Interested Article - Новая, или Евангельская жизнь

«Новая, или Евангельская жизнь» — программная статья Ивана Проханова , опубликованная им в журнале « Христианин » (№ 1, 1925 год). В ней Проханов описал будущую жизнь общества людей, изменённых Евангелием . Статья являлась элементом создаваемой им теоретической базы для организации евангельских коммун в СССР с перспективой дальнейшего развития в образцовые религиозные поселения по типу Евангельска .

Представления Проханова о будущей жизни перекликаются с ожиданиями христиан наступления Тысячелетнего Царства , с той разницей, что Проханов при этом, по-видимому, не ждал скорого второго пришествия Христа .

Разъяснение

В связи с тем, что далеко не все верующие одобрили идеи Проханова, он в этом же номере журнала «Христианин» обратился к читателям с разъяснениями . Кроме того, он использовал все свои ораторские способности, чтобы в ходе 10-го Всесоюзного съезда убедить делегатов, что активное участие в труде по обновлению человеческой жизни есть Божья заповедь .

Значение

Коллективный труд евангельских христиан (прохановцев), как ответ на статью «Новая, или Евангельская жизнь». Обратите внимание на заметку ниже фотографии

Наряду с выпущенной в 1918 году брошюрой Проханова «Евангельское христианство и социальный вопрос», статья «Новая, или Евангельская жизнь» подвела богословский и практический базис под христианское кооперативное движение и практику создания христианских трудовых коммун .

Так, к 1924 году 25 коммун по 20-25 семейств было создано только в общинах Союза баптистов , аналогичное движение развивалось и в Союзе евангельских христиан . Они показали высокую эффективность. На волне этого движения Иван Проханов в 1927 году даже планировал создание в Сибири Евангельска — христианского Города Солнца, однако ни этот проект, ни в целом движение христианских коммун не получили развития из-за начала сталинских репрессий против христиан-протестантов .

Взгляды Проханова на общественное устройство и богословие

И. С. Проханов

По собственному признанию Проханова, ему были близки идеи социализма : «я полностью симпатизировал всем этим идеалам и желал, чтобы они осуществились как можно скорее» . Разумеется, он не мог принять свойственного социализму отрицания Христа и вообще религии: «Я думал, что это не логично, потому что их идеи свободы, равенства и братства и социалистических принципов заимствовались часто из учения Христа и его религии» .

Как отмечал богослов Андрей Пузынин, по замыслу Ивана Проханова, «христианство должно было стать пятым элементом социализма, чтобы сделать его совершенным» . Христианский социализм Проханова ( «идея освобождения в евангелической форме» ), по мнению Пузынина, был помещен в «модернистские и романтические рамки XIX столетия» .

Мнения историков о статье

История ЕХБ в СССР

Статья была высоко оценена авторским коллективом книги « История ЕХБ в СССР » (представляющей официально-конфессиональный взгляд ВСЕХБ на свою историю). По мнению авторов, в статье было показано, что «новая жизнь невозможна без обновления личной жизни каждого человека» и что новое, преобразованное, общество может быть построено лишь духовно возрождёнными людьми. И чем больше будет таких людей, тем быстрее преобразится общество .

Татьяна Никольская

С выводами авторов «Истории ЕХБ в СССР» не согласилась историк Татьяна Никольская, которая сочла, что Иван Проханов, напротив, выразил материалистическую позицию, считая «что „грубые нравы изменятся к лучшему“ в результате правильно построенного труда и здорового образа жизни (а не веры в Бога и духовного обновления)» . По её мнению, описанное Прохановым общество мало отличается от коммунистических утопических проектов, авторы которых надеялись преобразовать общество коллективным трудом и стандартизацией быта .

Лев Митрохин

Религиовед и философ Лев Митрохин подчеркнул, что представленную Иваном Прохановым программу не следует считать противопоставлением социалистическому строительству и культуре, которые отрицают веру в Бога. «Если он и выдвигал альтернативы, то, скорее, не „советскому обществу“ — это весьма лукавая категория, а конкретному деспотическому правлению, далекому от гуманности и веротерпимости» , — отметил Митрохин .

По мнению Митрохина, в своей программе Проханов отстаивал интересы «удобного христианства», то есть Церкви, которая не отделена от «мира», а, напротив, сливается с ним. «Он не противопоставлял, а, скорее, приближал христианский мир к миру светскому. И если его доктрина и несла какую-то угрозу, то не массовому атеизму, а традиционному протестантизму, теряющему свое неотъемлемое — трансцендентное— измерение» .

Переиздание

Статья была переиздана в 2009 году в брошюре с примечаниями историка Владимира Попова .

Примечания

  1. , с. 314—315.
  2. , с. 315.
  3. , с. 70.
  4. .
  5. .
  6. , с. 239.
  7. , с. 240.
  8. , с. 209—210.
  9. , с. 69—70.
  10. , с. 376-377.
  11. , с. 376-377.

Литература

  • Митрохин Л. Н. Баптизм: история и современность (философско-социологические очерки). — СПб. : РХГИ , 1997. — 480 с. — 2500 экз. ISBN 5-88812-037-5 .
  • Коллектив авторов. История ЕХБ в СССР . — М. : издательство ВСЕХБ , 1989. — С. 624.
  • Русский протестантизм и государственная власть в 1905—1991 годах. — СПб. : Издательство Европейского университета в Санкт-Петербурге , 2009. — 356 с. — (Территории истории; Вып. 2). — ISBN 978-5-94380-081-8 .
  • Проханов И. С. . — Чикаго: Всемирный Союз Евангельских христиан, 1992. — С. 111.
  • Традиция евангельских христиан. Изучение самоидентификации и богословия от момента её зарождения до наших дней. — М. : Библейско-богословский институт св. апостола Андрея , 2010. — 523 с. — ISBN 978-5-89647-235-3 .
  • Попов В. А. // НГ -Религия. — 2010. — 20 октября.
  • Проханов И. С. . — М. : Христианский центр «Логос», 2009.
  • Крапивин М. Ю., Лейкин А. Я., Далгатов А. Г. Судьбы христианского сектантства в Советской России (1917 — конец 1930-х годов) / Рецензенты д. и. н. В. С. Измозик, д. и. н. В. В. Молзинский. — СПб. : С-Петербургского университета , 2003. — 308 с. — ISBN 5-288-02851-6 .
Источник —

Same as Новая, или Евангельская жизнь