Секе
(
кечуа
siq'i
,
исп.
seques
) — система ритуальных путей или воображаемых
векторов
, исходивших из храма
Кориканча
в
Куско
во все стороны
империи Инков
к священным местам —
уакам
. Каждая из четырёх провинций империи включала 9 линий, кроме
Кунтисуйу
, в которой было 14 или 15. Таким образом, в общей сложности известно 41 или 42 направления.
Линии были тесно связаны не только с
географией
и
геометрией
, но также и с
астрономией
и социумом, поскольку каждая
уака
соединялась в представлении андских народов также с небесными телами: черными туманностями,
звёздами
и
планетами
; а также с социальными группами. В основном это были линии, связанные с паломничеством.
Время у инков до такой степени являло собой единение с пространством, занятым человеком, что «
ceques
», линии, выходившие из центра Инкского мира, города
Куско
, позволяли определить не только социальные группы и 328
уака
, помечающих ритуальный
календарь Инков
из 328 дней, но также некоторые из них считались астрономическими обсерваториями, указывающих место некоторых знаменательных солнечных и лунных позиций
.
Muyu ceque. — Полосатый круг или расчерченный круг.
Ceqque или Ceque. — Линия, граница.
Ceqqueni или Cequeni. — Проводить линии, размежевывать.
Ceqquena. — Инструмент для проведения линий.
Ceqquescca или Cequescca. — Вещь в полоску.
Cequercarini. — Проводить много линий.
Allpa tupuk apu, или cequek apu. — Тот, кто измеряет или разделяет земли.
Ricchayta quellccaypac yachachicuni, или cequercarini. — Рисовать образ.
В современном кечуа (runa simi) слово передаётся как
siq’i
ед.ч. и
siq’ikuna
мн.ч. —
линия
, ряд, черта (в значении
— «
письменность
»); в испанском идет как
ceque
в ед.ч. и
ceques
во мн.ч.; какое из написаний образовалось позже — неизвестно, поскольку первыми в научный оборот ввели испанские и перуанские историки и хронисты (XVI—XVII века).
Список направляющих линий города Куско
В столице Куско существовало 40 линий, соединявшихся с 328 священными местами —
уаками
.
Всего в Империи Инков, согласно Докладу короля Испании, составленного губернатором
8 апреля
1615 года
, у индейцев
Перу
было 10422 идола, из них 1365 мумий, и некоторые являлись основателями их родов, племён и селений
. То есть фактически каждая вака соединялась с другими с помощью линий секе, но в неизвестных комбинациях, поскольку данные о такой топографической системе сохранились только для столицы империи. В случае с Куско на каждую линию секе приходится около 12 % вак, и потому, гипотетически, общее количество линий в Империи могло равняться примерно 1250.
Линии были как прямые, так и зигзагообразные
, но шли они параллельно, по сути это была система организации похожая на огромное
кипу
.
, накрывавшего своими нитями и узлами весь город
Куско
.
Линии имели свои названия и за каждой был закреплён определённый род
Инков
или социальная группа, которые заботились о ней: совершали жертвоприношения
вакам
и устраивали торжества и произносили молитвы в предназначенные для этого дни.
Некоторые ваки были астрономическими обсерваториями.
, ориентированные чётко по точкам горизонта, по которым инки регистрировали восход-заход солнца и звёзд
.
Как указывал в своём докладе «
Relación de los fundamentos acerca del notable daño que resulta de no guardar a los indios sus fueros
»
(
1571
) испанский чиновник
Поло де Ондегардо
в каждом селении империи Инков были свои линии «секе», которые помечали все наиболее важные места и ваки, и чтобы удостовериться в этом он попросил, чтобы индейцы разных селений нарисовали ему эти линии на бумаге, что они и сделали. Видимо, эти местные линии связывались между собой и с центром государства — Куско. Наиболее подробно Поло де Ондегардо описал топографическую систему секе в докладе «
La relación de los adoratorios de los indios en los cuatro ceques
» (
1561
).
Примечания
[archaeology.about.com/od/cbthroughch/qt/ceque_system.htm The ceque system]
(неопр.)
. Дата обращения: 23 мая 2009.
18 июня 2009 года.
Reiner Tom Zuidema. El sistema de ceques de Cusco : la organización social de la capital de los Incas, 1995
(неопр.)
.
11 июля 2012 года.
«Tres relaciones de Antiguedades Peruanas». — Madrid, 1879, стр. XXXVI
↑
[archaeology.about.com/od/b4/fr/bauer.htm Brian S. Bauer. 1998. The Sacred Landscape of the Inca: The Cusco Ceque System. The University of Texas Press, Austin. 161 pages, plus 76 pages of appendices, notes, glossary, references, and three indices.]
(неопр.)
Дата обращения: 23 мая 2009.
19 июня 2009 года.
Литература
Суспільно-господарський устрій імперії інків Тавантінсуйу : автореф. дис. на здобуття наук. ступеня канд. істор. наук : 07.00.02.
(неопр.)
/ Купрієнко Сергій Анатолійович ; КНУ імені Тараса Шевченка. —
К.
: ЛОГОС, 2013. — 20 с.
(рус.)
/ Под ред. С.А. Куприенко.. —
К.
: Видавець Купрієнко С.А., 2013. — 418 с. —
ISBN 978-617-7085-03-3
.
,
Америка первоначальная. Источники по истории майя, науа (астеков) и инков
(рус.)
/ Ред. В. Н. Талах, С. А. Куприенко.. —
К.
: Видавець Купрієнко С.А., 2013. — 370 с. —
ISBN 978-617-7085-00-2
.
Кобо, Бернабе
Historia del Nuevo Mundo (1653)
In BIBL. AUT. ESP. Tomi XCI, XCII, Madrid 1956
Некоторые
внешние ссылки
в этой статье
ведут на сайты, занесённые в
спам-лист
Эти сайты могут нарушать авторские права, быть признаны
неавторитетными источниками
или по другим причинам быть запрещены в Википедии. Редакторам следует заменить такие ссылки
ссылками на соответствующие правилам сайты
или библиографическими ссылками на печатные источники либо удалить их (возможно, вместе с подтверждаемым ими содержимым).