитывавшемуся как королевский сын, стали относиться как к обычному сыну ремесленника: Симон и его жена нередко наказывали мальчика за разные провинности.
В ряде исследований показано, что Симон по-своему любил своего подопечного. Сохранились счета за игрушки, цветы и птиц, купленных для Людовика Симоном . Сам Луи-Шарль якобы "с достаточным увлечением" предавался новой для него жизни. А по воспоминаниям сестры: «Симон заставлял брата петь карманьолу и произносить оскорбления в адрес аристократов и Бога» .
Позднейшие историки собрали много показаний очевидцев о событиях, происходивших в то время в Тампле, свидетельствующих об издевательствах над ребёнком.
В Известно, что воспитанный как будущий король, умный и обладавший твёрдым характером Луи-Шарль долго пытался противостоять попыткам давления.
3 января 1794 года Генеральный совет Коммуны Парижа из-за постоянного отсутствия на заседаниях многих своих членов вынес решение запретить им занимать любую оплачиваемую должность в административных органах. Предложение сделать исключение для Антуана Симона было отвергнуто, и сапожник вместе с женой вынужденно покинули Тампль. Луи-Шарль остался предоставлен самому себе. Вплоть до Девятого термидора и свержения Робеспьера он жил в Тампле под надзором стражи, которая только кормила его; о его лечении, умственном развитии, общении, даже о физической чистоплотности не заботился никто.
Вот что пишет об этом Мария-Тереза: «Это было неслыханным варварством — оставить бедного восьмилетнего ребенка в полном одиночестве, под замком, в комнате с решетками на окнах, без всякой возможности даже позвать на помощь, кроме кое-как работающего звонка, никогда им не используемого, потому что брат предпочитал обходиться без самого необходимого, чем просить своих палачей… Он лежал в постели, в которой белье не менялось в течение полугода… вши покрыли его всего… Нечистоты оставались в комнате… окно было забито наглухо, и в комнате было невозможно оставаться из-за отвратительного запаха… Часто ему не давали света; бедняжка буквально умирал от страха в темноте, но никогда ни о чем не просил…»
Шанс получить корону
Весной 1794-го, после казней лидеров правого и левого крыла оппозиции, практически страной стал править триумвират: Робеспьер, Сен-Жюст и Кутон. (В частности, в апреле 1794 года, были казнены так называемые «бешеные» — Эбер , Шометт и другие авторы « »).
Сохранились непроверенные сведения о том, что в мае 1794 года Робеспьер забирал узника Тампля, Луи-Шарля, в свое поместье, Шале Медон, но вскорости вернул обратно в камеру. О посещении Тампля лидером якобинцев говорит и Мария-Тереза. Были слухи, что Робеспьер хочет восстановить монархию (марионеточную), с собой в качестве регента . Как происходила предполагаемая встреча, неясно, но ясно, что если его планы и имели место, то потерпели крах. Наиболее интересна реконструкция разговора Луи XVII и Робеспьера, приведенная в книге-расследовании « ». Там повествуется об отказе принца иметь дело с убийцей своих родителей. Если нечто подобное происходило на самом деле, то можно говорить о беспримерном героизме 9-летнего мальчика…
После свержения Робеспьера (июль 1794 года) условия содержания Луи-Шарля улучшились, и с ним время от времени опять начали заниматься, уже не ставя задач перевоспитания. К этому времени дофин был уже очень болезненным и психологически деградировавшим ребёнком; неоднократно посещавшие его члены отмечали его вялость, молчаливость на грани немоты, крайнее физическое истощение.
Тем не менее, сохранились записи бесед Луи-Шарля с посещавшими его людьми и охранниками: с художником Беланже, врачами Дезо и Пеллетаном, охранниками Гомином и Ласне (на чьих руках и умер ребёнок). По этим беседам можно судить о сохранившемся здравом рассудке у принца, и даже более: об осознанной кончине Луи XVII как верующего христианина: «Вы знаете, что комендант Тампля, который притеснял ваших близких, арестован?» — «Это здесь?» — «Нет, он в тюрьме Сен-Антуан.» — «Мне очень жалко его…» — «Жалко?! Вам?!» — «Да. Ему тяжелее, чем мне… Он ведь действительно совершал то, в чем его обвиняют…» (разговор Луи-Шарля с Гомином) .
В этот период у Людовика — о чём, по-видимому, он сам не подозревал — неожиданно появились шансы реально занять престол, причём по воле не внешних врагов молодой Французской республики, а её вождей. После ликвидации якобинской диктатуры руководители термидорианского режима — Баррас , Тальен и другие — стремились установить гражданский мир в стране и пересмотреть радикальную конституцию 1793 года . Кроме того, необходимо было заключить мир с соседними странами, объединёнными в контрреволюционную коалицию; некоторые из них, например, Испания, ставили освобождение дофина условием прекращения огня.
Для достижения этой цели всерьёз рассматривался вариант реставрации конституционной монархии во главе с девятилетним дофином [ источник не указан 58 дней ] . При этом завоевания революции не были бы отменены, а политический строй остался бы демократическим; «вернулись бы» не в дореволюционный 1788, а в 1792 год. Первые шаги в этом направлении начали предприниматься: сестра Людовика Мария-Тереза Французская была освобождена из Тампля; руководство республики начало тайные переговоры с монархистами об обеспечении Людовику XVII сносных условий жизни и воспитания. Основной трудностью оставалась проблема регентства; единоличный регент мог сконцентрировать в таких условиях неограниченную власть и подвергнуться влиянию эмигрантов.
Загадочная смерть. Самозванцы
Реставрации монархии не случилось из-за внезапной кончины Луи-Шарля Капета, которого неофициально начали называть «королём». По официальной версии, Людовик XVII умер в Тампле 8 июня 1795 года . Ему было 10 лет и 2 месяца. Сохранился рассказ охранников, Гомина и Ласне, о трогательных подробностях смерти мальчика, подтверждённых ими под присягой, на склоне жизни: «Вы слышите музыку? Слышите? Как красиво... Среди всех прекрасных голосов я слышу, как поёт мама...» Гомин пишет: «Последние слова его были „Я хочу вам кое-что сказать...“» И ещё: «Я поднялся на галерею и увидел, как стая белых птиц слетелась к маленькому водоему на галерее, на крыше башни, как будто в соборе Реймса. Маленький король был увенчан самим Богом...» [ источник не указан 58 дней ]
Было проведено вскрытие, установившее причиной смерти туберкулёз (от этой же болезни умерли дед , бабка , дядя и старший брат Людовика). Как сообщают, на теле мальчика были обнаружены опухоли, а также следы чесотки. Сообщается, что он был чрезвычайно истощён и костляв от недоедания, когда его осматривали после смерти. Сохранилось интересное замечание доктора Николя Жонруа: «За сорок лет практики я никогда не видел у ребёнка этих лет столь развитого мозга; думаю, что из мальчика вырос бы человек выдающихся умственных качеств». [ источник не указан 58 дней ] Вскрытие трупа было проведено в тюрьме; следуя традиции сохранения королевских сердец, врач-хирург (на тот момент атеист и республиканец) Филипп-Жан Пелетан выкрал сердце принца и сохранил его для дальнейшего изучения. Тело Луи-Шарля было тайно погребено в общей могиле.
Граф Прованский, узнав за границей о смерти племянника, провозгласил себя королём Людовиком XVIII . Под этим именем он занял французский престол в 1814 году де-факто, но отсчитывал начало правления с 1795 года; подписанная им Конституционная хартия 1814 года заканчивалась датой: «лета Господня 1814, царствования же нашего в девятнадцатое». Таким образом, Людовик XVII занял своё символическое место в череде французских королей.
Сестра Людовика, дочь Марии-Антуанетты Мария Тереза, герцогиня Ангулемская , до конца дней так и не была уверена в том, что её брат умер. Её завещание начиналось: «Моя душа соединится с душами моих родителей и моей тётки…» Ни слова о брате.
Слухи о том, что тело ребёнка, вскрытое в Тампле в 1795 году, не принадлежало дофину, начали ходить по Парижу уже в то же время. Явилось несколько десятков самозванцев , выдававших себя за Людовика XVII (особенно в 1814 году , после реставрации Бурбонов). Наиболее активным из них был так называемый « граф Наундорф » — немецкий часовщик, действовавший в 1820—1830-е годы и судившийся с принцами королевского дома. В отличие от большинства известных истории самозванцев, Наундорф передал свои претензии потомкам, которые выступали с громкими заявлениями в 1919 году (в разгар мирной конференции в Версале) и активны и в наше время (см. также Брюно, Матюрен ). Несколько Лжелюдовиков явилось и в Америке; Марк Твен высмеял их в образе Короля, персонажа романа «Приключения Гекльберри Финна» . Писатель в 1800 году издал роман «Кладбище Мадлен», в четырёх томах которого рассказывается о том, как дофин был похищен в корзинке для белья, но при попытке отправки в Америку был перехвачен французским фрегатом и заключён в темницу. Основанное на слухах, это беллетристическое произведение стало одним из главных источников вдохновения для авантюристов, впоследствии выдававших себя за чудом спасшегося Людовика XVII .
Генетическая экспертиза и похороны сердца
Попытки установить точное место захоронения дофина и идентифицировать его останки, предпринимавшиеся в XIX и XX веке, не увенчались успехом. В 2000 году , по инициативе историка Филиппа Делорма, был проведён анализ ДНК сердца, которое, как принято считать, было изъято при предполагаемом вскрытии Людовика XVII и сохранено в спирте потомками врача, а затем переходило от одного европейского аристократа к другому. Эксперты пришли к выводу о том, что релевантные генетические признаки совпадают с признаками ДНК, извлечённой из волос Марии-Антуанетты и волос сестры Людовика; таким образом, этот факт считается доказательством того, что дофин действительно умер в Тампле в 1795 году. Впрочем, эта точка зрения также нашла своих оппонентов.
После проведения экспертизы сердце было 8 июня 2004 года погребено в базилике Сен-Дени под Парижем, усыпальнице французских монархов. Сосуд с сердцем поместили в гроб, покрытый синим знаменем с золотым изображением королевских лилий . На погребении присутствовали представители всех королевских домов Европы.
«Сердце Франции» — так ныне нередко называют это захоронение сердечка маленького короля, и в ряде католических обществ страны говорится об необходимости официального причисления короля Людовика XVII к Лику Святых. Существуют иконы королевской семьи, где Людовик XVII изображён на переднем плане.
Людовик XVII вошёл в историю как невинная жертва французской революции.
Родословная
В кино
- « Мария-Антуанетта » (США, 1938 ) — актёр
- « » (Франция, 1945) — актёр Серж Емрих
- «Опасный изгнанник» (Великобритания, 1958) — актёр Ричард О’Салливан
- « Алый первоцвет »
Примечания
- Дата обращения: 9 октября 2016. Архивировано из 9 октября 2016 года.
- name= [ musee louis xvii.onlaine.fr / http:/ jjric.free.fr ]
- Е. Б. Черняк «Пять столетий тайной войны».
- . Мария-Тереза также писала: «Симон жестоко наказывал брата… …кормил всякой дрянью, и заставлял пить вино в больших количествах, чего брат терпеть не мог».
- [http:// penelope.uchicago.edu/angouleme/angouleme 2.xhtml Воспоминания Марии-Терезы Французской о пребывании ее семьи в Тампле ]
- Кристоф Доннер. Король без завтрашнего дня. — 2006.
- Alcide de Beauchesne. : 8ème édition, enrichie d'autographes, de portraits et de plans : [ 16 ноября 2016 ] / Félix Dupanloup (1802-1878). — Paris : H. Plon, 1871. — 2 vol. (XXIV-571, 534 p.).
- Нечаев С. Ю. Тайна смерти императрицы Жозефины // . — М. : «Рейттаръ», 2003. — С. . — 216 с. — ISBN 5806700070 .
Ссылки
- «Воспоминания Марии Терезы Французской о пребывании ее родных, принцев и принцесс в тюрьме Тампль» .
- (недоступная ссылка) Воспоминания Марии Терезы Французской. ( на русском языке )
- Бовыкин Д. Ю.
- Бовыкин Д. Ю.
- Бовыкин Д. Ю.
- Francoise Chandennagor "La Chambre". Gallimar.Paris. 2003. ( IBSN 2070314200 )
- Jean-Louis Bachelet " Sang Royal" edition Ring, 2015
- Philippe Delorme «Louis 17, la verite" edition "Pigmalion". 2000. ( ISBN 2-85704 649-2 )
- Philippe Delorme "Les princes du malheur". Le destin tragigue des enfants de Louis 16 et Marie-Antoinette. edition "Perrin". 2008.
- (недоступная ссылка) EAN 13 : 9782204082242
- Евгения Тур "Дети короля Людовика 16 го". Москва. Тип. Г.Лисснера и А. Гешеля. 3 изд. 1901 год.
- 2021-05-21
- 1