Критический рационализм
- 1 year ago
- 0
- 0
Рационали́зм (от лат. «разумный») — метод , согласно которому основой познания и действия людей является разум . Поскольку интеллектуальный критерий истины принимался многими мыслителями, рационализм не является характерной чертой какой-либо определенной философии; кроме того, имеются различия во взглядах на место разума в познании от умеренных, когда интеллект признают главным средством постижения истины наряду с другими, до радикальных, если разумность считается единственным существенным критерием. В современной философии идеи рационализма развивал, например, Лео Штраус , который предлагает применять рациональный метод мышления не сам по себе, а вместе с извлечением знаний с помощью наводящих вопросов ( майевтики ). Среди других представителей философского рационализма можно назвать Бенедикта Спинозу , Готфрида Лейбница , Рене Декарта , Георга Гегеля и др. Обычно рационализм выступает в качестве противоположности как иррационализму , так и сенсуализму .
Многие направления преследовали виновнонаказуемые противодействия против философии, в том числе и рационализм, берущий начало от философии древнегреческого мыслителя Сократа, который верил, что, прежде чем познавать мир, люди должны познать самих себя. Единственный путь к этому он видел в рациональном мышлении. Греки считали, что человек состоит из тела и души, а душу, в свою очередь, разделяли на иррациональную часть (эмоции и желания) и рациональную, которая только и составляет собственно человеческую личность. В повседневной реальности иррациональная душа входит в физическое тело, порождая в нем желания, и таким образом смешивается с ним, ограничивая восприятие мира через органы чувств. Рациональная душа остается за пределами сознания, но иногда вступает с ним в контакт через образы, сны и другими способами.
Задача философа — очистить иррациональную душу от связывающих её пут и соединить с рациональной, чтобы преодолеть духовный разлад и возвыситься над физическими обстоятельствами бытия. В этом заключается необходимость нравственного развития. Поэтому рационализм является не просто интеллектуальным методом, но и меняет как восприятие мира, так и природу человека. Рациональная личность видит мир через призму духовного развития и усматривает не только внешний вид, но и сущность вещей. Чтобы познать мир таким способом, следует вначале познать собственную душу.
Начиная с эпохи Просвещения , рационализм обычно ассоциируют с введением в философию математических методов Декартом , Лейбницем и Спинозой . Противопоставляя это течение британскому эмпиризму , его еще называют континентальным рационализмом .
В широком смысле рационализм и эмпиризм противопоставлять нельзя, поскольку каждый мыслитель может быть одновременно рационалистом и эмпириком. В предельно упрощенном понимании эмпирик выводит все идеи из опыта, постижимого либо пятью органами чувств, либо через внутренние ощущения боли или удовольствия. Некоторые рационалисты противопоставляют этому пониманию ту идею, что в мышлении существуют некоторые основные принципы, подобные аксиомам геометрии, и из них знание можно выводить чисто логически дедуктивным методом . К ним, в частности, относятся Лейбниц и Спиноза . Тем не менее, они признавали лишь принципиальную возможность такого способа познания, считая исключительное его применение практически невыполнимым. Как признавал сам Лейбниц в книге « Монадология », «в своих действиях мы все на три четверти эмпирики» (§ 28).
Философия рационализма в наиболее логичном и систематическом изложении была развита в XVII в. Спинозой . Он пытался ответить на главные вопросы нашей жизни, провозглашая при этом, что «Бог существует только в философском смысле» . Его идеалами философа были Декарт , Эвклид и Томас Гоббс , а также еврейский теолог Маймонид . Даже выдающиеся мыслители считали «геометрический метод» Спинозы трудным для понимания . Гёте признавался, что «по большей части не мог понять, о чем Спиноза вообще пишет» . Его Этика содержит неясные места и математические структуры из эвклидовой геометрии . Философией Спинозы интересовался Альберт Эйнштейн .
Кант также начинал как традиционный рационалист, изучая труды Лейбница и Вольфа , но после знакомства с работами Юма начал развивать собственную философию, в которой попытался соединить рационализм и эмпиризм . Она получила название трансцендентальный идеализм . Споря с рационалистами, Кант заявлял, что чистый разум получает стимул к действию только тогда, когда доходит до предела своего понимания и пытается постичь то, что недоступно органам чувств, например, Бог, свобода воли или бессмертие души. Такие, недоступные для понимания через опыт, предметы он называл «вещь в себе» и считал, что они для разума по определению непостижимы. Эмпиристов же Кант критиковал за то, что они пренебрегают ролью разума в осознании полученного опыта. Поэтому Кант считал, что для познания необходимы как опыт, так и разум.
Спиноза, голландский мыслитель XVII века, еврей по происхождению, не только проповедовал философию терпимости и доброжелательности, но и сам вел подобный образ жизни. И при жизни, и после его подозревали в атеизме, но даже его враги вынуждены были признать, что он вел жизнь святого.
Spinoza's Ethics is a recent addition to Cambridge's Introductions to Key Philosophical Texts, a series developed for the purpose of helping readers with no specific background knowledge to begin the study of important works of Western philosophy...