Кампания по вскрытию мощей
- 1 year ago
- 0
- 0
Обре́тение моще́й — процесс нахождения ( открытия, обнаружения, эксгумации ) останков ( мощей ) христианина , причисляемого Церковью к лику святых . Связан с освидетельствованием останков и перенесением их в храм для всеобщего почитания до, во время или после канонизации . С древних времён окружен молитвенным обрядом . В память об обретении мощей устанавливаются отдельные дни памяти святых.
Почитание останков мучеников за веру известно с первых веков христианской истории. В период гонений верующие употребляли все средства для того, чтобы получить в своё обладание тела мучеников, а места их погребения становились святилищами, где на их гробах совершалось христианское богослужение . В ранний период гробницы оставались закрытыми, позднее возникает традиция извлекать из них мощи и помещать в храмах в специальных раках .
К ранним и наиболее значимым случаям обретения мощей церковная история относит:
История Церкви знает как единичные случаи открытия мощей, так и массовые мероприятия. Так, в катакомбах Рима в 537 году при осаде города Витигесом гробницы святых были вскрыты, и их мощи перенесены в городские церкви . Это было первое извлечение реликвий из катакомб, последующие записи хронистов сообщают о более масштабных акциях:
Обретение святых мощей в средневековье всегда принимало характер общественно значимого события, что засвидетельствовано как письменными, так и изобразительными памятниками . Древние хроники фиксировали обретение мощей наряду с освящением церквей , землетрясениями и визитами важных государственных деятелей.
Обретение мощей не является достаточным условием для канонизации , так же как и отсутствие их — препятствием для неё. Для прославления святого требуется ряд оснований, главное из которых — чётко фиксированные чудеса по молитвам к нему . В связи с этим в отношении мощей святых в деяниях о канонизации делаются следующие указания :
Честные их останки, у коих такие обретаются, считать святыми мощами; а у коих не обретаются, оставить на Божие произволение.
С обретением мощей тесно связано их перенесение, особенно в случае их нахождения вне храма. Так, после обретения мощей Первомученика Стефана в окрестностях Иерусалима их перенесли в Константинополь , где их встречала императрица Пульхерия . Это событие запечатлено на рельефе из слоновой кости ( Трир , VI век), который является одним из самых ранних изображений подобных церемоний.
Перенесение мощей в церковной истории бывает связано с разорением городских и монастырских храмов во время войн и др. Одним из примеров такого перенесения является перемещение мощей преподобного Венедикта Нурсийского в аббатство Флёри ( Франция ) из монастыря Монтекассино ( Италия ) в связи с разорением последнего лангобардами .
В честь перенесения мощей устанавливаются отдельные дни памяти святых. Например, 2 (15) августа — перенесение из Иерусалима в Константинополь мощей первомученика архидиакона Стефана, 9 (22) мая — перенесение мощей Николая Чудотворца из Миры в Бари , 31 мая ( 13 июня ) — перенесение мощей святителя Филиппа Московского из Соловецкого монастыря в Москву и другие.
Перенесение мощей бывает связано с их повторным обретением. Так, в 828 году венецианские купцы, прибыв в Александрию , узнали, что мусульмане начали разрушение христианских храмов для возведения мечетей . Они решили спасти мощи евангелиста Марка , вывезя их к себе на родину. Они нашли их в церкви, построенной в 310 году над могилой апостола, которая предназначалась под снос. В Венеции для мощей был построен величественный собор , а дата их прибытия в Венецию ( 31 января 829 года ) стала ежегодным городским праздником. При перестройке собора в конце XI века мощи евангелиста были утеряны, а затем повторно обретены чудесным образом в тайнике, находившемся в пилястре базилики .