Внегалактическая астрономия
- 1 year ago
- 0
- 0
Астрономия инков — астрономические познания и взгляды жителей Империи Инков ( Южная Америка ). Инкская астрономия отличалась своеобразием: наблюдение велось не только за звёздами, но и за межзвёздными тёмными «созвездиями». Сохранилось немного сведений о познаниях как самих инков, так и подчинённых ими народов, ввиду игнорирования и незнания испанскими завоевателями местных систем кодирования информации кипу , токапу , , до сих пор оставшихся не дешифрованными. Между современными представлениями народов кечуа и аймара и древней астрономией всё же сохранилось отношение преемственности.
Все католические миссионеры и чиновники, последовавшие за Франсиско Писарро , старались уничтожать записи о древних инкских верованиях и их культуре, в том числе и архивы кипу, касавшиеся астрономии. Основными авторами, донёсшими до нас познания инков об астрономии, являются (в хронологическом порядке):
Широкий спектр астрономических понятий представлен также в словарях конца XVI — начала XVII века кечуа ( Ольгин , 1608 ) и аймара ( Бертонио , 1612 ).
Инкская астрономия непосредственно связана с космологией и мифологией, поскольку каждая вака (священное место на земле) отражала некое небесное тело или явление. Это нашло отражение во многих легендах, где при сотворении мира, небесные объекты сошли под землю, а потом вновь вышли из скал, пещер, родников, то есть из каждой уаки. Из них же вышли сами народы, по представлениям инков.
Для инков время совмещалось с пространством, как это выражается уже в самом слове на языке кечуа « pacha », что значит время и пространство (длина, ширина и глубина) одновременно, то есть в одном слове отображены значении сразу четырёх измерений и представления о статике и динамике . Эта синонимия между временем и пространством обозначает, что первое показывалось конкретно и проецировалось на географическое пространство. Время Пача делилось на: настоящее — пача , и прошлое-будущее — ньявпа-пача .
И оно показывается идущим по кругу:
Близкими к термину ньявпа были: урин — давнее и невидимая зона, и ханан — недавнее и видимая зона.
В представлении инков существовало три мира: Ханан Пача , Кай Пача , Уку Пача . Горизонт (в условиях гористой местности это была не только горизонтальная линия, но и вертикальные и любые другие) назывался кинрай , в свою очередь предполагаемая за горизонтом земля, и не видимая наблюдателем, называлась кинрайнин .
Происхождение/начало мира называлось — Паккарик пача .
Пространственно север у инков находился внизу , а юг — вверху .
В доколумбовом мире, где время показано конкретно, понятие « нуля » не соотносится с понятием «ничто», как наш «нуль», а соотносится чем-то конкретным и предметным. Уже сам по себе символ «нуль» у инков и майя является чем-то осязаемым: это шнур без узла для инков , раковина для майя и кукурузный початок для ацтеков . Иными словами — начало чего-либо .
Как показал новый анализ языка и жестов аймара американскими учёными, индейцы представляют время наоборот: в воображаемой пространственно-временной шкале будущее для них остаётся позади, а прошлое ещё только предстоит увидеть.
Небо называлось Анакпача или Анан пача. Зенит или точка середины небосвода называлась Тикну ( ). Небесный путь — Анак пачаньан (Hanac pachañan).
Первостепенным небесным объектом считался Млечный Путь (« Майю » — Река, кечуа mayu ), на котором или вблизи которого расположены все более мелкие значимые объекты. Положения Майю в периоды, когда в результате вращения земли ось Млечного Пути максимально отклоняется в ту и в другую сторону от линии Север—Юг, отмечают границы, членящие мир на четыре сектора. На земле примерно под тем же углом пересекаются две центральные улицы селения (и продолжающие их дороги) и оросительные каналы.
Небесная река отражается или продолжается на земле в виде ( Урубамбы ) — главной водной артерии области Куско , текущей с юго-востока на северо-запад. Считается, что солнце совершает свой ночной путь под дном Вильканоты и насыщается её водами. Зимой в сухой (и холодный) сезон солнце пьёт мало и поэтому остывает.
Инкских сведений о звёздах сохранилось немного. Так наибольший перечень звёзд привёл испанский юрист Хуан Поло де Ондегардо , описывавший в 1559 году обряды индейцев в Перу в своём трактате « Заблуждения и суеверные обряды индейцев »:
Из звёзд обычно все поклонялись той, которую они называют Колька , а мы называем Плеяды . И остальные звёзды почитались, особенно, когда им казалось, что они были необходимы для их защиты. Потому что различные звёзды они наделяли различными функциями. И потому Пастухи совершают преклонение и жертвоприношение одной звезде, которую они называют Уркучильай , это, как они говорят, баран из многочисленных оттенков, в чьём ведении находится сохранение скота, и считается, что это то, что Астрологи называют Лира . И они же поклоняются двум другим, которые проходят возле неё, называющиеся Катучильяй и Уркучильай . Которых они изображают в виде овцы с барашком. Другие, живущие в гористых местностях, поклоняются иной звезде, называющейся Чуки чинчай ; это, как они говорят, Тигр, в чьём ведении находятся Тигры, Медведи и Львы. Также они поклоняются другой звезде, называющейся Анкочинчай , оберегающей других животных. Точно также они поклоняются другой [звезде], под названием Мачакуай , в ведении которой находятся Ужи и Змеи, чтобы они им не причиняли вреда; и особенно все животные и птицы, обитающие на земле: они верили, что одно их подобие пребывало на небе, [и] чьей заботой было их размножение и прирост. И так у них обстояло дело с различными звёздами, как с той, которую называют Чакама , и Топаторка , Мамана , и Мирко , Микикирай , и равным образом с другими.
— Revista histórica; órgano del Instituto Histórico del Perú, Volume 1. — Lima, 1906, стр. 207—208
Catachillay orcochillay называлось созвездие Южный Крест.
Coyllur. — Звезда. Ccoyllur pinchiy cachan, o cimiycachan. — Сияющая или переливающаяся звезда. Ccoyllur chipchic. — ярко сияющая звезда. Ccoyllurçapa hanacpacha — звёздное небо.
Инкам были известны следующие чёрные пятна на Млечном пути (многие из которых, как главные действующие лица, перечислены в мифе из рукописи Варочири , 1608 ):
Интересно, что тёмным пылевым облакам Млечного Пути также придавали большое значение австралийские аборигены .
Солнце называлось Инти или Пунчау . Солнце, находящееся в зените обозначалось Интип тикнарайан. Восток и место, где восходит солнце — Yntip lloksimunan, или ceccamunan; запад и место, где садится солнце — Yntip yaucunan pata. Кольцо солнца или луны — Chimpu. Отклонение солнца от зенита вниз — Ticnumanta intiñam tticçun. Полное затмение солнца — Yntimtutayan, частичное затмение солнца — Llantuytucun asnillan. Солнце, поднимающееся к полудню — Inti ñam tiknurimun. Солнце, опускающиеся после полудня — Inti ttiksumun ttiksuycumun.
Месяцев было двенадцать. Считались они по Лунам . Названия для луны и для месяца были одинаковыми: на кечуа — Кильа ( кечуа Killa ), на аймара — Пакси (Pacsi, или, точнее, Phakhsi). Все месяца имели равное количество дней.
Как в Мезоамерике , так и в Андах , Луна и ныне позволяет местным жителям, живущим в селах, принимать в расчёт лунные месяца, а когда её не видно, например, во время новолуния, она считается отсутствующей, то есть нулём.
Название затмения луны — Quillap tutayayñin.
Из словарей кечуа XVII века известно такое наименование планет — Hatun ccoyllur ( кечуа Hatun quyllur ). Дословно «высшая, большая звезда». Инкам были известны такие планеты, как Венера , Юпитер и Сатурн . Меркурий и Марс также наверняка наблюдались инками, но точной информации об этом до нас не дошло, их современные названия ( Qatuylla «торговый», Awkakuq «воин») являются смысловыми кальками имён римских богов Меркурия и Марса .
Дошедшие до нас исконные названия планет позволяют сделать вывод о необычайно внимательном их наблюдении невооружённым глазом (вероятно, благодаря чистоте высокогорного воздуха ), вплоть до различения подробностей, обычно наблюдаемых только в бинокль или телескоп , а также об отсутствии традиционной для древних цивилизаций Старого Света привязки планет к тем или иным божествам.
Планета | Название на кечуа | Транскрипция | Значение названия | Пояснение |
---|---|---|---|---|
Венера | Ch’aska | Ч’аска | Пушистый, нечёткий | Вероятно, из-за нерезких благодаря атмосфере краёв диска |
Юпитер | Pirwa | Пирва | Амбар, склад | Возможно, из-за наличия спутников (ср. кечуа Qullqa « Плеяды », букв. «склад»), либо из-за значения в сельскохозяйственном календаре. |
Сатурн | Hawcha | Хауча | Соус (?) | ? |
Из словаря Диего Гонсалеса Ольгина известно, что кометы обозначались и классифицировались следующим образом:
Историк Фернандо Монтесинос в своей книге неоднократно упоминает о регистрации комет индейцами Анд:
По истечении нескольких лет объявились две ужасные кометы, появившиеся в виде льва и змея. Царь [Манко Капак Йупанки] приказал собрать астрологов и амаута из-за того, что произошли достойные внимания затмения Солнца и Луны, и они советовались с идолами, и демон дал им понять, что Ильятиси хочет разрушить мир из-за их грехов, и для этого послал льва и змея, чтобы уничтожить Луну.
— Монтесинос, Фернандо. Древние Исторические и Политические Памятные Сведения о Пиру
Во время этого царя [Ваман Такко Амаута] были видны многочисленные кометы и другие чудесные знамения, большие землетрясения, длившиеся многие месяцы. Они были столь примечательны, что обитатели пришли в смущение и совершили великие жертвоприношения Ильятиси Виракоча и матери-земле, которую называют Пачамама [Pachamama], умоляя их, чтобы столькие знамения и такие чудесные обернулись на добро.
— Монтесинос, Фернандо. Древние Исторические и Политические Памятные Сведения о Пиру
По истечении нескольких лет в небе появились две кометы, одна цвета крови и в форме копья, и длилось это более года, и она появлялась с полуночи почти до полудня. Вторая была размером и формой с большой круглый щит, и появлялась в то же время, что первая, и обе на западе. Инка [Инка Капак Йупанки] приказал устроить великие жертвоприношения, как мальчиков и девочек — младенцев, так и овец, живых и из золота и серебра. Собрали совет предсказателей и колдунов, для того, чтобы объявить значение комет, и они дали ответ, что это означает великие бедствия, и что, несомненно, очень скоро должна будет пасть перуанская монархия. /86/ Тех, кто так говорил, инка приказал убить, а те, кто остались, взяли назад своё предсказание, объясняя ему кометы на его вкус.
— Монтесинос, Фернандо. Древние Исторические и Политические Памятные Сведения о Пиру
По поводу двух комет пишет также Пачакути Ямки , и относит их появление к правлению Пачакутека Инки Йупанки ( 1438 — 1471 ): «Тогда две кометы [sacacas] вышли из Аусанката, и одна двигалась к Арекипе, а другая двигалась к частично заснеженным горам возле Ваманки. Их описывают как зверей с крыльями, ушами, хвостом и четырьмя лапами, со многими шипами на спинах; и на расстоянии они вызывали огонь»
Комета также стала, по одной из версий, причиной гибели последнего правителя Империи Инков — Атауальпы :
Когда был пленён Атавальпа в провинции Кахамарка, живы ещё некоторые христиане, находившиеся с маркизом доном Франсиско Писарро, пленившего того, видевших, как с неба в полночь падал зелёный знак [комета?], толщиной с руку, и длиной с копье-полупику. И поскольку испанцы пришли поглядеть на это, и Атавальпа узнав об этом, говорят, попросил у них вывести его посмотреть на это, а как только увидел, то опечалился, и таким был на следующий день. Губернатор дон Франсиско Писарро спросил его, почему он так опечалился, тот ответил: « я увидел небесное знамение, и скажу тебе, что когда мой отец Вайна Капак умер, видели другое знамение похожее на то ». И не прошло 15 дней, как умер Атавальпа
— Сьеса де Леон, Педро. Хроника Перу. Часть Первая. Глава LXV.
Одним из богов, отвечавших за мироздание был Виракоча . Его имя Illatici Huira Cocha , переведённое историком Фернандо де Монтесиносом выглядело следующим образом:
По представлениям жителей Перу в XVI веке время-пространство было бесконечным, поскольку на вопросы историка Сьеса де Леона к индейцам: « постигли ли они, что Мир должен закончиться, они смеялись » в ответ.
Как писал историк Бернабе Кобо в своей « Истории Нового Света », что как и у всех народов, учёт времени у народов Перу осуществлялся благодаря наблюдению за Солнцем и Луной, а также за планетами и звёздами. Движение Солнца вокруг Мира за день позволяло отличать день от ночи, а движение Солнца между обоими Тропиками — чтобы вести учёт годам. Солнечный год они определяли по солнцестояниям. А движения Луны — для вычисления месяцев. Началом года было зимнее солнцестояние — 23 декабря. Високосных лет, по Кобо, инки не знали , но Акоста замечает, что одни говорили, будто знали индейцы високосные года, другие — не знали.
Индейцы в середине XVI века говорили, что великих небес — четыре. Возможно, имеется в виду деление неба на 4 части: по Млечному Пути и поперёк его.
Наблюдали и за иными небесными объектами: кометами , метеорами .
Измерения велись по размещённым на холмах и пригорках возле Куско столбам или камням: два на Восток от города, и два — на Запад. Через них выходило и садилось солнце, когда оно достигало Тропика Рака и Козерога . Два камня, по которым определялось начало зимы, назывались Пукуй-Суканка ; два других, обозначавших начало лета, назывались Чирав(?)-Суканка .
У Хосе де Акосты упоминается о 12 столбах. Он их называет Succanga . . Антонио де ла Каланча приводит сведения о 8 столбах с восточной стороны и 8 столбах с западной.
Похоже, что уже в середине XVI века , после завоевания испанцами, эти столбы в Куско были заброшены и наблюдение за ними прекратилось или ослабевало.
Уникальным изобретением народов Перу были линии секе (кечуа ceques — линия, черта), представлявшие собой воображаемые линии-направляющие, то есть векторы , исходившие из храма Кориканча , Куско . Существовало 40 линий, соединявшихся с 328 священными местами — ваками .
Время, действительно, до такой степени являло собой единение с пространством, занятым человеком, что « ceques », линии, выходившие из центра Инкского мира, города Куско, позволяли определить не только социальные группы и 328 Вак, помечающих ритуальный календарь Инков из 328 дней, но также некоторые из них кодифицировали астрономические обсерватории, указывая место некоторых знаменательных солнечных и лунных позиций .
Инки наделяли сверхъестественными силами самые разнообразные предметы, природные явления, места и даже горы, которые до сих пор почитают некоторые перуанские крестьяне. Такие своеобразные святыни они называют одним общим словом — «вака» (святое место).
В Куско уаки вместе со столбами, по которым вёлся календарь инков , составляли число 350.
Согласно Докладу королю Испании, составленного губернатором Франсиско де Борха 8 апреля 1615 года , у индейцев Перу было 10422 идола , из них 1365 мумий, и некоторые являлись основателями их родов, племён и селений. Также известно, что в некоторых провинциях было более 300 вак, например, в провинции Гуамачуко .
Испанский священник и летописец отец Бернабе Кобо заметил, что инки не делали различия между земным и небесным. Термин «вака», по его словам, они «применяли по отношению ко всем святым местам, предназначенным для молитв и жертвоприношений, как и ко всем богам и идолам , которым поклонялись в таких местах». Он составил список 350 уака, в нём фигурировало все — от гор, скал, источников до древних гробниц и полей сражений, на которых императоры покрывали себя неувядаемой славой. И это только в одном районе Куско . Отец Кобо также описал, что они из себя представляли: они располагались вдоль целой серии линий, называемых «секе», которые исходили из одного определённого места, Кориканчи, расположенного в самом сердце Куско. Каждая из таких секе, вместе со всеми своими уака, становилась предметом забот и исключительной ответственности определённого клана, который ухаживал за этим местом и по торжественным случаям приносил жертвоприношения.
Археологи подметили, что места расположения некоторых уака связаны с восходом и заходом солнца по определённым дням и поэтому они могли служить своеобразным ритуальным календарём . Но такой вывод, как и прочие заключения о культуре, не оставившей после себя никаких письменных памятников, остаётся лишь догадкой.
Несомненно, исчисление времени также осуществлялось и регистрировалось при помощи кипу , как заметил американский исследователь Гари Уртон , и, похоже, в связке с юпаной — счётами .
Специалистами в астрономии были философы — , они же были и астрологами . Во многом благодаря им испанцам и удалось собрать сведения по мифологии индейцев Андского региона.
Фернандо де Монтесинос заметил, что:
Амаута говорят, что из этих времён происходят сведения, по древнейшему преданию, передаваемому из уст в уста, что когда царствовал этот князь [Синчи Коско], у них были буквы, и их знатоки, называемые амаута, и они /18/ учили читать и писать, и главной наукой была астрология.
— Монтесинос, Фернандо. Древние Исторические и Политические Памятные Сведения о Пиру
Согласно сведениям Монтесиноса, изменения в календарь вносились неоднократно, в основном по причине обнаружения несоответствия между наблюдаемыми небесными объектами и установленными датами, из-за чего приходилось корректировать время и переносить даты солнцестояний или равноденствий.
Так, Инка Йавар Укис [Yahuar Huquiz] «был великим астрологом, и определил хороший способ как должны считаться вставные дни или високосы каждые четыре года. Он приказал, чтобы для хорошего счета будущих времён каждые четыреста лет вставлялся один год и отказались бы из-за них от високосов, так как согласно амаута астрологам, с которыми он имел большие собрания, царь выяснил, что таким образом счёт лет достигнет точности. И старики в память об этом царе и о событии называют високос „укис“ [Huquiz], хотя ранее называли его „алькаалька“ [Alcaallca], и также в память об этом царе назвали месяц май Лавар Укис [Lahuar Huquiz]». При таком подсчёте за 400 лет бы набегало 2400 часов, или — ровно 100 суток, но речь идёт об 1 годе.
Или, например, астролог Манко Капак Амаута «Он был очень мудр и великий астролог, из-за чего его и прозвали „амаута“. Он устроил собрание всех знатоков этой науки, и посовещавшись с ними, сказал, что Солнце и Луна находятся в отличающихся |от должных| положениях [diferentes puestos]. Он приказал, чтобы начало общепринятого года приходилось на весну, что согласно нашему счету соответствует весеннему равноденствию ‹лакуна› марта. Этот царь, вместе с другими астрологами, обнаружил, наблюдая воздействия звёзд, что должны быть великие изменения в этом перуанском царстве, и так он принялся обучать этому своих сыновей и наследников, и предостерёг их, чтобы они всегда проявляли осмотрительность, обращаясь к Ильятиси Йачачик Виракоче, который является верховным Творцом всех вещей, чтобы он был к ним благосклонен, имея за ходатаев Солнце и Луну, их отцов и прародителей, постоянно принося им жертвоприношения» .
В хронологическом порядке :