Interested Article - Утренняя Звезда (газета)

И. С. Проханов

«Утренняя Звезда» — газета, орган Всероссийского союза евангельских христиан . В 1917 году являлась также печатным органом христианско-демократической партии «Воскресение» . Издавалась, с перерывами, в 1910—1922 годах . Редактором-издателем газеты являлся И. С. Проханов (в 1922 году в качестве издателя назывался ВСЕХ ).

Изначально выходила еженедельно и рассматривалась как еженедельник Русского евангельского союза . Подзаголовок «Утренней звезды» представлял издание как «прогрессивный орган религиозного пробуждения русского народа» . С 1917 года характеризовалась издателем как «Голос народной Евангельской церкви».

В отличие от «Христианина» и «Братского листка» , сосредоточивших внимание на конфессиональной тематике, «Утренняя Звезда» освещала широкий круг вопросов культурной, социальной и политической жизни общества . Параллельное издание «Христианина» , «Братского листка» и «Утренней Звезды» преследовало трехсоставную цель. «Христианин» предназначался для удовлетворения духовных нужд верующих, «Братский листок» представлял собой форум христиан различных деноминаций (здесь освещались новости конференций баптистов, молокан, евангельских христиан, а также информация от западных миссионеров), а «Утренняя Звезда» должна была стать рупором Русского евангельского союза , освещавшим вопросы практической христианской жизни, а также государственные, общественные и другие темы . Эти издания были основным средством идентификации евангельского движения и формирования его богословия .

В первые годы в газете настойчиво проводилась мысль о необходимости коренной реформы « правительственной церкви » на евангельских началах, о необходимости реформации . В изданиях «Утренней Звезды» использовался введённый И. С. Прохановым термин «нововерие», причем в последовательность от «старой» веры к «новой», через «чревоточное» православие. Как отметил богослов А. Пузынин, православие в газете нередко «представлялось в роли гонителя прогрессивной и свободной мысли» . Пузынин отметил, что «Утренняя Звезда» не упускала случая написать «об упадочном состоянии государственной религии» . В противоположность этому «нововерие» представлялось как прогрессивная религия новой эпохи, как вера, сбросившая с себя «пыльное и изношенное тряпье прошлого», подчеркнул Пузынин . «Нововерие» освещалось как духовное движение, «преобразующее отдельные личности» и способствующее прогрессу общества и государства, а также научному прогрессу .

В газете нередко помещались статьи баптистов В. Г. и П. В. Павловых, В. В. Иванова , М. Д. Тимошенко , В. А. Фетлера , В. П. Степанова, П. Я. Дацко и др. Здесь публиковались статьи и речи наиболее выдающихся конфессиональных деятелей, материалы съездов, совещаний, собраний, письма верующих, информация с мест, материалы о миссии, работе среди молодежи, по вопросам взаимоотношений с властью, с РПЦ, о проблеме единства между баптистами и евангельскими христианами .

Сам Проханов характеризовал газету:

«За последнее семилетие Россия переживает состояние, которое как нельзя лучше характеризуется словами пророка Исайи: приближается утро, но еще тьма (Ис. 21:12). Есть проблески света, но еще ночь. И это наблюдается в сферах нашей жизни практической, общественной, семейной, школьной и особенно религиозной.

Название газеты — Апокалипсическая эмблема Христа и Его идеалов в нашей русской действительности и громкий призыв к русскому народу о коренном переустройстве всей его жизни на вечных прекрасных и животворящих основах евангельского учения.

Проблески утра сказываются, между прочим, в растущем повседневном интересе всех классов населения к религиозным вопросам. Везде слышится тревога души, жаждущей новой жизни. Образуются ручьи духовно общественной жизни, стремящейся найти одно русло, и этим руслом становится наш орган „Утренняя Звезда“, которая, удовлетворяя духовные нужды отдельных душ, в то же время стремится к обновлению религиозных общественных течений в одну реку русской реформации» .

С 30 июля 1916 года издание газеты было «приостановлено» главным начальником военного округа согласно «Правилам о местностях, объявленных на военном положении» в рамках преследований русских протестантов, как якобы сочувствующих Германии, воюющей против России .

В 1916—1922 годах выходила нерегулярно либо на протяжении длительных периодов не выходила вовсе.

Ссылки

Примечания

  1. , с. 494.
  2. , с. 249.
  3. , с. 255.
  4. Ігнатуша А. от 21 августа 2017 на Wayback Machine // Наукові записки (Національного університету "Острозька академія"). Сер. : Історичне релігієзнавство. — 2009. — Вип. 1. — С. 63-74.
  5. , с. 256.
  6. , с. 257.
  7. , с. 139.
  8. , с. 256-257.
  9. , с. 75.
  10. , с. 120-121.
  11. , с. 135.
  12. , с. 143.
  13. , с. 150.
  14. , с. 159.
  15. , с. 139-140.
  16. , с. 43-45.

Литература

  • Кале В. Евангельские христиане в России и Советском Союзе. Иван Степанович Проханов (1869-1935) и путь евангельских христиан и баптистов. Перевод с нем. Скворцова П. И. = Evangelische Christen in Russland und der Sovetunion [Sowjetunion]. Ivan Stepanovich Prochanov (1869 - 1935) und der Weg der Evangeliumschristen und Baptisten. Von Wilhelm Kahle. — Онкен - Вуперталь и Кассель, 1978. — 627 с.
  • Митрохин Л. Н. Баптизм: история и современность (философско-социологические очерки). — СПб. : РХГИ , 1997. — 480 с. — 2500 экз. ISBN 5-88812-037-5 .
  • Ігнатуша А. // Наукові записки (Національного університету "Острозька академія"). Сер. : Історичне релігієзнавство. — 2009. — Вип. 1. — С. 63-74.
  • Коллектив авторов. История ЕХБ в СССР . — М. : издательство ВСЕХБ , 1989. — С. 624.
  • Мицкевич А. И. История евангельских христиан-баптистов. — М. : Отдел богословия и катехизации РС ЕХБ, 2007.
  • Русский протестантизм и государственная власть в 1905—1991 годах. — СПб. : Издательство Европейского университета в Санкт-Петербурге , 2009. — 356 с. — (Территории истории; Вып. 2). — ISBN 978-5-94380-081-8 .
  • Евангельское христианство и баптизм в России в 1917-1922 гг. (на материалах Дальнего Востока). В двух томах. — СахГУ . — Южно-Сахалинск, 2014. — Т. 1.
  • Традиция евангельских христиан. Изучение самоидентификации и богословия от момента её зарождения до наших дней. — М. : Библейско-богословский институт св. апостола Андрея , 2010. — 523 с. — ISBN 978-5-89647-235-3 .
Источник —

Same as Утренняя Звезда (газета)