Interested Article - Ницетий Трирский

Ницетий ( Никетий, Никита, Низье ; лат. Nicetius , фр. Nizier ; конец V века 560-е годы ) — глава Трирской епархии с периода между 525 и 532 годами и до 560-х годов. Святой , почитаемый в Римско-католической церкви . Дни его памяти отмечаются 1 октября , 3 октября и 5 декабря .

Биография

Исторические источники

О Ницетии сохранились сведения в целом ряде современных ему исторических источников : в документах эпистолярного жанра , в стихотворениях Венанция Фортуната и в трудах Григория Турского «Жизнь отцов» , «О славе мучеников» и « История франков » . Последний из авторов почерпнул свои сведения о Ницетии от , человека лично знавшего этого святого . Ницетий — первый глава Трирской епархии, сведения о котором сохранились в трудах его современников .

Ранние годы

Ницетий — выходец из знатной галло-римской семьи . Предполагается, что он мог родиться в последнее десятилетие V века или на несколько лет раньше . Родиной Ницетия были южные земли Римской Галлии , возможно, территория будущих Лимузена или Оверни . В пользу овернского происхождения Ницетия может свидетельствовать одно из писем Сидония Аполлинария , в котором упоминается его родственник, одноимённый епископу Трира . Часть историков высказывает мнение о возможной тождественности этих двух лиц .

Родители Ницетия были высокообразованными для своего времени людьми и дали своему сыну прекрасное домашнее образование. Однако уже в ранней юности Ницетий решил посвятить себя духовной деятельности. Он удалился в один из галльских монастырей, возможно тот, который находился в Лиможе . Здесь Ницетий вскоре стал другом и помощником настоятеля, и когда тот скончался, был избран его преемником в аббатском сане. Прославившийся своей добродетельной жизнью, новый настоятель вскоре снискал уважение не только насельников монастыря, но и короля Австразии Теодориха I . Возможно, Ницетий стал даже духовником этого монарха. Теодорих I не раз приезжал в монастырь к Ницетию, вёл с ним душеспасительные беседы, безропотно снося все упрёки святого, порицавшего короля за его неблагочестивые поступки и любострастие .

Епископ Трира

Получение епископского сана

Церковь Франкского государства при Меровингах

Во второй половине 520-х годов — первой половине 530-х годов (называются даты от 525 по 532 год включительно ) скончался епископ Трира Апрункул . После его смерти духовенство и жители города отправили к Теодориху I делегацию, которая должна была испросить монаршего разрешения на посвящение в епископский сан священника . Однако король отверг эту просьбу, постановив, что главой Трирской епархии станет Ницетий , а Галл возглавит Клермонскую епархию . Вероятно, что Теодорих I считал назначение Ницетия на столь важную кафедру как трирская актом, который будет способствовать быстрейшей христианизации прирейнских областей его королевства .

Приехав в Трир, Ницетий увидел, что город пришёл в упадок из-за неурядиц, вызванных Великим переселением народов . Поэтому одной из главных забот трирского епископа стало восстановление хозяйства своей епархии .

Участие в церковных соборах

Ницетий участвовал в нескольких поместных соборах духовенства Франкского государства: 8 ноября 535 года, 28 октября 549 года, ещё одном синоде в Клермоне в 549 году, 1 июня 550 года и в 552 или 553 году . На Тульском синоде епископ Трира был избран председателем собрания .

Сохранились два письма епископа Реймса Мапина , посвящённые Тульскому собору 550 года. В одном из них, направленном епископу Ницетию, глава Реймсской епархии упоминал о том, что это собрание было созвано, в том числе, для рассмотрения ответственности некоторых франкских вельмож, нанёсших оскорбления главе Трирской епархии. В свою очередь Мапин жаловался Ницетию на преследования, которым он подвергался со стороны отлучённых им за нарушение церковных канонов о браке светских лиц. Реймсский епископ просил своего адресата использовать то большое влияние, которое тот имел на австразийского короля Теодебальда . С помощью же монарха Мапин намеревался созвать церковный собор, защитивший бы его от преследований недоброжелателей .

О сильном влиянии Ницетия на Теодебальда упоминается и в письме к епископу Трира настоятеля монастыря в Ромайн-Мутье Флориана. В этом послании аббат, называя Теодебальда «сыном» Ницетия, умолял епископа упросить короля освободить италийских пленных, захваченных франками вблизи озера Комо .

Самый влиятельный иерарх Франкского государства

550—560-е годы — время наивысшего влияния епископа Ницетия. Это был период, когда он считался наиболее авторитетным иерархом Франкского государства .

Вероятно, к этому времени должно относиться письмо епископа Трира к византийскому императору Юстиниану I . Этот документ ранее датировался примерно 565 годом, но по современным данным, скорее всего, он должен был быть написан в 549 или 550 году. Поводом к отправлению послания в далёкий от Трира Константинополь был начавшийся в Византии « Спор о трёх главах ». В письме Ницетий убеждал Юстиниана I отказаться от монофизитских взглядов , отречься от несторианских и евтихианских лжеучений и прекратить преследование сторонников никейского христианства .

Отношения с франкскими монархами

Франкское государство в 561 году

В отношении с франкскими правителями и их приближёнными Ницетий никогда не проявлял подобострастия, несмотря на угрозы, которые те нередко обращали в его адрес. По свидетельству Григория Турского, ещё не пройдя церемонию интронизации , Ницетий грубо, но справедливо обошёлся с сопровождавшими его королевскими сановниками, не позволив тем пасти коней на полях своих будущих прихожан .

С преемником Теодориха I, королём Теодебертом I , епископ конфликтовал из-за распущенности и стяжательства правителя франков, а когда Трир перешёл под власть Хлотаря I , Ницетий в 560 году отлучил от церкви самого короля, обвинив того в кровосмесительной связи . В ответ по требованию монарха был созван синод франкских епископов из числа верных Хлотарю лиц. Его участники отправили Ницетия в изгнание, вместо него возведя на епископскую кафедру королевского ставленника . Ницетий смог возвратиться в свою епархию только после смерти Хлотаря I, получив на это в 561 году согласие его сына, австразийского короля Сигиберта I .

С королём Сигебертом I Ницетий был в очень хороших отношениях. Историк даже называл епископа Трира «самым авторитетным человеком Австразии и главным советником Сигиберта по дипломатическим и религиозным делам» .

В марте 566 года Ницетий присутствовал на состоявшемся в Меце бракосочетании короля Сигиберта I и Брунгильды . По мнению Брюно Дюмезиля, Ницетий мог быть главным организатором этого франско - вестготского брачного союза. Этот же автор считал, что дипломатический талант Ницетия не только позволил избежать возможного в свете этого брака обострения отношений франков с византийцами, но и способствовал укреплению связей между правителями Австразии и Византийской империи. Возможно, что епископ Трира вместе с епископом Эгидием Реймсским мог быть наставником юной королевы- арианки и её приближённых в вопросах перехода в « истинную веру ». Предполагается, что это способствовало ещё большему сближению Ницетия с австразийской королевской четой. Среди людей, особо приближённых в то время к Брунгильде и Ницетию, историки выделяют австразийского майордома Гогона и герцога Шампани Лупа .

Переписка Ницетия

В составе сборника « Австразийские письма » сохранилась переписка, которую вёл Ницетий со своими современниками . Среди его адресантов были духовные лица, жившие в отдалённых от Трира землях — аббат монастыря в Ромайн-Мутьё Флориан, епископ * (современного Мартиньи ) Руф и епископ Реймса Мапин. Известны и два послания, написанные Ницетием светским лицам. Адресатом одного из них был император Византии Юстиниан I, другого — Хлодозинда , дочь франкского короля Хлотаря I и жена правителя лангобардов , арианина Альбоина . В письме, отправленном в 563 или 565 году лангобардской королеве, епископ Трира призывал ту сделать всё возможное для обращения её супруга в ортодоксальное христианство . Однако, несмотря на все увещевания епископа к Хлодозинде, Альбоин так и остался приверженцем арианства . Послание Ницетия королеве Хлодозинде — важный источник по истории становления культа почитания святых у франков. Здесь же содержатся ценные свидетельства о крещении короля Хлодвига I , отсутствующие у других средневековых авторов .

Сохранились также и два письма, направленные между 550 и 561 годом Ницетию миланским епископом . В них итальянский прелат наделял своего трирского коллегу саном архиепископа. Это первое в истории упоминание этого сана в отношении глав Трирской епархии .

Из других источников VI века известно, что в то время суффраганами трирских епископов были главы трёх епархий — Верденской , Мецской и .

Строительная деятельность

Наибольшее число дошедших до наших дней свидетельств о строительной деятельности Ницетия относится ко второй половине его нахождения на кафедре. В датируемом приблизительно 550 годом письме упоминается о том, что возведение нового главного городского храма Ницетий поручил каменщикам, присланным из Италии его другом, епископом Октодура Руфом. Строительство новой епископской резиденции в Трире в VI веке подтверждают и археологические данные. Вероятно, не обошёл Ницетий своим вниманием и другие храмы Трира — церкви , Святого Медара и Святого Иоанна .

Венанций Фортунат весной 566 года упоминал также и о ещё строившемся по приказу епископа на берегу Мозеля каструме — «Крепости Ницетия» — с тридцатью башнями и часовней, на которой была установлена баллиста . На холмах, располагавшихся вдоль этой реки, по повелению трирского епископа снова начали возделывать виноградники. Впоследствии это позволило Рейнланду стать одним из ведущих винодельческих областей Франкского государства .

Личные качества Ницетия

В средневековых источниках Ницетий описывается как прелат, много времени уделявший пастырской деятельности, ежедневно произносивший проповеди, в которых он призывал своих прихожан вести благочестивую и честную жизнь. Современники писали о епископе Трира как о человеке, ведшем жизнь аскета, к которой он привык ещё будучи монахом. Сообщается, что в то время, когда у трирского духовенства было время вечерней трапезы, ежедневно постящийся епископ тайно покидал свою резиденцию и никем не узнанный молился в городских церквях. Ницетий основал школу для обучения будущих клириков, одним из учеников которой был лиможский аббат Аредий .

Ницетию приписываются два трактата — « De Vigiliis servorum Dei » и « De Psalmodiæ Bono ». Однако то, что он был автором этих сочинений, сомнительно .

По свидетельству Григория Турского, незадолго до смерти Ницетия по молитвам этого прелата город Трир был избавлен от эпидемии чумы , опустошившей все окрестные области Франкского государства. Вероятно, это событие следует датировать первой половиной 560-х годов .

Кончина

Точная дата смерти Ницетия не известна. Вероятно, он скончался в октябре, так как тогда (1 или 3 октября) отмечается день его памяти, приуроченный к этому событию. Однако есть также данные о том, что Ницетий мог скончаться 5 декабря . Современные историки считают, что Ницетий умер в 560-х годах, однако называют различные даты его кончины. В качестве возможных называются 563 , 566 и 569 годы .

Ницетий был похоронен в построенной им церкви Святого Максимина. Преемником Ницетия на епископской кафедре стал его ученик .

Итоги епископства Ницетия

Ницетий был последним галло-римлянином, возглавлявшим Трирскую епархию. Он — один из наиболее известных иерархов Трирской епархии времён Поздней античности и Раннего Средневековья . Некоторые современные исследователи даже называют VI век «столетием Ницетия» в Трире .

Посмертное почитание

Благодаря своим благочестию и добродетельности, вскоре после своей смерти Ницетий стал почитаться среди жителей Трирской епархии как праведник. В этом качестве он упоминался уже Григорием Турским, включившим жизнеописания епископа Трира в труды «Жизнь отцов» и «О славе мучеников». В своих сочинениях Григорий особо хвалил Ницетия за правосудность и справедливость. Этот же автор уже сообщал о многочисленных чудесах, совершавшихся на могиле Ницетия. В «Истории франков» Григорий Турский так характеризовал епископа Трира: « Ницетий, человек исключительной святости, почитавшийся в народе не только проповедником удивительного красноречия, но и славнейшим в совершении добрых и чудесных деяний » .

Первое же по времени свидетельство о Ницетии как об общегерманском святом относится к 981 году и содержится в « Молитвеннике Гертруды » . Несмотря на столь ранние свидетельства о почитании Ницетия, его культ в средневековье так и не получил широкого распространения .

День памяти святого Ницетия отмечается в Трире 1 октября , о чём сообщается в рукописи « Мартиролога Иеронима » XI века . В ещё же одном трирском поминальном списке XIII века днём памяти святого Ницетия названо 3 октября . Однако в « Римском мартирологе » его поминовение на основе труда Адона Вьенского отнесено к 5 декабря .

Примечания

  1. Kirsch J. P. // Catholic Encyclopedia . — New York: Robert Appleton Company, 1911. — Vol. XI. — P. 52—53. 3 марта 2016 года.
  2. Pfeiffer F. // Biographisch-Bibliographisches Kirchenlexikon . — Bautz: Herzberg, 2001. — Bd. XVIII. — ISBN 978-3-88309-086-3 . 9 июня 2007 года.
  3. . Дата обращения: 23 февраля 2016. 3 марта 2016 года.
  4. Seibert H. // Neue Deutsche Biographie . — Berlin: Duncker & Humblot, 1999. — Bd. 19. — S. 197—198. — ISBN 3-428-00200-8 . 23 февраля 2016 года.
  5. Isselstein G., Sauser E. Nicetius // Lexikon für Theologie und Kirche. — Freiburg, Basel, Rom, Wien: Herder, 1998. — Bd. VII. — ISBN 3-451-22007-5 .
  6. Saxer V., Heid S. Nicetius of Trier // Encyclopedia of Ancient Christianity / Di Berardino A. — Downers Grove: IVP Academic, 2014. — Vol. 2. — P. 911. — ISBN 978-0-8308-2942-2 .
  7. Volk P. Nicetius of Trier, St // . — Gale, 2003. — Vol. 10. — P. 357—358. — ISBN 0-7876-4014-X .
  8. Австразийские письма (№ 5—8, 11, 21 и 24).
  9. Венанций Фортунат. Стихотворения (книга III, стихи 11 и 12).
  10. Григорий Турский . Жизнь отцов (глава XVII).
  11. Григорий Турский . О славе мучеников (главы XCIII—XCIV).
  12. Григорий Турский. История франков (книга X, глава 29).
  13. Duchesne L. . — Paris: Fontemoing et C ie , Éditeur, 1915. — P. 37—38.
  14. Smith W., Wace H. A Dictionary of Christian biography, literature, sects and doctrines. — London: John Murray, 1887. — Vol. IV. — P. 38—39.
  15. Kraus F. X.. // Allgemeine Deutsche Biographie (ADB). — Bd. 23. — Leipzig: Duncker & Humblot, 1886. — S. 569—570. (нем.)
  16. Fletcher R. A. . — University of California Press, 1999. — ISBN 978-0-5202-1859-8 .
  17. Сидоний Аполлинарий. Письма (книга VIII, письмо 6).
  18. // Православная энциклопедия . — М. , 2001. — Т. III : « Анфимий Афанасий ». — С. 147. — 752 с. — 40 000 экз. ISBN 5-89572-008-0 .
  19. , с. 111—113.
  20. , с. 131.
  21. , с. 136.
  22. , с. 143.
  23. Венанций Фортунат. Никетию, епископу Треверскому, о замке над Мозеллой // Памятники средневековой латинской литературы IV—VII веков. — М. : Наследие, 1998. — С. 370—371 . — ISBN 5-201-13332-0 .
  24. , с. 203.
  25. Кодекс также известен под названием «Псалтырь Эгберта».

Литература

  • Дюмезиль Б. Королева Брунгильда. — СПб. : , 2012. — 560 с. — ISBN 978-5-91852-027-7 .
Источник —

Same as Ницетий Трирский