Interested Article - Календарь инков
- 2021-05-01
- 1
Календарь инков — система календарей, созданная в доколумбову эпоху цивилизацией инков . Состоит из солнечного и лунного астрономических календарей .
Календарный год называется уата/вата ( кечуа wata ) или мара ( айм. mara ) и состоит из 360 дней, разбитых на 12 месяцев по 30 дней в каждом.
Также существует ритуальный календарь, состоящий из 328 дней .
Термины
Согласно словарю кечуа Диего Гонсалеса Ольгина , целый год данного календаря называется вата онтта , полугодие — чаупиватта или чектавата , а високосный год — алькаканкис (Allcacanquis) или укис (Huquiz).
Определения времени/пространства у инков
У инков время совмещалось с пространством , что выражается уже в самом слове на языке кечуа « pacha », которое означает время и пространство одновременно. Эта синонимия между временем и пространством обозначает, что первое показывалось конкретно и проецировалось на географическое пространство. Время (пача) делилось на настоящее — пача , и прошлое-будущее — ньявпа-пача , которое показывается идущим по кругу как назад, так и вперёд.
По представлениям жителей Перу в XVI веке , время-пространство бесконечно, поскольку на вопросы историка Сьеса де Леона к индейцам: « постигли ли они, что Мир должен закончиться », они смеялись в ответ .
В доколумбовом мире, где время показано конкретно, понятие « нуля » соотносилось не с понятием «ничто», а с чем-то конкретным и предметным. Уже сам по себе символ «нуль» у инков и майя является чем-то осязаемым: шнур без узла для инков , раковина для майя и кукурузный початок для ацтеков ; иными словами — начало чего-либо .
Измерения и инструменты
Астрономия
Небесные явления
Наблюдениями занимались философы — , они же и астрологи .
Историк Бернабе Кобо писал в своей « Истории Нового Света », что, как и у всех народов, учёт времени у народов Перу осуществлялся благодаря наблюдению за Солнцем и Луной, а также за планетами и звёздами. Движение Солнца вокруг Мира за день позволяло отличать день от ночи, а движение Солнца между обоими тропиками — вести учёт годам. Солнечный год они определяли по солнцестояниям , а движения Луны использовали для вычисления месяцев. Началом года считалось зимнее солнцестояние — 23 декабря. Високосных лет, по Кобо, инки не знали , но Акоста замечает, что одни говорили, будто индейцы знали високосные года, другие — что не знали .
Индейцы в середине XVI века считали, что великих небес — четыре . Возможно, имеется в виду деление неба на 4 части: по Млечному Пути и поперёк его.
Инки наблюдали и за иными небесными объектами: кометами , метеорами .
Первостепенным небесным объектом здесь считается Млечный Путь (« майю » — Река, кечуа mayu ), на котором или вблизи которого расположены все более мелкие значимые объекты. Положения майю в периоды, когда в результате вращения земли ось Млечного Пути максимально отклоняется в ту и в другую сторону от линии Север — Юг, отмечают границы, членящие мир на четыре сектора. На земле примерно под тем же углом пересекаются две центральные улицы селения (и продолжающие их дороги) и оросительные каналы .
Небесная река отражается или продолжается на земле в виде ( Урубамбы ) — главной водной артерии области Куско , текущей с юго-востока на северо-запад. Считается, что солнце совершает свой ночной путь под дном Вильканоты и насыщается её водами. Зимой в сухой (и холодный) сезон солнце пьёт мало и поэтому остывает.
Каменные столбы
Измерения велись по размещённым на холмах и пригорках возле Куско столбам или камням: два на Восток от города, и два — на Запад. Через них выходило и садилось солнце, когда оно достигало Тропика Рака и Козерога . Два камня, по которым определялось начало зимы, назывались пукуй-суканка ; два других, обозначавших начало лета, назывались чирав(?)-суканка .
Хосе де Акоста упоминает о 12 столбах, которые он называет Succanga . Антонио де ла Каланча приводит сведения о 8 столбах с восточной стороны и 8 столбах с западной .
Похоже, что уже в середине XVI века, после завоевания испанцами, эти столбы в Куско заброшены и наблюдение за ними ослабело или прекратилось вовсе.
Линии секе
Уникальным изобретением народов Перу были линии секе ( кечуа siq'i — линия, черта; исп. ceques ), представлявшие собой воображаемые линии-направляющие, то есть векторы , исходившие из храма Кориканча в Куско. Существовало 40 линий, соединявшихся с 328 священными местами — ваками . У Бернабе Кобо перечислена 41 линия, но в итоге указывается, что их 40. Ваки вместе со столбами составляли число 350.
Время до такой степени являло собой единение с пространством, занятым человеком, что секе, выходившие из центра инкского мира, города Куско, позволяли определить не только 328 вак, помечающих ритуальный календарь инков из 328 дней, но и социальные группы. Также некоторые из них кодифицировали астрономические обсерватории, указывая место некоторых знаменательных солнечных и лунных позиций .
Согласно Докладу королю Испании, составленному губернатором Франсиско де Борха 8 апреля 1615 года , у индейцев Перу было 10 422 идола, из них 1365 мумий, некоторые из которых являлись основателями их родов, племён и селений .
Кипу
Исчисление времени также осуществлялось и регистрировалось при помощи кипу и юпаны ( счёт ) .
Описание года
Первым упоминает название года инков историк Сьеса де Леон , когда говорит о сборе податей:
«А чтобы лучше знать, как и каким образом платились подати и собралась прочая дань, каждую гуата [guata] — а это название года — они отправляли некоторых орехонов в качестве судьи, рассматривающего дела определённой категории…»
—
Также Сьеса приводит это слово в списке слов, которые он выучил в первую очередь, находясь в Перу .
Как замечает историк Фернандо де Монтесинос :
"Счёт времени, который угасал, он возобновил таким образом, что с этого царя время считали общепринятыми годами в 365 дней, и часами, а затем декадами, определяя для каждых десяти по сто лет, и каждых десяти декад по сто — /36/ тысячу лет, называя их капаквата [Capahuata] или интипватан [intiphuatan], что означает «Большой год Солнца», и таким образом считали века и царствования великими солнечными годами. Между ними общепринято, говоря о каком-либо перуанском царе и о событиях, произошедших в его царствование, говорить: « Ysa ay intipi alliscampum cay ay caria (либо Iscay intipi allii canpim caycay carcca )», что означает: « После того, как минули два Солнца, случилось то-то и то-то »
—
Обозначение « Большой год Солнца » иными словами — это 10 обычных лет. Непонимание языка кечуа в середине XVI века заставляло лиценциата Поло де Ондегардо (Polo de Ondegardo) заявлять, что инки не имеют древности более 450 лет, но, по мнению того же Монтесиноса, это не простые года , а Большие года, и значит, минуло 4500 лет после потопа (если посчитать их за правду, то начало начал приходилось на 2930—2950 годы до н. э., что вряд ли правдоподобно), а само же «правление собственно инков [gouierno especial de los ingas] было 400 лет в этом крае» , что близко к истине (1650 год (дата составления книги Монтесиносом) минус 400 лет = 1250 год ).
Также Великий год из 1000 лет именовался пачакути или Одно Солнце .
Начало года
У испанских хронистов не было единой точки зрения на то, какой месяц считать началом года. В качестве него называли:
- Декабрь — Хуан де Бетансос и , а также Мариано Э. де Риверо и Диего Тчуди, ;
- Июнь — Диего Фернандес де Паленсия « История Перу »;
- Май — отец Кристобаль де Молина « Сказания и обычаи Инков »;
- Январь — Хосе де Акоста с примечанием, что Пачакути реформировал календарь, начав год с декабря. Точно так же у Каланчи , не согласного с Диего Фернандесом, хотя и допускающим, что июнь мог быть началом года в какой-нибудь соседней земле возле территории инков .
То же самое относится и к названиям месяцев — у каждого хрониста или историка встречаются свои, но некоторые всё же совпадают. Скорее всего, это вызвано тем, что в различных местах империи инков придерживались своих давних наименований, не всегда собственно инкских, либо же смешанных и заимствованных, на что указывали сами хронисты.
«Узаконил» начало инкского года с декабря I Лимский Собор в 1551 году своим постановлением, которого и придерживались последующие хронисты.
Внесения изменений в календарь
Согласно сведениям Монтесиноса, изменения в календарь вносились неоднократно, в основном по причине обнаружения несоответствия между наблюдаемыми небесными объектами и установленными датами, из-за чего приходилось корректировать время и переносить даты солнцестояний или равноденствий.
Так, Инка Явар Укис (Yahuar Huquiz) «был великим астрологом и определил хороший способ, как должны считаться вставные дни или високосы каждые четыре года. Он приказал, чтобы для хорошего счёта будущих времён каждые четыреста лет вставлялся один год и отказались бы из-за них от високосов, так как согласно амаута-астрологам, с которыми он имел большие собрания, царь выяснил, что таким образом счёт лет достигнет точности. И старики в память об этом царе и о событии называют високос „укис“ [Huquiz], хотя ранее называли его „алькаалька“ [Alcaallca], и также в память об этом царе назвали месяц май Лавар Укис [Lahuar Huquiz]» . При таком подсчёте за 400 лет бы набегало 2400 часов или ровно 100 суток, но речь идёт об 1 годе.
Или, например, астролог Манко Капак Амаута «устроил собрание всех знатоков этой науки, и, посовещавшись с ними, сказал, что Солнце и Луна находятся в разных местах. Он установил порядок, чтобы начало общепринятого года приходилось на весну» .
Количественные характеристики
Год
Год в календаре инков делится на 12 месяцев по 30 дней . Понятия недели и дней недели у инков не существовало .
В 1553 году в книге « Хроника Перу » Сьеса де Леона даётся первое описание календаря и у народов Кальяо (южная часть империи инков):
«У них ведётся счёт времени, им известны некоторые движения как солнца, так луны, вот почему они ведут счёт по выученному ими обычаю подсчитывать свои года, образующие десять месяцев [?]. От них я узнал, что год они называют „мари“, лунный месяц — „алеспакехе“, а день — „ауро“» .
Месяц / Луна
Месяцы ( кильа ( кечуа killa ) или пакси ( айм. pacsi, phakhsi ) в календаре считались по лунам . Названия для Луны и для месяца были одинаковы.
Кроме столбов, по которым вычисляли года, имелись также столбы или каменные знаки, отмечавшие каждый месяц. Все вместе столбы назывались сусанка (Susanca) и были главными местами поклонений, куда приносились подношения в нужное время.
Важное значение имеют наблюдения кечуа за синодическим и сидерическим циклами Луны, хотя здесь многое ещё предстоит выяснить. Видимо, индейцы полагали, что Луна влияет на урожай, причём в период её возрастания следует сажать растения, дающие плоды над землёй ( кукурузу , фасоль ), а в период убыли — подземные клубни. Понятие фаз Луны (если иметь в виду чётко фиксированные дискретные отрезки) отсутствует. Ночное светило имеет две сущности, субстанции — « ванью » ( кечуа wañu тёмное, безжизненное) и « пура » (светлое, одушевлённое); это как бы два диска, попеременно закрывающие один другой. Важной стороной лунной космологии является мистическая связь ночного светила и женщин .
Как в Мезоамерике , так и в Андах , Луна и ныне позволяет местным жителям, живущим в сёлах, принимать в расчёт лунные месяцы, а когда её не видно, например, во время новолуния, она считается отсутствующей, то есть нулём.
Дни
На языке кечуа день называли пунчау ( кечуа punchaw ), а ночь — тута ( кечуа tuta ); на языке аймара день — уру , а ночь — арома .
Время между заходом и восходом Солнца кечуа делят на сумерки, ночь и рассвет, причём каждое из этих понятий характеризует ещё и целую область неба с находящимися там звёздами и планетами в зависимости от её расположения по отношению к Солнцу. При изменении положения Солнца среди звёзд меняются соответственно и светила, составляющие ту или иную категорию. Так, утренней или вечерней звездой может считаться не только Венера , но и любая яркая звезда, оказавшаяся в «рассветной» или «сумеречной» части небосклона .
Часы
Деления дня на часы у инков, скорее всего, не было. Часов — тоже, кроме солнечных ( Хуан де Бетансос называет их Pacha Unan Changa или Pacha Unan Chac ). Но инки знали три способа определения дневного времени:
- общего назначения — пальцем указывали на то место в небе, где прошло солнце, когда они начали какое-либо дело.
- домашнего применения — время, затрачиваемое на варку картофеля — что приблизительно равнялось одному часу .
- время также измерялось в единицах, называемых кокада ( исп. cocada ) или аку́ли ( кечуа akulli ), означая время, которое требуется для пережёвывания полного рта листьев коки , за период до потери его аромата и действия. В этих единицах измерялось и расстояние, означая количество полных ртов листьев, которое можно пережевать, идя из одного пункта назначения в другой.
Праздники
В каждом году отмечались какие-либо праздники и торжества: обычные и особые. Обычные справлялись каждый месяц, со своими обычаями и жертвоприношениями. По названию главных праздников часто давались имена самим месяцам. Особые праздники устраивались по случаю начала войны, прихода к власти правителя, нехватки воды при засухе и т. п.
Само название праздников вариабельно, в зависимости от источника. По Гуаману Пома де Айяла они таковы:
- Capac Raimi Quilla, — Месяц Великого Праздника Солнца — декабрь.
- Camay Quilla, — Малая Возрастающая Луна — январь.
- Hatun Pucuy Quilla, — Великая Возрастающая Луна, — февраль.
- Pacha Pucuy Quilla, — Месяц Произрастания Цветов — март.
- Ayrihua Quilla, — Месяц Двойных Колосков — апрель.
- Aymoray Quilla, — Месяц Урожая — май.
- Haucai Cusqui Quilla, — июнь.
- Chacra Conaqui Quilla, — Месяц Поливки — июль.
- Chacra Yapuy Quilla, — Месяц Сева, — август.
- Coia Raymi Quilla, — Месяц Праздника Луны — сентябрь.
- Uma Raymi Quilla, Месяц Праздника провинции Ома — октябрь.
- Ayamarca Raymi Quilla, Месяц Праздника провинции Айамарка — ноябрь .
У Хуана де Бетансоса приведены совершенно другие названия для месяцев, по сравнению с другими хронистами, и они иногда смещены на месяц; их учредил Инка Юпанки и они таковы:
- Pucoy quillarai mequis — декабрь.
- Hatumpo coiquis — январь.
- Allapo coiquis — февраль.
- Pacha pocoiquis — март.
- Ayriguaquis — апрель.
- Huacai quos quiqilla — май. С мая по июнь отмечается праздник Yaguayracha aymoray.
- Hatun quosquiquilla — июнь.
- Caguaquis — июль.
- Carpaiquis — август.
- Satuaiquis — сентябрь. В этом месяце Инка Юпанки учредил праздник Poray Upia.
- Ornarimequis (?) или Omarimequis — октябрь. Праздник селения Ома.
- Cantaraiquis — ноябрь .
Ритуальный календарь
Существовал у инков и ритуальный календарь из 328 дней, который коррелировался с помощью солнечного календаря с периодом исчезновения Плеяд на 37 дней (328 + 37 = 365 дней). Этот календарь состоял из месяцев, имевших различное количество дней: от 2 до 10; от 30 до 31; 41 или 42; 60 или 61; или 178 дней .
Последствия испанского завоевания
С приходом испанцев совершенно исчезли временные циклы длительностью более 15 лет (они существовали у инков, хотя рядовые крестьяне могли быть с ними плохо знакомы) .
В народном календаре андских народов в колониальное время образовалось, по крайней мере, 18 видов важнейших сельскохозяйственных работ продолжительностью от полутора-двух недель до двух с половиной месяцев и охватывающих весь год. Этот календарь основан на постоянных наблюдениях за небом. Ни один из выявленных историком и этнографом Г. Эртоном различимых для кечуа небесных объектов (а их, помимо солнца и луны, 50) не остаётся незадействованным. Иначе говоря, данная календарно-астрономическая система, по всей видимости, близка к древней инкской, носит ярко выраженный прикладной характер и в этом отношении достигла высокого совершенства .
Примечания
- ↑ Gary Urton, Primitivo Nina Llanos. The social life of numbers: a Quechua ontology of numbers and philosophy of arithmetic. — Austin: University of Texas Press, 1997. — p. 189.
- Дата обращения: 11 ноября 2012. 11 января 2012 года.
- 11 июля 2012 года.
- 23 июля 2012 года.
- 11 июля 2012 года.
- 10 июля 2012 года.
- Сьеса де Леон, Педро де. Хроника Перу. Часть Вторая: Владычество Инков. Глава XXVI. (пер. А.Скромницкий).
- ↑ Бернабе Кобо «История Нового Света» (Том 3, Книга 12, Глава XXXVII).
- Хосе де Акоста. Естественная и моральная история Индий. Часть 2. Глав III.
- 10 июля 2012 года.
- Бернабе Кобо «История Нового Света» (Том 4, Книга 13, Глава XVI).
- Zuidema 1990: 73; 1995.
- «Tres relaciones de Antiguedades Peruanas». — Madrid, 1879, стр. XXXVI.
- 9 июля 2012 года.
- Сьеса де Леон, Педро де. Хроника Перу. Часть Вторая: Владычество Инков. Глава XVIII. — Киев, 2009 (пер. А.Скромницкий).
- Сьеса де Леон, Педро де. Хроника Перу. Часть Вторая: Владычество Инков. Глава XXIV (пер. А.Скромницкий).
- ↑ Дата обращения: 6 декабря 2012. 19 сентября 2015 года.
- Дата обращения: 6 декабря 2012. 19 сентября 2015 года.
- 12 июля 2012 года.
- Дата обращения: 6 декабря 2012. 19 сентября 2015 года.
- Дата обращения: 6 декабря 2012. 19 сентября 2015 года.
- 9 июля 2012 года.
- 9 июля 2012 года.
- ↑ Ю. Е. Березкин. Инки. Исторический опыт империи. Глава 4.
- Juan de Betanzos. Suma y Narracion de los Incas. — Madrid, Ediciones Polifemo, 2004. Edicion, introduccion y notas: Maria del Carmen Martin Rubio. ISBN 84-86547-71-7 , стр. 109—102.
- Бернабе Кобо «История Нового Света» (Том 4, Книга 13, Глава XXV).
- Дата обращения: 31 мая 2009. 29 мая 2009 года.
- Juan de Betanzos. Suma y Narracion de los Incas. — Madrid, Ediciones Polifemo, 2004. Глава XV, стр. 109—113.
См. также
Библиография
- Талах В. Н., Куприенко C. А. Вып. 1 (39) . — С. 65—75 . — ISSN . 28 мая 2016 года. // Проблемы истории, филологии, культуры : журнал. — Москва-Магнитогорск-Новосибирск, 2013. —
- / Под ред. С.А. Куприенко.. — К. : Видавець Купрієнко С.А., 2013. — 418 с. — ISBN 978-617-7085-03-3 .
- , Америка первоначальная. Источники по истории майя, науа (астеков) и инков / Ред. В. Н. Талах, С. А. Куприенко.. — К. : Видавець Купрієнко С. А., 2013. — 370 с. — ISBN 978-617-7085-00-2 .
Ссылки
- // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб. , 1890—1907.
- . 12 июля 2012 года.
- 2021-05-01
- 1