Interested Article - Укиё-э

Кацусика Хокусай . «Южный ветер. Ясный день». Цветная гравюра на дереве. 1823—1831. Из серии « Тридцать шесть видов Фудзи ».
Тосюсай Сяраку . Актёр театра кабуки Отани Онидзи в роли Якко Эдобэя. 1794 . Из серии «Портреты актёров трёх театров Эдо».

Укиё-э ( яп. 浮世絵 , картины (образы) изменчивого мира) — направление в изобразительном искусстве Японии , получившее развитие с периода Эдо .

Слово , дословно переводящееся как «плывущий мир», является омофоном к буддистскому термину «мир скорби», но записывается другими иероглифами. Первоначально термин «укиё» употреблялся в буддизме как обозначение «бренного мира, юдоли печали», но в эпоху Эдо, с появлением специально отведённых городских кварталов, в которых процветал театр Кабуки и находились дома гейш и куртизанок, термин был переосмыслен, и зачастую его стали понимать как «мир мимолётных наслаждений, мир любви».

Гравюры в стиле укиё-э — основной вид ксилографии в Японии. Эта форма искусства стала популярной в городской культуре Эдо (современный Токио ) во второй половине XVII века .

Основоположником укиё-э считается японский живописец и график Хисикава Моронобу .

Изначально гравюры были чёрно-белыми — использовалась лишь тушь , с начала XVIII века некоторые работы затем раскрашивались вручную с помощью кисти. В XVIII веке Судзуки Харунобу внедрил технику многоцветной печати для изготовления нисики-э («парчовые картинки»).

Гравюры укиё-э были доступны по цене из-за возможности их массового производства. Они предназначались в основном для городских жителей, которые не могли позволить себе потратить деньги на картины.

Для укиё-э характерны картины обыденной жизни, созвучные городской литературе этого периода. На гравюрах изображались прекрасные гейши ( бидзин-га ), массивные борцы сумо и популярные актёры театра кабуки ( якуся-э ) . Позднее стала популярной пейзажная гравюра.

История

Стиль укиё-э зародился на волне урбанизации конца XVI века , что привело к появлению класса торговцев и мелких ремесленников, которые начали писать рассказы или повести и оформлять их рисунками. Подобные сборники носили название эхон ( яп. 絵本 — «книга картинок» ) .

Одним из примеров подобного искусства является издание 1608 года « Исэ-моногатари » («Повесть об Исэ») Хонами Коэцу . В подобных книгах широко использовались укиё-э в качестве иллюстраций.

Позднее гравюры стали печатать как самостоятельные произведения — какэмоно ( яп. 掛け物 — свиток с картиной или изречением ) и афиши для театра кабуки .

В середине XVIII века была разработана технология получения многоцветных отпечатков, которые получили название нисики-э ( яп. 錦絵 — «парчовые картинки», также известны как эдо-э ) .

Известными художниками этого периода были Утамаро , Хокусай , Хиросигэ и Тосюсай Сяраку . Изучая европейское искусство, японские художники переняли технику изображения перспективы на рисунке, также в гравюре развились пейзаж и другие жанры. Хокусай на своих гравюрах изображал в основном пейзажи и природу. В 1831 году был издан его знаменитый сборник « Тридцать шесть видов Фудзи (Хокусай) » ( яп. 富嶽三十六景 ) .

После революции Мэйдзи в 1868 году и открытия границ в Японию завозились достижения западной цивилизации.

Укиё-э постепенно выходит из моды, заменяясь фотографией . В то же время гравюры в стиле укиё-э стали очень популярны в западной Европе и Америке , их начинают массово скупать искусствоведы.

В. ван Гог . « Портрет папаши Танги ». Холст, масло. 1887—88. Музей Родена , Париж . Пример влияния укиё-э на западное искусство

Японские гравюры являлись источником вдохновения для европейских художников, работавших в стиле кубизма , импрессионизма , а также художников- постимпрессионистов , таких как Винсент Ван Гог , Клод Моне и другие. Это влияние называют японизмом .

Жанры гравюр укиё-э

  • бидзин-га — изображение красавиц
  • якуся-э — портреты популярных актёров театра
  • сюнга — эротические гравюры
  • йокогама-э — изображение иностранцев
  • гига-э — юмористические картинки
  • мэйсё-э— изображения знаменитых мест
  • сумо-э — изображение сумоистов
  • сини-э — посмертные картины
  • омотя-э — картинки-игрушки
  • уки-э — изображения с прямой перспективой (чаще помещения)
  • катё-га — «цветы и птицы»
  • фукэй-га — пейзажи
  • муся-э — изображения знаменитых самураев
  • утива-э — изображения на веерах утива .

Процесс создания

Печатная форма в процессе изготовления

Для создания укиё-э требовались художник, резчик и печатник . Укиё-э изготовлялись следующим образом. Художник тушью делал на тонкой бумаге прототип гравюры, резчик приклеивал этот рисунок лицевой стороной на доску из вишни , груши или самшита и вырезал из неё области, на которых бумага была белой, получая таким образом первую печатную форму, но уничтожая сам рисунок. Потом делалось несколько черно-белых оттисков, на которых художник обозначал задуманные цвета. Резчик изготовлял необходимое количество (иногда более тридцати) печатных форм, каждая из которых соответствовала одному цвету или тону. Печатник, обговорив с художником цветовую гамму, наносил краску растительного или минерального происхождения на получившийся набор форм и на влажной рисовой бумаге вручную печатал гравюру .

Известные художники и школы укиё-э

Школа Хисикава :

Школа Кайгэцудо:

Школа Тории:

Театральная гравюра:

Школа Хосода:

Школа Миягава:

Школа Кацукава:

Школа Хокусай:

Школа Китао:

Судзуки Харунобу . «Две женщины на веранде». Цветная гравюра на дереве. Ок. 1750

Школа Нисимура/Исикава:

Школа Сэкиэн:

Школа Утагава:

Огата Гэкко . «Дракон, поднимающийся к небу». Набросок. 1897

Прочие:

Театральная гравюра

См. также

Примечания

  1. М. В. Успенский. Японская гравюра. — Санкт-Петербург: «Аврора», «Янтарный сказ», 2004. — 64 с. — («Библиотека Авроры»). — 5000 экз. ISBN 5-7300-0699-3 .
  2. В 1840-е гг., в эпоху, когда власти были обеспокоены состоянием нравов горожан и хотели воспрепятствовать их увлечению театром Кабуки, художник Утагава Кунисада показал знаменитых актёров под видом воинов — участников процессии владетельного князя даймë.( Варшавская Е. Ю. В обход цензурных запретов: актёры под видом воинов и воины под видом актёров в гравюре укиë-э // Актуальные проблемы теории и истории искусства : сб. науч. статей. Вып. 12 / Под ред. А. В. Захаровой, С. В. Мальцевой, Е. Ю. Станюкович-Денисовой. — СПб.: Изд-во СПбГУ, 2022. С. 597—607. )
  3. Катасонова Е.Л. Мангамания // Восточная коллекция : журнал. — 2007. — № 2 . — С. 70—81 .
  4. Брижит Кояма-Ришар от 1 сентября 2023 на Wayback Machine / Современный взгляд на Японию, nippon.com, 09.04.2014

Литература

  • Укийо́-Е // Ужи — Фидель. — М. : Советская энциклопедия, 1956. — С. 62. — ( Большая советская энциклопедия : [в 51 т.] / гл. ред. Б. А. Введенский ; 1949—1958, т. 44).
  • А. Савельева. Мировое искусство. Мастера японской гравюры. — «Кристалл», 2007. — 208 с. — 10 000 экз. ISBN 5-9603-0033-8 .
  • М. В. Успенский. Японская гравюра. — Санкт-Петербург: «Аврора», «Янтарный сказ», 2004. — 64 с. — («Библиотека Авроры»). — 5000 экз. ISBN 5-7300-0699-3 .

Ссылки

  • УКИЁ-Э // Япония от А до Я. Популярная иллюстрированная энциклопедия. (CD-ROM). — М. : Directmedia Publishing, «Япония сегодня», 2008. — ISBN 978-5-94865-190-3 .
  • — статья Галины Щедриной на сайте Artgalery.ru
  • от 17 января 2013 на Wayback Machine
Источник —

Same as Укиё-э