Киевская (станция метро, Кольцевая линия)
- 1 year ago
- 0
- 0
Киевская митропо́лия — православная митрополия Константинопольского патриархата на территории Речи Посполитой и Войска Запорожского . Существовала с 1620 по 1688 год, когда в результате перехода Украины в российское подданство её было включено в состав Московского патриархата , а митрополиты изменили титул на «Киевский, Галицкий и Малыя России» . Кафедра располагалась в Киеве .
В 1441 году в Великом княжестве Московском был схвачен в Москве и затем бежал признавший Флорентийскую унию митрополит Киевский и всея Руси Исидор . В 1448 году собором русских епископов был избран в Москве новый митрополит Киевский и всея Руси Иона . Поставление Ионы считается началом фактической самостоятельности ( автокефалии ) северо-восточных русских епархий, хотя и не вызвало возражений со стороны Константинополя и было признано великим князем Литовским Казимиром IV ( 1451 ), санкционировавшим подчинение литовско-русских епархий митрополиту Ионе .
Исидор только в 1458 году отказался от титула митрополита Киевского и всея Руси в пользу своего ученика Григория (Болгарина) , которого бывший константинопольский патриарх Григорий III Мамма назначил на западные русские земли с кафедрой в Киеве. Он и его преемники стали носить титул митрополитов Киевских, Галицких и всея Руси . По смерти Ионы (1461) избранный в Москве митрополит Феодосий и его преемники стали носить титул митрополитов Московских и всея Руси , сохранив лишь формальное подчинение Константинополю.
В 1469 году сан Григория был подтверждён новым Константинопольским патриархом Дионисием I . Новгородцы сочли нужным отправить кандидата на место умершего архиепископа Ионы на поставление в сан не к московскому митрополиту , а к киевскому , и это стало главной причиной первого похода Ивана III на Новгород (1471).
В 1569 году Великое княжество Литовское, в результате Люблинской унии , вошло в состав Речи Посполитой , утратив при этом часть государственности. Южные земли княжества, включая Волынь и Киев, отошли к польской короне.
В 1596 году была заключена Брестская уния иерархов киевской митрополии с Римско-католической церковью , образовав тем самым Русскую униатскую церковь . Большая часть епископата и клира Киевской (западнорусской) митрополии приняли её, сохранив богослужение византийской литургической традиции на церковнославянском языке.
Православные священники и монахи не принявшие унию, оставались без митрополита, и такое положение сохранялось вплоть до восстановления православной Киевской митрополии в 1620 году, когда православные киевские митрополиты вновь стали носить титул митрополита Киевского, Галицкого и всея Руси .
В первые времена образования юго-западной митрополии митрополит занял место в ряду высших чиновников в государстве; но с введением унии православный митрополит потерял значение. В XVII в. стремлением его было занять место в сенате наряду с католическими митрополитами. Не раз это было обещано, но обещание не исполнялось, и католики не пускали в сенат даже униатских миссионеров.
Дело Михаила с гораздо большей жестокостью и настойчивостью продолжал Ипатий Поцей , с 1599 г. киевский митрополит. Жил он, главным образом, во Владимире-на-Волыни, где и умер в 1613 г., назначив, вопреки церковным установлениям (76 правило св. апостол), ещё при жизни своим преемником с 1611 г Иосифа Велямина-Рутского , бывшего сначала кальвинистом, затем католиком, наконец униатом. Иосиф старался насаждать унию, хотя и не с таким успехом, как его предшественники. При нём, в 1620 г., приехал в Киев иерусалимский патриарх Феофан , имевший от константинопольского патриарха полномочие устроить все церковные порядки на Руси. Православные в Киеве обратились к нему за защитой против униатов и с просьбой поставить им православного митрополита.
9 октября 1620 году Феофан III посвятил Иова Борецкого в сан нового митрополита Киевского и всея Руси (а также епископов на другие кафедры), архимандрита виленского Мелетия Смотрицкого — на архиепископию полоцкую, витебскую и мстиславльскую, а Иосифа Курцевича — на епископию владимирскую (на Волыни).
Велямин-Рутский обратился к папе, который предписал ловить и истреблять неуниатов. Борьба происходила почти во все управление митрополией Иова. В 1629 г. был созван собор для переговоров униатов с православными, но переговоры не привели ни к чему. По смерти в 1631 г. Иова Борецкого митрополитом был избран Исаия Копинский , но он скоро был оттеснен знаменитым Петром Могилой и умер в 1634 г. на покое. Петр Могила сумел много сделать в пользу православной церкви. Основанная им коллегия явилась рассадником борцов за дело православия, а главное, долгое время была рассадником образованности и просвещения среди малорусского народа вообще. В борьбе с униатами, во главе которых стоял сначала митрополит Иосиф Велямин-Рутский, а затем его преемники, Иосиф Корсак и Антоний Селява , Петру Могиле много помогали запорожские казаки. Поэтому они и участвовали вместе с духовенством при выборе в 1647 г. преемника Могилы, Сильвестра Коссова . Королевской привилегии на это избрание не было, но Коссов, с благословения константинопольского патриарха, был посвящён в 1647 г. в митрополиты юго-западным духовенством, с титулом Митрополита киевского, галицкого и всея Руси, экзарха константинопольского престола. Титул этот носил и Петр Могила. При Коссове, по Зборовскому договору , киевскому митрополиту предоставлено было место в сейме наряду с католическими епископами; православная вера и школы получили довольно широкие привилегии. Но достаточно было одного значительного поражения казаков, чтобы православные стали опять подвергаться преследованиям.
Договором 1654 г. о присоединении Малороссии к России за митрополитом киевским утверждались все его прежние права и владения, но с подчинением московскому патриарху. Сильвестр Коссов не сразу присягнул московскому царю, отговариваясь страхом польской мести, и хлопотал, чтобы малороссийская иерархия была оставлена в ведомстве греческого патриарха. Фактически киевские митрополиты до Гедеона Святополка князя Четвертинского ни разу не посвящались от московского патриарха. Коссов умер и 1657 г., и преемником ему был избран Дионисий Балабан ; но так как он явно тянул на польскую сторону и отказался обратиться за благословением к московскому патриарху, то в Москве и не признавали его митрополитом.
В 1661 г. управлявший московской патриархией Питирим посвятил нежинского протопопа Максима Филимонова в епископы мстиславские под именем Мефодия, и назначил его управлять западнорусской церковью вместо Дионисия, явно перешедшего на сторону Польши. Но Мефодия не признавал за наместника греческий патриарх, а митрополит Дионисий посвятил на мстиславскую кафедру Иосифа Нелюбович-Тукальского , в 1663 г. в Чигирине избранного духовенством и старшиной в митрополиты киевские. Другая партия (главным образом гетман Тетеря ), избрала митрополитом перемышльского епископа Антония Винницкого . Смута в западнорусской церкви была неизбежна, если бы Тукальский не попался в плен полякам. На левом берегу церковными делами продолжал управлять Мефодий, поддерживаемый Брюховецким . У него родилась мысль сделаться самому митрополитом, а когда в Москве отнеслись к этому неблагоприятно, он начал интриговать против Москвы. В это время был заключен Андрусовский мир , которым в Малороссии были недовольны. Во главе враждебной Москве партии стал Дорошенко , который переманил на свою сторону гетмана Брюховецкого, а Мефодию обещал киевскую митрополию, но не сдержал данных обещаний; с Мефодия Иосиф Тукальский, которого Дорошенко освободил из польского плена, снял епископский сан. Мефодий убежал в Москву, где был подвергнут заточению. Но Тукальскому не удалось утвердиться в Киеве; до самой своей смерти (в 1676 г.) он жил в Чигирине при Дорошенке; на левом берегу его не признавали, несмотря на признание его со стороны константипольского патриарха. Делами церкви управлял Лазарь Баранович , к которому после смерти Иосифа Тукальского перешло управление церковными делами на правой стороне Днепра.
В XVII веке с продолжением расширения Русского государства на запад и юг, в его состав на правах автономии вошли территории левобережных епархий Киевской митрополии ( Киевская и Черниговская епархии ), что привело к естественному конфликту, осложнявшемуся борьбой грекокатоликов и православных в большинстве епархий: Луцкой , Львовской , Перемышльской и Могилёвско-Мстиславской .
Когда в 1686 г. левый берег Днепра и Киев отошёл по мирному договору к Русскому царству , Москве удалось добиться согласия от Константинопольского патриарха Дионисия IV на подчинение Киевской митрополии Московскому патриарху. Кандидатами в митрополиты были Лазарь Баранович и Варлаам Ясинский, но ни один из них не соглашался ехать на посвящение в Москву; поэтому был избран в Киеве приехавший к гетману Самойловичу в 1685 г. Гедеон Святополк князь Четвертинский . В 1686 г. он был посвящён в Константинополе и в Москве в митрополиты киевские задним числом. Ему была выдана настольная грамота, в которой он назван митрополитом киевским и галицким и Малые России, а киевская митрополия — первоначальной между всеми русскими; она не подчинялась московскому патриарху и находилась только под послушанием и благословением его.
В 2018 году решение о передаче Киевской митрополии в юрисдикцию Московского патриархата было отменено Константинопольским патриархатом
27 января 1688 года титул Киевского митрополита был изменён на «Киевский, Галицкий и Малыя России» , что отражало фактический переход Киевской митрополии Константинопольского патриархата в состав Московского Патриархата. В синодальный период Киевские митрополиты превратились в епархиальных архиереев Русской православной церкви с сохранением митрополичьего титула.