Interested Article - Дальневосточный союз баптистов
- 2020-09-13
- 2
Дальневосточный союз баптистов (ДВСБ) — межцерковная религиозная организация, объединявшая баптистские общины на Дальнем Востоке Российской империи/РСФСР/СССР и в Маньчжурии в 1913—1931 годах.
Первоначально организация называлась Дальневосточный отдел Всероссийского союза баптистов (ДВО ВСБ) , в Дальневосточный союз баптистов была переименована в 1921 году.
До 1925—1926 годов центр организации находился в Благовещенске, после — в Хабаровске .
Предыстория
С середины XIX века на Дальний Восток, как окраину Российской империи , требовавшую скорейшего заселения, в большом количестве стали прибывать крестьяне-переселенцы, принадлежащие к общинам молокан и духоборов . Они компактно селились вдоль Амура и в меньшей степени — в Приморье . На Дальний Восток русских «сектантов» влекла лояльность властей, относительная религиозная свобода и выделение земельных участков. В результате к началу XX века Амурская область стала крупным центром молоканства в стране. По оценкам советского религиоведа Н. М. Балалевой, из 91500 российских молокан 28340 проживало в Амурской области. Таким образом, хотя в регионе и доминировала Русская православная церковь, по «удельном весу» «сектантов» Дальний Восток занимал лидирующее положение . Именно широкие слои «духовного христианства» и стали питательной средой для быстрого роста числа баптистов .
Работа миссионеров из европейской России
В 1889 году на Амур прибыли благовестники, посланные по решению съезда Союза русских баптистов — Я. Д. Деляков и М. Д. Чечёткин . Они проповедовали среди молокан , основали общину Благовещенска, которая и стала базовой для распространения баптизма на Дальнем Востоке.
Чечёткин работал на Амуре, по-видимому, несколько месяцев, а Деляков остался до конца своих дней (февраль 1898 года), лишь однажды на год прервав миссионерскую работу по семейным делам .
В начале 1904 году Дальний Восток посетили ещё два союзных благовестника — И. Д. Густомясов и И. В. Бабенков .
Всероссийский съезд баптистов, проходивший в Ростове-на-Дону 25-30 мая 1907 года, высказал предложение общинам на Дальнем Востоке образовать в г. Благовещенске-на-Амуре Отдел Союза русских баптистов и Миссионерское общество .
В 1913 году Дальний Восток посетили Г. И. Мазаев и Н. В. Одинцов , которые принялись за организацию Отдела. Однако из-за спора местных верующих о кандидатуре председателя, открытие Отдела пришлось отложить. В конце того же года Дальний Восток посетил В. Г. Павлов с супругой, которые прожили здесь некоторое время .
Под председательством Павлова 17 ноября 1913 года в Благовещенске-на-Амуре прошёл съезд представителей церквей Дальнего Востока и Маньчжурии, на котором и был создан Дальневосточный Отдел Всероссийского союза баптистов. Председателем Отдела был избран пресвитера общины Благовещенска (крупнейшей в то время на Дальнем Востоке) Георгий Иванович Шипков .
В начале 1914 года на Дальнем Востоке работал благовестник, пресвитер Песковской общины В. П. Степанов .
В 1917 году на Всероссийском съезде во Владикавказе было принято окончательное решение о включении Дальневосточного Отдела во Всероссийский союз. В декабре того же года Дальний Восток вновь посетил с миссионерскими целями Г. И. Мазаев .
Собственное благовестие
В соответствии с предложением Всероссийского съезда баптистов ( Ростов-на-Дону , 25-30 мая 1907 года) с 1909 года стало функционировать Миссионерское общество с центром в Благовещенске-на-Амуре . Оно работало на территории Амурской области, и, кроме того, послало по два благовестника в « Харбин , Никольск-Уссурийский (ныне город Уссурийск ), Уссури (вероятно, имеется в виду современный Лесозаводск ) , Владивосток , Ниман (очевидно, Иман — современный Дальнереченск ) и Хабаровск » .
После создания ДВСБ начался новый этап миссионерской работы. Г. И. Шипков на XXVI Всероссийском съезде баптистов выделил три этапа формирования общин Дальнего Востока:
1890—1908 гг. — период общинной деятельности, когда общины работали внутри себя
1909—1913 гг. — работа Миссионерского общества
1914—1919 гг. — работа Отдела разъездных благовестников .
По мнению исследователя Е. А. Мурыгиной к ним следовало бы добавить четвёртый этап:
1919—1929 гг. — время наиболее активной и централизованной работы баптистской миссии, связанный с прибытием на Дальний Восток Я. Я. Винса , Р. А. Фетлера и Э. В. Олсона .
Поддержка зарубежных верующих
Осенью 1919 года из Америки через Владивосток в Благовещенск прибыли Я. Я. Винс и . Олсон в Благовещенске задержался ненадолго и вернулся во Владивосток для организации там миссионерской работы. Винс остался в Благовещенске и вскоре возглавил Дальневосточный Отдел Всероссийского союза баптистов.
Винс привёз из Америки в Благовещенск материальную помощь от меннонитов — бывших немецких колонистов в России, эмигрировавших в Америку в 1870-х — 1880-х годах от притеснений царского правительства. Около 50 тысяч меннонитов жили компактно в штатах Оклахома, Канзас, Северная и Южная Дакота и занимались, преимущественно, фермерством. Находясь в Америке, Винс опубликовал в газете меннонитов «Рундшау» воззвание о помощи русским, страдающим в результате гражданской войны. Меннониты в ответ на призыв собрали 200 тюков вещей стоимостью 75 тысяч долларов для помощи нуждающимся, а также 45 тысяч долларов деньгами на дело Божие в России .
По всей видимости поддержка от немцев-меннонитов продолжала поступать и в дальнейшем, — в 1924 году, издав в Харбине брошюру « Наши баптистские принципы », Яков Винс отрекомендовал себя в ней как «миссионер Генерального Миссионерского общества Германо-баптистских церквей Северной Америки» .
В свою очередь Эрик Олсон являлся миссионером Шведско-Американского миссионерского общества , созданного специально под его служение. Миссия финансировалась частично Swedish Baptist General Conference of America (это небольшой, по американским меркам, союз консервативных баптистских церквей, состоящих в то время, в основном, из шведских эмигрантов в США), частично — частными жертвователями в Америке и Европе, частично — местными ресурсами .
Винс и Олсон сумели сплотить вокруг себя наиболее активных, образованных и одарённых служителей, наладить поставку и издание духовной литературы и организовать работу благовестников. Весь Дальний Восток «от Байкала до Владивостока и от Владивостока до Камчатки» был разбит на участки, к которым были прикреплены благовестники, работавшие там постоянно круглый миссионерский год . По данным советского религиоведа Н. М. Балалаевой официально зарегистрированных баптистских проповедников на Дальнем Востоке в 1926 году было 184, в 1929 году — 228 человек . Их работа способствовала росту численности и укреплению церквей.
Руководство
Первым председателем ДВО ВСБ был избран Г. И. Шипков. В конце 1919 его на этом посту сменил Яков Яковлевич Винс , а Шипков был его заместителем до 1924 года, в 1925 году он был избран секретарем ДВСБ, который продолжал возглавляться Я. Я. Винсом. С 1928 года ДВСБ возглавлял сын Я. Я. Винса — Пётр Яковлевич Винс .
Численность
По данным министерства внутренних дел за 1909 год, в Амурской области насчитывалось до 4 тысяч баптистов . (Данные, по-видимому, завышены).
По собственным данным баптистов, в 1911 году на Амуре их насчитывалось до 2 тысяч .
1920-е годы были временем быстрого численного роста общин и образования новых церквей. Согласно данным съезда Дальневосточного отдела ВСБ 1-4 июля 1920 года, а Отдел входило 82 общины с 2242 членами .
На съезде, проходившем 5-9 июля 1922 года озвучивалось статистика по Дальнему Востоку: 98 церквей с 3663 членами, при них существовало 38 воскресных школ с 1770 учениками и 209 учителями, 18 юношеских кружков с 724 членами, 14 хоров и 2 духовых оркестра. За отчетный год через водное крещение к церкви присоединилось 1154 человека .
На съезде 1925 года были озвучены новые данные: в ДВСБ входит 135 официально зарегистрированных общин и групп с 4622 членами .
Согласно докладу Я. Я. Винса на XXVI Всесоюзном съезде баптистов в Москве, в 1926 году дальневосточное братство насчитывало уже 7 тысяч членов, 30 рукоположенных пресвитеров и 77 — исполняющих обязанности пресвитеров, 20 молитвенных домов, построенных специально для богослужений, 14 хоров и 4 духовых оркестра .
Издания
- «Благовестник» (1919 — Омск , 1920-21 — Владивосток ), редактор Р. А. Фетлер
- «Голос христианской молодежи», (1922 — Благовещенск ), редактор Я. Я. Винс
Международные отношения
До конца 1920-х годов Дальневосточный союз поддерживал тесное общение с русскими баптистскими общинами в Маньчжурии (в частности, со Шведско-Американским миссионерским обществом ), вплоть до того, что Яков Винс в 1924 году некоторое время нес пресвитерское служение в Русской баптистской церкви в Харбине .
Фактически, ДВСБ выступал как отдельный субъект международного баптистского движения. Так, когда на заседании совета Федеративного союза баптистов 19-22 августа 1927 года в Москве речь зашла о том, что единственным представителем Федеративного союза является И. В. Непраш, заявил, что ДВСБ имеет собственных представителей за границей — Я. Я. Винса и А. Линдстедта . Поэтому на IV Всемирный конгресс баптистов в Торонто в 1928 году ДВСБ отправил собственных делегатов — Я. Я. Винса и Г. И. Шипкова .
Съезды
№ п/п | Наименование | Дата и место | Руководители | Решения |
---|---|---|---|---|
1 | Совещание евангельских христиан-баптистов Дальнего Востока | 1912 год, декабрь, Благовещенск | Г. И. Мазаев , Н. В. Одинцов | Намечены планы по образованию ДВ Отдела Всероссийского союза баптистов |
2 | I Съезд дальневосточных баптистов | 1913 год, 17 ноября, Благовещенск | В. Г. Павлов | Образование ДВ Отдела Всероссийского союза баптистов, в который вошли церкви Дальнего Востока и Маньчжурии |
3 | Расширенное совещание ДВ Отдела Всероссийского союза баптистов | 1914 год, Благовещенск | Г. И. Шипков , В. П. Степанов | Отчет об общинах, принятых в ДВ Отдел Всероссийского союза баптистов |
4 | Съезд ДВ Отдела Всероссийского союза баптистов | 1917 год, 25-28 декабря, Благовещенск | Г. И. Мазаев , более 40 делегатов | Отчеты благовестников, правления, миссии. Избрание Г. И. Шипкова председателем правления на 1918 год |
5 | Съезд ДВ Отдела Всероссийского союза баптистов | 1918 год, Благовещенск | Г. И. Шипков | Отчеты благовестников, отчеты по делам миссии |
6 | Съезд ДВ Отдела Всероссийского союза баптистов | 1919 год, Благовещенск | Г. И. Шипков | Отчеты благовестников. Избрание на пост председателя Я. Я. Винса |
7 | Съезд ДВ Отдела Всероссийского союза баптистов | 1920 год, 1-4 июля, Благовещенск | Я. Я. Винс | Отчеты о работе благовестников. Решение о подготовке открытия Библейских курсов благовестников |
8 | Съезд ДВ Отдела Всероссийского союза баптистов | 1921 год, 29 июня - 4 июля, Благовещенск | Я. Я. Винс , более 80 делегатов | Отчеты о работе благовестников |
9 | Съезд ДВ Отдела Всероссийского союза баптистов | 1922 год, 5 - 9 июля, Благовещенск | Я. Я. Винс , 120 делегатов | Отчеты о работе благовестников |
10 | Съезд ДВ Отдела Всероссийского союза баптистов | 1925 год, 15-19 июля, Хабаровск | Я. Я. Винс | Дальневосточный Отдел преобразован в Дальневосточный союза баптистов. Принята безоговорочная антипацифистская резолюция. Разрешены браки с представителями близких конфессий |
11 | Годовой съезд Дальневосточного союза баптистов | 1926 год, 20-24 октября, Хабаровск | Я. Я. Винс | Центр Союза перенесен из Благовещенска в Хабаровск. Выработаны меры по активизации молодежного служения |
12 | Годовой съезд Дальневосточного союза баптистов | 1927 год, Хабаровск | Я. Я. Винс | Отчеты о делах Союза |
13 | Годовой съезд Дальневосточного союза баптистов | 1928 год, январь, Хабаровск | Н. В. Одинцов | Отчет о деятельности ДВСБ |
14 | Пленум представителей баптистских общин Дальневосточного края | 1929 год, Хабаровск | П. Я. Винс , , более 50 представителей | Отрицательная резолюция относительно закона от 8 апреля 1929 года |
15 | Годовой съезд Дальневосточного союза баптистов | 1930 год, Хабаровск | , А. Г. Репченко | Обсуждение современного состояния ДВСБ |
Противодействие спецслужб
Деятельность ДВСБ сопровождалась противодействием советских спецслужб. Так, спецслужбы использовали факты отсутствия руководителей ДВСБ на общероссийских съездах 1920—1921 годов для «достижения значительного внутреннего брожения в среде сектантства и отхода от нее» . Среди недовольных верующих был пущен слух, что Я. Я. Винс и Г. И. Шипков проводят «не такую линию, как в центре» и не подчиняются руководству Российского союза баптистов .
Во Владивостоке и Харбине агенты спецслужб раздували внутренние конфликты в общинах, используя национальность служителей Мильтина (Мильтыня), , Эверта . ОГПУ использовало «для разложения» конфликт, произошедший в 1924 году между Я. Я. Винсом и Р. А. Фетлером , в результате которого произошел раскол общины . Муссировавшиеся несколько лет слухи «совратили сердца некоторых простодушных» .
В 1929 году ОГПУ так описывало свои успехи в «работе по сектантству» на Дальнем Востоке: «1. Очищение края от контрреволюционного элемента/выселены за 1927 г. 22 чел. /2. Принятие всеми сектами решения об обязательной военной военной службе в рядах Красной Армии с оружием в руках и признание необходимым … исполнения всех государственных повинностей. … 6. Путем использования не этичных и преступных действий среди сектантов, достигнуто значительное брожение в их среде… 7. Под разными предлогами достигнуто значительное ограничение организационной работы руководителей общин… 8. Путем дробления основных сект на враждебные группы, достигнуто значительное ослабление сектантов» .
Участие в Зазейском восстании
В первых числах января 1924 года в Благовещенском уезде Амурской области (в местах компактного проживания баптистов и молокан ) вспыхнуло антисоветское крестьянское и казачье восстание. Причиной восстания стало повышение Советской властью продналога на 25 % осенью 1923 года и многочисленные злоупотребления в отношении крестьян при взимании налога.
В ходе восстания было создано Временное Амурское правительство с резиденцией в селе Гильчин . Главой правительства стал баптистский проповедник Родион Чешев, в нем участвовали баптисты Н. М. Аистов, А. А. Чуриков, М. Чешев, И. Ф. Чешев и др. Правительство объявило о подготовке выборов в Учредительное Собрание Дальнего Востока и обратилось с посланием к иностранным державам, обещая им низвергнуть Советскую власть .
В боевых столкновениях принимали участие по 5 тысяч человек с каждой из противоборствующих сторон. Всего на территории восстания проживало около 70 тысяч человек. Восстание длилось около месяца и было жестоко подавлено. Чекистами было расстреляно не менее 1 тысячи человек, проживавших в районе восстания. Родион Григорьевич Чешев, Михаил Абрамович Чешев и Андрей Григорьевич Чешев были казнены. Первые двое были расстреляны, а последнего подвергли пыткам раскаленными шомполами и замучали до смерти . Больше половины восставших отступили в Маньчжурию. Над большой группой участников восстания весной 1924 года был устроен показательный судебный процесс, широко освещавшийся в прессе. Продовольственный налог был сокращён в два раза. Наиболее одиозных советских работников уволили из органов власти. Однако ещё несколько месяцев ОГПУ фиксировало налёты на сельсоветы и убийства советских чиновников и своих сотрудников в районах, где проходило восстание.
Примечательно, что когда в июле 1925 года в Хабаровске проходил очередной съезд ДВСБ — первый после восстания — то представители органов власти и руководство съезда вели себя по отношению друг к другу подчеркнуто любезно. В частности для проведения съезда было бесплатно предоставлено помещение зимнего драмтеатра , а участникам съезда организована бесплатная экскурсия в музей . В свою очередь съезд постановил направить послание руководству страны и Дальревкома с выражением «глубокой благодарности» за «осуществление свободы совести, провозглашенной Советской Федерацией» , сформировал на время работы «комиссию благодарственных признаний» в задачи которой входило составление текстов благодарственных писем в адрес органов Советской власти и приветствовал вставанием присутствовавших на съезде представителей Советской власти. Кроме того, съезд (на полтора года раньше, чем Союз баптистов СССР ) принял проталкиваемую чекистами «антипацифистскую резолюцию».
Роспуск и репрессии
Притеснения начались уже во второй половине 1920-х. Так, летом 1926 года воскресные школы при церквях Дальнего Востока по распоряжению властей были закрыты , в газетах стали появляться статьи с призывами к беспощадной борьбе с религией и Церковью .
Последний съезд ДВСБ был проведён в 1930 году в Хабаровске. К этому времени значительная часть руководящих работников ДВСБ была арестована или выслана .
В 1931 году ДВСБ был распущен в связи с ужесточением антирелигиозной политики государства .
Большинство верующих, занимавших руководящие посты в ДВСБ, подверглись репрессиям в 1929—1939 годах. Религиозных деятелей осуждали преимущественно по статье 58 «Контрреволюционные преступления» УК РСФСР. Как отмечает доктор исторических наук О. П. Федирко, «анализ судебных решений, вынесенных по служителям религиозного культа в 1920-30-е годы показывает, что на Дальнем Востоке по статье 58 УК РСФСР применялись примечания 10 и 11: шпионаж, активные действия против рабочего класса и революционного движения, проявленные при царском строе или контрреволюционных представительств в период гражданской войны. Оба примечания предусматривали наказание в виде лишения свободы от трех лет и выше» .
Были расстреляны или умерли в местах лишения свободы служители ДВСБ: Алексей Фёдорович Савостьянов, Кирилл Яковлевич Фондерат, Антон Павлович Мартыненко, Исайя Никитович Бобылев, Иван Никифорович Коныгин, Георгий Иванович Шипков , Степан Степанов, Павел Дмитриевич Скворцов, Пётр Яковлевич Винс , Василий Васильевич Косицин, Василий Никитович Перцев, Петр Фёдорович Лабзин и другие .
Одновременно с репрессиями против верующих шла конфискация молитвенных домов и иного имущества, принадлежащего общинам, членов семей репрессированных лишали работы, продуктовых карточек, отправляли в ссылки. В некоторых случаях из семей верующих изымались дети и помещались в детдома для последующего воспитания атеистами. К середине 1930-х годов практически все баптистские общины на Дальнем Востоке были лишены регистрации и прекратили легальное существование. Верующие, не попавшие под репрессии, были вынуждены скрывать свое вероисповедание, создавая «религиозное подполье» .
100-летие
В октябре 2013 года в Хабаровске прошло празднование 100-летия ДВСБ, включавшее научно-практическую конференцию с участием светских религиоведов и конфессиональных историков. Организаторами праздника стали религиозные и светская организации — Объединение Церквей ЕХБ Дальнего Востока, Московская Богословская Семинария , Российское Общество Исследователей Религии. Местом проведения стала Центральная церковь ЕХБ Хабаровска.
Конференция расширила сведения о ДВСБ. Научные доклады конференции изданы отдельным сборником статей «100 лет Дальневосточному союзу баптистов. Материалы научно-практической конференции».
Примечания
- ↑ "Протокол Дальневосточного областного съезда Евангельских христиан-баптистов", 1925 год. РГИА ДВ ф. р-2413 оп. 4 д.1653 л.9
- , Миссионер из Америки, с. 32.
- Мурыгина Е. А. — Баптистские общины в поликонфессиональной структуре Дальнего Востока России во второй половине XIX — 30-е гг. XX вв., Дальневосточный государственный гуманитарный университет, Хабаровск, 2008, Приложение 7
- «Протокол Дальневосточного областного съезда Евангельских христиан-баптистов», 1925 год. РГИА ДВ ф. р-2413 оп. 4 д.1653 л.8
- Мурыгина Е. А. «Баптистские общины в поликонфессиональной структуре Дальнего Востока России во второй половине XIX — 30-е гг. XX века», Благовещенский государственный педагогический университет, Хабаровск, 2008, С.143
- Мурыгина Е. А. «Баптистские общины в поликонфессиональной структуре Дальнего Востока России во второй половине XIX — 30-е гг. XX века», Благовещенский государственный педагогический университет, Хабаровск, 2008, С.64
- Епископ Алексий (Дородницын) . — Материалы для истории религиозно-рационалистического движения на юге России во второй половине XIX столетия. Казань, 1908. // Протокол годового собрания членов христианского братства, состоявшегося 6-12 января 1889 года. С.607
- Я. Д. Деляков практически не проповедовал среди православных Мурыгина Е. А. «Баптистские общины в поликонфессиональной структуре Дальнего Востока России во второй половине XIX — 30-е гг. XX века», Благовещенский государственный педагогический университет, Хабаровск, 2008, С.65-66
- Деляков покидал Дальний Восток на период октябрь 1891 года — октябрь 1892 года, чтобы присутствовать в Харькове на судебном процессе против своего пасынка И. И. Жидкова, которого судили за благовестнический труд — Синичикин А. В. — Яков Деляков и его работа на Дальнем Востоке // Сборник статей «100 лет Дальневосточному союзу баптистов. Материалы научно-практической конференции» ISBN 978-5-9902083-3-9 Хабаровск, 2013 С.153
- 26-й Всесоюзный съезд баптистов СССР (протоколы и материалы). Издание Федеративного союза баптистов СССР в лице Н. В. Одинцова. Москва, 1927. С.77-78
- ↑ История евангельских христиан-баптистов в СССР. Издательство ВСЕХБ, М. 1989. С.143
- Протокол заседания конференции представителей общин русских Евангельских христиан-баптистов, происходивших в мае 1907 г. в Ростове-на-Дону // Журнал «Баптист» 1907, № 2 С.22
- ↑ 26-й Всесоюзный съезд баптистов СССР (протоколы и материалы). Издание Федеративного союза баптистов СССР в лице Н. В. Одинцова. Москва, 1927. С.78
- ↑ В. А. Попов. . Стопы благовестника . Дата обращения: 13 ноября 2017. 13 ноября 2017 года.
- История ЕХБ в СССР, М. Издательство ВСЕХБ, 1989. С.479
- Мурыгина Е. А. Миссионерская деятельность ЕХБ среди населения Дальневосточного края во второй половине XIX — 20-е гг. XX вв.// Сборник статей «100 лет Дальневосточному союзу баптистов. Материалы научно-практической конференции» ISBN 978-5-9902083-3-9 Хабаровск, 2013 С.167
- Уссури — старое название железнодорожной станции в Лесозаводске. В Российском государственном историческом архиве Дальнего Востока сохранились сведения о посещения села Лутковское (располагавшееся на территории современного Лесозаводска) проповедниками: в зиму 1909—1910 годов — Марком Константиновичем Гончаренко и Михаилом Кондратьевичем Чубатовым из Никольска-Уссурийского, 8 мая 1911 года — союзным благовестником евангельских христиан Александром Андреевичем Персиановым, 27 мая 1911 года — Тимофеем Филипповичем Чешевым и Андреем Григорьевичем Чешевым из села Тамбовка Амурской области. РГИА ДВ ф. 1. оп. 2 д. 2097. лист 46, 46об.
- Письма // Журнал «Баптист» , 1914, № 7-8 С.19
- ↑ Винс Г.П. (англ.) . www.sakharov-center.ru. Дата обращения: 13 ноября 2017. 14 ноября 2017 года.
- Мурыгина Е. А. Миссионерская деятельность ЕХБ среди населения Дальневосточного края во второй половине XIX — 20-е гг. XX вв.// Сборник статей «100 лет Дальневосточному союзу баптистов. Материалы научно-практической конференции» ISBN 978-5-9902083-3-9 Хабаровск, 2013 С.168
- «Благовестник», 1920, № 6 С.91
- 26-й Всесоюзный съезд баптистов СССР (протоколы и материалы). Издание Федеративного союза баптистов СССР в лице Н. В. Одинцова. Москва, 1927. С.79
- «На одно воззвание проповедника Я. Винса они прислали 200 тюков вещей, стоимостью в 75,000 долларов» // Журнал «Друг», № 5, 1919, С.37-38
- Винс Я. Я. — Наши баптистские принципы . Харбин. Типо-Литография и Цинкография Л. М. Абрамовича. 1924. Обложка
- Lindstedt L. M. — «A history of the Russian Mission of the Swedish Baptist General Conference of America»
- Балалаева Н. М. О борьбе религиозного христианства против колхозного движения на Дальнем Востоке СССР // Из истории борьбы за советскую власть и социалистическое строительство на Дальнем Востоке. Хабаровск. 1965. С.124 использовано по Мурыгина Е. А. Миссионерская деятельность ЕХБ среди населения Дальневосточного края во второй половине XIX — 20-е гг. XX вв.// Сборник статей «100 лет Дальневосточному союзу баптистов. Материалы научно-практической конференции» ISBN 978-5-9902083-3-9 Хабаровск, 2013 С.169
- Клибанов А. И. История религиозного сектантства в России (60-е годы XIX — 1917 год). — М. : Наука, 1965. — С. 228.
- Баптист , 1911, № 46, С.367
- Слово Истины , 1921, № 1-2, С.11
- Отчет годового съезда ДВСБ ЕХБ // Голос христианской молодежи. 1922 № 1-2 С.8 используется по Федирко О. П. Общины ЕХБ на Дальнем Востоке в 1920—1930-е годы // Сборник статей «100 лет Дальневосточному союзу баптистов. Материалы научно-практической конференции» ISBN 978-5-9902083-3-9 Хабаровск, 2013 С.43
- «Протокол Дальневосточного областного съезда Евангельских христиан-баптистов», 1925 год. РГИА ДВ ф. р-2413 оп. 4 д.1653 л.9
- « Баптист », № 8, 1927, с. 26
- На основе (с рядом уточнений и изменений) хронологической таблицы в приложении к диссертации Е. А. Мурыгиной "Баптистские общины в поликонфессиональной структуре Дальнего Востока России во второй половине XIX - 30-е гг. XX века", Благовещенский государственный педагогический университет, Хабаровск, 2008, С. 183-185
- Упоминается в брошюре "26-й Всесоюзный съезд баптистов СССР (Протоколы и материалы)" Издание Федеративного союза баптистов СССР в лице Н. В. Одинцова Москва 1927 С.78
- Материалы этого съезда опубликованы в журнале «Благовестник» , №№10,11 1920 год
- Информация о съезде опубликована в журнале «Слово Истины» , 1921, №5-6 С.49
- Информация об этом пленуме опубликована в книге Винс Г. П. - Тропою верности. 2-е изд., перераб и доп. - СПб. : Библия для всех, 1997. С.253-255
- Материалы этого съезда опубликованы в брошюре Протокол Дальневосточного областного съезда Евангельских христиан-баптистов". РГИА ДВ ф. р-2413 оп. 4 д.1653 л.1-10
- Сохранилась фотография участников этого съезда, - см. фото в верху это страницы
- Информация об этом пленуме опубликована в книге Винс Г. П. - Тропою верности. 2-е изд., перераб и доп. - СПб. : Библия для всех, 1997. С.276
- ГАХК, Ф. П-2 Оп.1 Д.66 Л.126 используется по Федирко О. П. Общины ЕХБ на Дальнем Востоке в 1920—1930-е годы // Сборник статей «100 лет Дальневосточному союзу баптистов. Материалы научно-практической конференции» ISBN 978-5-9902083-3-9 Хабаровск, 2013 С.43
- ↑ Нафан. Вести из Дальнего Востока // Баптист. 1928 № 4 С.27 используется по Федирко О. П. Общины ЕХБ на Дальнем Востоке в 1920—1930-е годы // Сборник статей «100 лет Дальневосточному союзу баптистов. Материалы научно-практической конференции» ISBN 978-5-9902083-3-9 Хабаровск, 2013 С.43
- ↑ ГАПК Ф. П-61 Оп.1 Д.685 Л.12
- Дементьев А. — Авен-Езер: Евангельское движение в Приморье 1898—1990 годы, Владивосток, издательство Русский остров, 2011, ISBN 978-5-93577-054-2 С.79
- ГАХК. Ф.П-2. Оп.1. Д.66. Л.125-126 // Цитируется по Потапова Н. В. — История евангельско-баптистского движения на территории Сахалинской области. Москва. Информ Принт, 2014. ISBN 978-5-9902083-9-1 °C.106
- Потапова Н. В. — История евангельско-баптистского движения на территории Сахалинской области. Москва. Информ Принт, 2014. ISBN 978-5-9902083-9-1 С.103
- Соснина И. В. — Правда об Амурских сектантах, С.10, Винс Г. П. — Тропою верности, С.251
- Протокол Дальневосточного областного съезда Евангельских христиан-баптистов, 1925 год. РГИА ДВ ф. р-2413 оп. 4 д.1653 л.3
- Протокол Дальневосточного областного съезда Евангельских христиан-баптистов, 1925 год. РГИА ДВ ф. р-2413 оп. 4 д.1653 л.5
- Протокол Дальневосточного областного съезда Евангельских христиан-баптистов, 1925 год. РГИА ДВ ф. р-2413 оп. 4 д.1653 л.3об.
- , Первые впечатления, с. 20.
- , Один путь, с. 33.
- ↑ Федирко О. П. Общины ЕХБ на Дальнем Востоке в 1920—1930-е годы // Сборник статей «100 лет Дальневосточному союзу баптистов. Материалы научно-практической конференции» ISBN 978-5-9902083-3-9 Хабаровск, 2013 С.56
- Винс Г. П. Тропою верности, Киев, 1997 С.301
- Федирко О. П. Общины ЕХБ на Дальнем Востоке в 1920—1930-е годы // Сборник статей «100 лет Дальневосточному союзу баптистов. Материалы научно-практической конференции» ISBN 978-5-9902083-3-9 Хабаровск, 2013 С.57
Литература
- Винс Г. П. . — 2. — Санкт-Петербург: Библия для всех, 1997. — 308 с.
- Сборник статей «100 лет Дальневосточному союзу баптистов. Материалы научно-практической конференции». — Хабаровск, 2013. — 249 с. — ISBN 978-5-9902083-3-9 .
- Блуштейн В. М. По следам Христа. — Принткорп, 2001.
- Винс Г. П. . Сахаровский центр.
- Дементьев А. А. . — Владивосток: Русский Остров, 2011. — 272 с. — 1500 экз. — ISBN 978-5-93577-054-2 .
- Дударёнок С. М. // Материалы Международной научной конференции "Свобода религии и демократии: старые и новые вызовы". — К. : НАН Украины , 2010. 6 февраля 2013 года.
- Дударёнок С. М. Баптистские и евангельские лидеры российского Дальнего Востока в годы Гражданской войны и иностранной интервенции // . — М. : РС ЕХБ , 2013. — С. 120—137. — 261 с. — (Национальные евангельские авторы). — ISBN 978-5-9902083-8-4 . (недоступная ссылка)
- Дударёнок С. М. , Сердюк М. Б. История протестантских церквей Приморского края (XIX-XX вв.). — Владивосток: Изд-во ДВФУ , 2014. — 628 с. — ISBN 978-5-906739-04-9 .
- Сердюк М. Б., Дударёнок С. М. Религиозная жизнь советского Дальнего Востока (1941-1954) / науч. ред. А. А. Поправко. — Владивосток: Изд-во Дальневост. ун-та , 2009. — 206 с.
- Мурыгина Е. А. Баптистские общины в поликонфессиональной структуре Дальнего Востока России во второй половине XIX — 30-е гг. XX вв / науч. руководитель д. и. н. Шиндялов Н. А.. — диссертация кандидата исторических наук. — Хабаровск: Благовещенский государственный педагогический университет , 2008.
- Воспроизводство кадров служителей дальневосточных баптистских церквей в условиях системного кризиса 1917—1922 годов // . — М. : РС ЕХБ , 2013. — С. 74—92. — 261 с. — (Национальные евангельские авторы). — ISBN 978-5-9902083-8-4 . (недоступная ссылка)
- Потапова Н. В. История евангельско-баптистского движения на территории Сахалинской области. — Москва: Информ Принт, 2014. — ISBN 978-5-9902083-9-1 .
- Poysti N.J. With Christ in Russia and Siberia. — Chicago: Russian and Eastern European Mission, 1936.
- Дженсен Б. Б. Огни в пути. — Христианское издательство, 1990.
- Шнайдер И. В. Алексей Петрович Петров (1885—1961) — Странник Христов. — Штайнхаген: Samenkorn, 2014. — ISBN 978-3-86203-119-1 .
- Шнайдер И. В. Воспоминания изгнанника за веру (Публикации Алексея Петровича Петрова). — Штайнхаген: Samenkorn, 2015. — ISBN 978-3-86203-153-5 .
- Lindstedt L. M. A History of the Russian Mission of the Swedish Baptist General Conference of America. — New Brighton, MN: Bethel Theological Seminary, 1953.
- 2020-09-13
- 2