Interested Article - Евдоким (Мещерский)
- 2020-03-27
- 1
Евдоки́м (в миру Васи́лий Ива́нович Меще́рский ; 1 [13] апреля 1869 , Казнево , Владимирская губерния — 10 мая 1935 , Москва ) — деятель обновленчества , обновленческий митрополит Одесский, председатель обновленческого Синода (1923—1925, фактически до 1924 года), до 1922 года — епископ Православной российской церкви , архиепископ Нижегородский и Арзамасский .
Биография
Семья и образование
Родился 1 ( 13 ) апреля 1869 года в семье псаломщика села Казнево Меленковского уезда Владимирской губернии .
В 1884 году окончил Муромское духовное училище , в 1890 году — Владимирскую духовную семинарию , став лучшим по успеваемости студентом на курсе . В 1894 году окончил Московскую духовную академию со степенью кандидата богословия .
Монах и преподаватель
21 июля 1894 года архимандритом Антонием (Храповицким) был пострижен в монашество с именем Евдоким .
31 июля 1894 года хиротонисан во иеродиакона , 1 августа — во иеромонаха и указом Святейшего синода был определён на должность преподавателя истории и обличения русского раскола в Новгородской духовной семинарии ; 26 декабря того же года официально вступил в эту должность .
С 2 октября 1896 года — инспектор Новгородской духовной семинарии .
2 июня 1898 года удостоен степени магистра богословия и 16 июля того же года Советом Московской духовной академии был утверждён в степени магистра богословия за диссертацию: «Святой Апостол и Евангелист Иоанн Богослов . Его жизнь и благовестнические труды. Опыт библейско-исторического исследования» .
С 23 декабря 1898 года — инспектор Московской духовной академии . Читал лекции на кафедре гомилетики и истории проповедничества; 1 января 1899 года возведён в сан архимандрита .
Был сверхштатным экстраординарным профессором академии; 1 февраля 1902 года назначен штатным экстраординарным профессором Московской духовной академии , был инспектором студентов.
9 декабря 1903 года назначен ректором Московской духовной академии с освобождением от должности профессора и от преподавания. Удостоен степени почётного доктора богословия .
Викарий
11 декабря 1903 года Святейшим синодом был утверждён доклад Императору о возведении Евдокима (Мещерского) в сан епископа Волоколамского, третьего викария Московской епархии.
Хиротония состоялась 4 января 1904 года в большом Успенском соборе в Кремле , её совершали митрополит Московский и Коломенский Владимир (Богоявленский) , архиепископ Ярославский Сергий (Ланин) , состоящие на покое епископы Григорий, Иоанн и Антоний, а также епископы — Никанор (Надеждин) , Можайский Парфений (Левицкий) , Дмитровский Трифон (Туркестанов) , Ямбургский Сергий (Страгородский) .
13 декабря 1905 года указом Святейшего синода назначен вторым викарием Московской епархии.
С ректорством епископа Евдокима связывали удаление из академии преподавателей, заподозренных в оппозиционных настроениях. Среди прочих вынуждены были покинуть МДА историки Василий Ключевский и Николай Каптерев .
С 21 декабря 1906 года до 1915 года издавал ежемесячный журнал « Христианин », в котором публиковал статьи.
1 августа 1909 года уволен с поста ректора Московской духовной академии, поскольку был уличён в растрате крупной денежной суммы, и назначен епископом Каширским , викарием Тульской епархии . Одновременно с 4 августа 1909 года настоятель Богородичного Щегловского мужского монастыря .
Митрополит Арсений (Стадницкий) в своём дневнике резко негативно отзывался о деятельности Евдокима (Мещерского) и давал объяснение особенностям его карьеры — в частности, перемещению из Москвы на должность провинциального викарного архиерея:
Евдокима я знаю давно… Человек, несомненно, способный; но, по природе своей, лживый и неустойчивый в своих воззрениях. На первых порах он может подкупить своей обходительностью, но при более близком знакомстве лживость его натуры скоро обнаруживается… Время ректорства его в академии было… одним недоразумением и окончилось скандалом, так как он был удалён из академии после ревизии… Настаивал на скорейшем его уходе и митрополит Владимир , который не мог выносить его за лживость… Едва-едва дали ему Тульское викариатство. Здесь он тоже стал чудить, так что Преосвященный Тульский Парфений неоднократно просил Синод взять от него викария, который «невозможно» себя ведёт .
Продолжить карьеру ему, по отзывам современников, помогло только покровительство обер-прокурора Синода В. К. Саблера .
Архиепископ Алеутский и Северо-Американский
Высочайшим повелением от 29 июля 1914 года назначен Алеутским и Северо-Американским с возведением в сан архиепископа .
Пытаясь справиться с финансовыми трудностями, требовал передачи церковной собственности сербских церквей в руки епархиального управления, что вызвало резко негативную реакцию . П. Г. Проценко в своей книге сообщает также, что архиепископ Евдоким и за границей прославился скандальным поведением, по свидетельству его современников; там он растратил церковное имущество.
Награждён орденами Святой Анны 2-й и 1-й (1912) степеней, сербским орденом Святого Саввы 1-й степени.
В 1917—1918 годах годах член Всероссийского Поместного Собора , участвовал во всех трёх сессиях, член Судной комиссии при Совещании епископов, председатель XXIII и член II, IX отделов. По-видимому, был кулуарно прощён: как замечает П. Г. Проценко, в столь тяжкое время решено было использовать его большой административный опыт.
18 марта 1918 года назначен временно управляющим Костромской епархией . В Костроме еженедельно проводил пастырские беседы в кафедральном соборе, читал проповеди о творимом большевиками насилии над верующими. Известил Собор о расстреле большой группы костромских священнослужителей и мирян, в том числе священномучеников протоиерея Иосифа Смирнова, иерея Владимира Ильинского и диакона Иоанна Касторского. На короткое время подвергался аресту.
архиепископ Нижегородский
21 октября 1918 году назначен временным управляющим Нижегородской епархией . 18 ноября он был официально назначен правящим архиереем.
Возглавил епархию в трудной ситуации — вскоре после расстрела временного управляющего епархией епископа Лаврентия (Князева) и ареста многих представителей духовенства. С самого начала своего пребывания на кафедре стремился наладить отношения с советской властью, декларируя полную политическую лояльность. В декабре 1919 года Нижегородский епархиальный совет принял к руководству резолюцию: «…о подчинении Советской власти не за страх, а за совесть… и способствовании проведению в жизнь декретов Советской партии об отделении церкви от государства, о свободе религиозного Совета, религиозных общин епархии». Компромиссная позиция архиепископа, хотя и помогла стабилизировать ситуацию в епархии, но не спасла целый ряд священнослужителей от гонений со стороны органов советской власти.
В феврале 1920 года переименован в архиепископа Нижегородского и Макарьевского .
Поддержал политику властей во время кампании по изъятию церковных ценностей, в своем послании призывал последовать примеру великих христианских подвижников, жертвовавших для своих близких в годину испытаний всем церковным достоянием:
Стыдно в настоящее время на себе носить золото и бриллианты, когда каждая частица их сможет не только стереть слезы страдающих людей, но и спасти от смерти человека .
После образования при содействии властей обновленческого (ВЦУ) выступил 19 мая 1922 года с открытым письмом, выражая солидарность с «прогрессивной группой духовенства», и обвинил Патриарха Тихона в «разрушении Церкви».
Уход в обновленчество
16 июня 1922 года присоединился к обновленческому движению, подписав воззвание трёх архиереев — наряду с митрополитом Сергием (Страгородским) и архиепископом Серафимом (Мещеряковым) . В этом воззвании говорилось, что они считают единственной канонической верховной властью в церкви обновленческое Высшее церковное управление. Позднее архиепископ Евдоким оказался единственным из этих трёх иерархов, который остался до конца жизни в обновленчестве. В 1922 году обратился с посланием, в котором утверждал:
Никаких сколько-нибудь существенных столкновений с гражданской властью не только у меня, но и у всей Нижегородской епархии за все протекшие четыре года не было, и ничего, кроме чувств благодарности, не могу высказать местной гражданской власти за её вполне корректное отношение к Церкви нижегородской.
В августе 1922 года был участником Всероссийского съезда « Живой Церкви », на котором возведен в сан митрополита; 7 сентября 1922 года утверждён председателем обновленческого Нижегородского епархиального управления; 17 октября 1922 года введён в состав обновленческого ВЦУ. В ноябре 1922 года назначен митрополитом Вятским и Слободским, председателем обновленческого Вятского епархиального управления. Кафедра располагалась в Троицком соборе Вятского кремля .
16 февраля 1923 года назначен митрополитом Одесским и Херсонским, председателем Херсонского епархиального управления; 6 марта 1923 года прибыл к новому месту службы. Кафедра располагалась в Преображенском соборе Одессы .
Лидер обновленческого движения
13 апреля 1923 года был назначен председателем Высшего церковного совета вместо обновленческого митрополита Антонина (Грановского) .
После назначения на Одесскую кафедру, прибыв к новому месту служения, вернулся в Нижегородскую епархию, духовенство которой по-прежнему считало его своим архиереем и не признавало епископа Иоанна Альбинского , назначенного ВЦУ [ источник не указан 263 дня ] . Евдоким (Мещерский) сохранял влияние и авторитет в Нижегородской обновленческой епархии и ехать в Одессу не хотел. В «Обращении к пастырям, к миру и к верующим Нижегородской епархии» от имени Епархиального управления под председательством «архиепископа» Иоанна говорилось: «„Высшее Церковное Управление“ указало митрополиту Евдокиму новое место служения: он перемещён на архиерейскую кафедру в г. Одессу. На Нижегородскую же кафедру назначен архиепископ Иоанн. В связи с этим начались и поддерживаются до настоящего времени волнения среди верующих … собираются подписи на ходатайствах об оставлении на кафедре митрополита Евдокима. Последний не отправляется к новому месту служения…» .
Одновременно с 13 апреля по 19 июня 1923 года был временно управляющим Вятской обновленческой епархией и председатель обновленческого Вятского епархиального управления .
В апреле-мае 1923 года был участник «Второго всероссийского поместного собора» (первого обновленческого) . Прибыл на него уже после принятия основных решений и не успел подписать документ о низложении и об извержении из сана Патриарха Тихона.
Согласно донесению украинского ГПУ в октябре 1923 года: «За время короткого пребывания своего в Одессе митрополит Евдоким вызвал к себе враждебные отношения со стороны широких масс верующих. Это отношение вызвано его интимной связью с одной монашкой, привезенной им из Нижнего Новгорода. Даже самое прогрессивное духовенство относится к нему отрицательно. Ввиду сложившихся обстоятельств пребывание Евдокима в Одессе является невозможным и может ещё более ослабить обновленческое движение» .
С 25 июня 1923 года был председатель обновленческого ВЦС. 8 августа 1923 года, в связи с преобразованием ВЦС в Всероссийский обновленческий синод, стал председателем последнего, а также назначен заведующим издательско-просветительской частью .
Одновременно с 8 августа 1923 года — заведующий московской Серафимовской часовней на 1-й Мещанской .
С 6 декабря 1923 года — профессор обновленческой Московской Богословской академии (открыта 27 ноября 1923 ), где читал лекции по теории проповеди и проводил занятия по греческому языку.
8 августа 1923 года Высший церковный совет, который возглавлял Евдоким, был переименован в «Священный Синод Российской Православной Церкви», все ранее существовавшие самостоятельные обновленческие группировки упразднялись. Основным успехом его на этом посту стало установление канонических связей с Восточными Патриархатами, в первую очередь, с Константинопольским Патриархом. Старался повысить легитимность обновленческого движения, придать более респектабельный характер.
В июне 1924 года начал издавать богословский журнал «Христианин» .
Митрополит Антоний (Храповицкий) в письме Евдокиму (Мещерскому) от 19 сентября 1923 года писал :
«Именующему себя Митрополитом… Да, для Вас все кончено: и бытие Божие, и бессмертие души, и будущий загробный суд, а я остаюсь при прежней, когда-то общей с Вами идеологии: „верую во единого Бога Отца Вседержителя“ и пр. и не желаю перейти на утилитарный взгляд на жизнь… и к вашей церкви лукавнующих не пристану… Покайтесь: ведь жить осталось нам немного: хотя Вы и мой ученик и, увы, постриженник, но и Вам 55 лет скоро исполнится, а при своих слабостях очень долго жить не будете, и на суде Божием ни евреи, ни попы нигилисты за Вас не заступятся».
23 января 1924 года написал (от имени Священного синода Российской православной церкви ) в ЦИК М. И. Калинину соболезновании по случаю смерти В. И. Ленина, со словами :
Пусть могила эта родит ещё миллионы новых Ленинов и соединит всех в единую великую братскую, никем неодолимую семью. И грядущие века да не изгладят из памяти народной дорогу к этой могиле, колыбели свободы всего человечества. … Вечная память и вечный покой твоей многострадальной, доброй и христианственной душе.
Председательствовал на обновленческом Предсоборном совещании 1924, на котором выступил с докладом о положении в церкви. В последний день работы совещания выступил с проектом петиции в Совнарком («от себя лично»), в которой, в частности, говорилось, что
все граждане СССР за одну лишь принадлежность к числу религиозных общин и приходских советов не должны подвергаться никаким незакономерным ограничениям и в своих общегражданских и профессиональных правах.
Сюда входят:
а) увольнение со служб и работ;
б) лишение избирательных прав;
в) исключение из профсоюзов;
г) лишение прав на пенсию;
д) лишний налог на посевы…Необходимо строго подтвердить всем органам власти на местах беспрепятственное отправление публичных религиозных обрядов и церемоний, которые строго вытекают из потребности культа и основываются на обычаях верующих… Постановления власти на местах о закрытии храмов производятся не раньше, как они будут утверждены ВЦИК… Церковь и служители культа в законодательном порядке ограждаются от публичных оскорблений и издевательств.
С 1924 года Одесско-Херсонской епархией не управлял по болезни. 24 августа 1924 года был предоставлен длительный отпуск для «поправления здоровья». В сентябре 1924 года выехал в Сочи на лечение. 24 ноября 1924 года освобождён от обязанностей председателя Всероссийского обновленческого Синода, с оставлением в должности члена Синода. 12 декабря 1924 года освобождён от обязанностей ответственного редактора журналов «Христианин» и «Вестник Священного Синода». 9 февраля 1925 года освобождён от управления Одесско-Херсонской епархией .
Причинами смещения Евдокима могли быть следующие. Во-первых, ему не удалось достигнуть соглашения с Патриаршей церковью об объединении под его фактическим руководством — православные архиереи выступили резко против любых компромиссов с примкнувшим к обновленцам архиереем. Переговоры об объединении, некоторое время ведшиеся между окружением Патриарха Тихона и Евдокимом, закончились неудачей. 15 апреля 1924 Патриарх Тихон издал послание, в котором объявил, что Евдоким, «за раскол, смуту и мятеж» подлежит извержению из сана . Во-вторых, Евдоким предложил направить за границу обновленческого архиерея Николая Соловья с тем, чтобы он возглавил епархию в Южной Америке . Однако когда Николаю в 1924 году разрешили выехать в Уругвай , он стал выступать с антисоветских позиций, что очень дорого обошлось Евдокиму, который, вызванный к Тучкову, пропал на несколько дней. Вернулся домой митрополит в ужасном состоянии, все лицо у него было в синяках . В-третьих, Евдоким испортил отношения со многими лидерами обновленческого движения, в том числе с Александром Введенским . Возможно, что свою роль сыграло и содержание оглашённой Евдокимом петиции — она явно не устраивала советскую власть, которая до самого своего падения дискриминировала духовенство и верующих, а в обновленцах в 1920-х — 1930-х годах видела своих агентов, а не партнёров.
Последние годы жизни
В октябре 1925 года был участником «Третьего всероссийского поместного собора» (второго обновленческого), на котором избран членом Всероссийского обновленческого синода. В марте 1926 года получил предложение Всероссийского обновленческого Синода возглавить Нижегородскую обновленческую епархию, с сохранением пособия от Синода. От предложения отказался. Проживал в посёлке Хоста Краснодарского края .
В «Очерках по истории русской церковной смуты» Анатолия Краснова-Левитина и Вадима Шаврова так описывается последний период его жизни: «Уйдя на покой, владыка поселился в Хосте: там он служил в небольшой церкви без диакона и даже без псаломщика; обходясь без старосты, он сам иной раз продавал свечи. Еще худшие времена наступили для владыки в 30-е годы: небольшой храм, в котором он служил, был закрыт. Владыка вынужден был заняться подпольной юридической практикой — писанием исковых заявлений. Когда и эта возможность заработка отпала — местные судебные органы энергично запротестовали — митрополиту было предложено снять с себя сан, на что он, разумеется, не мог согласиться. Не пошел он также на примирение с Синодом. В последние годы его жизни жители Хосты видели почтенного старца, который, сидя в городском сквере, торговал конфетами и пряниками. Это был митрополит Евдоким, когда-то известный в Русской Церкви своими барскими замашками» .
Несмотря на отстранение от дел, номинально числился постоянным членом президиума обновленческого Синода. В 1934 году был уволен на покой с оставлением его почётным членом обновленческого Синода .
С 1935 года проживал на даче в Подмосковье . Скончался 22 октября 1935 года . Похоронен на Ваганьковском кладбище Москвы .
Труды
- Памяти В. Д. Кудрявцева-Платонова // Богословский вестник. 1892. — № 1.
- Святой Апостол и Евангелист Иоанн Богослов. Его жизнь и благовестнические труды. Опыт библейско-исторического исследования. — Сергиев Посад, 1898, 1912.
- Речь пред защитой магистерской диссертации. — Сергиев Посад, 1898.
- Соловки. Страничка из дневника Паломника. — Москва, 1899.
- Новооткрытый рукописный Стоглав. — Сергиев Посад, 1899.
- Из академической жизни // Богословский вестник. 1900. — № 7; 1901. — № 1-2.
- О христианском браке. — Сергиев Посад, 1901.
- Слово на память преподобного Сергия. — Сергиев Посад, 1901.
- Два дня в Кронштадте. Издание 2-е. — Сергиев Посад, 1902.
- Игумен Даниил, настоятель Гефсиманского скита и пещер. — М., 1902.
- Иноки на службе ближним // Богословский вестник. 1902. — № 11-12.
- Пастырь-учитель. Троицкая Лавра, 1903.
- У мощей преподобного Серафима Саровского. — Сергиев Посад, 1903.
- Обзор журналов. Статьи по гомилетике // Богословский вестник. 1903. — № 10-11.
- Памяти Д. Ф. Голубинского // Богословский вестник. 1904. — № 1.
- Речь при наречении во епископа Волоколамского. — Сергиев Посад, 1904.
- Речь пред молебном при начале учебных занятий в МДА. — Сергиев Посад, 1904.
- На заре новой церковной жизни. (Думы и чувства). — Троицкая Лавра, 1905.
- Царь и Патриарх (к характеристике их взаимоотношений). — Сергиев Посад, 1906.
- Любопытная проповедническая новинка // Богословский вестник. 1906. — № 4.
- Пред исповедью; Божественный скиталец; Мы не сироты // Листки. — Сергиев Посад. 1907—1909. Сер. А. — № 11, 29; Сер. Б. — № 3.
- Вечный скиталец. — Сергиев Посад, 1907.
- Деньги. — Сергиев Посад, 1907.
- Христианин // Известия по Казанской епархии. 1907. — № 3.
- Святые минуты. — Сергиев Посад, 1909 (М., 2011).
- У могилы митрополита Филарета. — Сергиев Посад, 1909.
- На ниве Божией, т. I, Сергиев Посад, 1909.
- Свобода печати. — Сергиев Посад, 1912.
- По церковно-общественным вопросам. Том I. Забытый братский устав. — Сергиев Посад, 1914.
- Из истории слова. — Сергиев Посад, 1914.
- Религиозная жизнь в Америке. — Сергиев Посад, 1915.
- Пасхальное приветствие // Американский православный вестник. 1917. — № 13.
- Всем православным христианам, пастырям и архипастырям (открытое письмо) // Живая Церковь. 1922. — № 3. — С. 18—19.
- Все к труду и работе! (Послание архиепископа Евдокима) // Живая Церковь. 1922. — № 6-7. — С. 6—7.
- Наши задачи // Христианин. Издание Учебного комитета при Св. Синоде. 1924. — № 1. — С 1—5.
- Соборный разум или единовластие? // Христианин. Издание Учебного комитета при Св. Синоде. 1924.
- Обращение к духовенству // Следственное дело Патриарха Тихона. — М., 2000. — С. 85-86.
- Два дня в Кронштадте. Из дневника студента // Русская Церковь. Век двадцатый. Т. 1: 1900—1917. Конец Синодального периода, Кн. 1 / авт. предисл. С. Л. Фирсов. — 2014. — 860 с. — ISBN 978-5-699-76860-8 — С. 446—447.
Принял участие в издании Православной богословской энциклопедии (том X).
Примечания
- от 5 марта 2016 на Wayback Machine на сайте Богослов.ru
- . Дата обращения: 9 октября 2016. 16 декабря 2018 года.
- ↑ , с. 241.
- ↑ . Дата обращения: 25 августа 2007. 1 октября 2013 года.
- Проценко П. Г. от 1 января 2019 на Wayback Machine , 1999
- «Тульские Епархиальные ведомости». — 15—22 августа 1914. — № 31—32. — Часть оффициальная. — C. 338.
- Илия Косых, свящ. от 19 февраля 2016 на Wayback Machine // Христианское чтение . 2012. — № 2. — C. 43-53
- Бакаев, Юрий Николаевич. Власть и религия: история отношений (1917-1941) : [Монография] / Ю. Н. Бакаев; М-во образования Рос. Федерации. Хабар. гос. техн. ун-т. - Хабаровск : Изд-во ХГТУ, 2002. - 199 с.; 21 см. / С. 61—62; ISBN 5-7389-0185-1
- Медведева Т. А. // Исторический журнал: научные исследования. — 2017-03. — Т. 3 , вып. 3 . — С. 122–136 . — ISSN . — doi : .
- ↑ , с. 242.
- Мазырин А. , свящ. // Христианское чтение. — 2018. — № 3 . — doi : .
- Георгий (Добронравов), епископ . Московская Богословская академия // Христианин. Издание Учебного комитета при Св. Синоде. 1924. — № 1. — С. 25
- «Христианин». Издание Учебного комитета при Св. Синоде. Отв. редактор митрополит Евдоким. — № 1, июнь 1924. Тираж 5000 экз.
- Митрополит Антоний (Храповицкий). Жизнеописание. Письма к различным лицам. — СПб. : Изд. Олега Абышко, 2006. — С. 149—150.
- от 23 января 2018 на Wayback Machine (РГАСПИ. Ф. 16. — Оп. 1. — Д. 250. — Л. 5.)
- , с. 514.
- , с. 469.
Литература
- Краснов-Левитин А. Э. , . — М. : Крутицкое Патриаршее Подворье, 1996. — 672 с. — (Материалы по истории Церкви. Книга 9).
- Никитин Д. Н. // Православная энциклопедия . — М. , 2008. — Т. XVII : « Евангелическая церковь чешских братьев — Египет ». — С. 115—117. — 752 с. — 39 000 экз. — ISBN 978-5-89572-030-1 .
- Волков В. А., Куликова М. В., Логинов В. С. . — М. : Янус-К: Московские учебники и картолитография, 2006. — С. . — 300 с. — 2000 экз. — ISBN 5-8037-0164-5 .
- Патриарх и попытка властей добиться вхождения архиепископа Евдокима (Мещерского) в состав Священного Синода (24 марта — 4 апреля 1922 г.) // Святитель Тихон Патриарх Московский и всея России, и его время: историческая литература / свящ. Д. Сафонов; ред. А. А. Войнова ; Общецерковная аспирантура и докторантура им. святых равноапостольных Кирилла и Мефодия. — 2-е изд. — М. : Издательский дом «Познание», 2019. — 608 с. — С. 162—170
- Лавринов В. В. , протоиерей. Обновленческий раскол в портретах его деятелей. — М. : Общество любителей церковной истории, 2016. — 736 с. — (Материалы по истории Церкви. Книга 54). — ISBN 978-5-9906510-7-4 .
- // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. — 2022. — Вып. 109 . — С. 106-118 .
Ссылки
- на сайте «Русское православие»
- на официальном сайте Нижегородской епархии
- 2020-03-27
- 1