Послание (фильм)
- 1 year ago
- 0
- 0
Посла́ние к Ефе́сянам ( др.-греч. Ἐπιστολή πρὸς Ἐφεσίους , лат. Epistula ad Ephesios ) — книга Нового Завета , входящая в число посланий апостола Павла и обращённая к христианам из язычников малоазийского города Эфес .
Церковное предание приписывает Послание к Ефесянам апостолу Павлу и известно многим раннехристианским авторам. Однако новозаветные учёные склонны оспаривать традиционную атрибуцию, поскольку автор не описывает проблемы общины Эфеса, к которой обращается. Из повествования, как пишет А. С. Десницкий , складывается ощущение, что речь идёт о христианской церкви более позднего времени. В нём отсутствуют богословские концепции, свойственные другим посланиям Павла, и наоборот, появляются нигде более не высказывающие идеи. Богословие и стиль тесно связаны с Посланием к Колоссянам , но его авторство также оспаривается. Согласно самой распространённой точке зрения, автором произведения является кто-то из учеников Павла: либо пересказывая слова учителя, либо составляя его под руководством апостола. Другие учёные даже предполагают, что ученики написали послание уже после смерти Павла .
Город Эфес (Ефес), бывший столицей римской провинции Азия , играл важную роль в миссионерской деятельности апостола Павла . Первый раз Павел оказался в Эфесе на обратном пути из Греции в Иерусалим. Он недолгое время проповедовал в синагоге ( Деян. ), оставив управлять местной общиной Акиллу Понтянина и его жену Прискиллу (Присциллу) (Деян. 18: 18 — 19). Во время второго посещения города ( Деян. ) он остановился здесь на два года ( Деян. ), проповедуя как иудеям, так и язычникам. В конце его пребывания в Эфесе случился мятеж, поднятый серебряником Димитрием ( Деян. ), в результате Павел уехал в Македонию ( Деян. ).
По мнению толкователей прошлого, послание написано во время заключения Павла в Кесарии или в Риме в 60 — 63 гг., поскольку в тексте Павел неоднократно называет себя «узником» ( , также 4:1 и 6:20). То, что послание написано Павлом, как отмечал в XIX веке Св. Феофан (Вышенский), «в этом сомневающихся почти нет, или их так мало, и основания их неверия так ничтожны, что не стоит и внимания останавливать на этом». Однако в современной библеистике есть мнение, что автором послания был всё-таки не Павел, а один из его эфесских учеников, использовавший при написании подлинные письма апостола .
Послание упомянуто св. Иринеем Лионским в списке новозаветных книг. Текстологически это послание близко к посланию Колоссянам
Главная идея послания — Церковь ( греч. ἐκκλησίᾳ ) как Тело Христа ( ), которая чиста и непорочна. Отдельными темами в послании звучат тема преображения из «ветхого человека» ( греч. παλαιὸν ἄνθρωπον ) в «нового человека» ( ), а также демонология «мироправителей» ( греч. κοσμοκράτορας ) и «поднебесных» духов злобы ( ).
Автор призывает христиан говорить правду ( ), трудиться, не сквернословить и быть благодарными за всё. Жён он призывает повиноваться мужьям ( ), детей — родителям ( ), а рабов — господам ( ).