Interested Article - Правда о баптистах (книга)
- 2020-02-15
- 1
"Правда о баптистах" — книга В. Г. Павлова , впервые опубликованная в журнале « Баптист » № 41-47, 1911 года. Сам автор охарактеризовал её как «Очерк истории, церковного устройства и принципов баптистских общин» .
Цель написания
По словам автора, целью написания книги стало противостояние «антисектантской пропаганде»: «Настоящим очерком мы желали бы познакомить наших слушателей с историей баптистов с первых времён христианства и до наших дней, как за границей, так и в России, с устройством их общин и учением, чтобы наши читатели могли иметь ясное представление о баптистах и не верили нелепым утверждениям, которые часто распространяются о них как о какой-то социалистической секте, угрожающей потрясти весь строй нашей гражданской жизни» .
Название
Название книги, по-видимому, обусловлено её антипропагандистским содержанием. Кроме того, автор, вероятно, хотел создать аллюзию на брошюру Л. З. Кунцевича «В чём ложь баптизма?»
Содержание
Характеристика баптизма
Несмотря на то, что Павлов был выходцем из молокан , он не акцентирует внимание на молоканских корнях русского баптизма, более того, приравнивает его к «мейнстриму» штундистов : «штундистское движение в своей массе и по существу есть не что иное, как евангельское учение, известное на Западе под именем баптизма» .
Истоки мирового баптизма
По мнению Павлова, история мирового баптизма начинается с Иоанна Крестителя и самого Иисуса Христа : «Со времён апостольских до Реформации » на фоне официальной Церковной организации существовали отдельные общины, которые «одни поклонялись и служили Богу по велениям своей совести и сохраняли своё евангельское учение почти в первобытной его чистоте» .
«И хотя при тусклом неверном свете последующих веков ужаса и испорченности мы не всегда можем открыть их след или с полною уверенностью указать на их присутствие, однако мы чувствуем несомненную уверенность в их всегдашнем существовании» — утверждает Павлов.
Преемственность же баптизма к Церкви первых веков определяется не цепочкой рукоположений служителей, а «преемством духа, учения и жизни апостолов» .
Причины появления русского баптизма
Как отмечал Павлов, «исторические обстоятельства сложились неблагоприятно для духовного развития народа: междоусобия удельных князей, татарское иго, крепостное иго, всё это не позволяло ему сознательно отнестись к религии, и в своей массе он доныне знаком лишь с внешнею стороною религии: обрядами, постами и прочее.
Лишь с освобождением крестьян от крепостной зависимости начинается, с семидесятых годов прошлого столетия, пробуждение религиозного сознания русского народа, которое выразилось в движении, получившем название „штундизма“» .
По его мнению, «почва для восприятия евангельского движения, окрещённого названием штундизма, который представляет собой не что иное, как попытку возвратиться к первобытному христианству, была подготовлена тремя факторами: освобождением крестьян от ига крепостничества, распространением Слова Божия и увеличением грамотности в народе. Неграмотный не мог читать Библии, следовательно, не мог и проверить учения господствующей церкви, сличив его с учением Нового Завета. Несвободный человек не мог без великих жертв исповедовать свою веру, которая не согласовалась с учением церкви, поэтому всякие новшества и реформаторские попытки подавлялись жестоко властью помещиков.
Только с получением свободы личности и усвоением грамотности наш крестьянин начал читать Библию и стал замечать несоответствие окружающей его действительности с учением Христа. Отсюда желание устроить свою жизнь на евангельских началах, и таким образом явился штундизм» .
Оглавление
- Введение
- I. Начало истории баптистов
- II. Ранние секты
- III. Швейцарские баптисты
- IV. Валлийские баптисты
- V. Голландские баптисты
- VI. Английские баптисты
- VII. Германские баптисты
- VIII. Новейшие баптисты в Германии
- IX. Русские баптисты
- X. Штундисты и баптисты
- XI. Баптизм на Кавказе
- XII. Распространение баптизма
- XIII. Патриотизм баптистов
- XIV. Дальнейшее распространение баптизма
- XV. Гонения
- XVI. Гирюсы
- XVII. Организация баптистских общин
- XVIII. Исповедание баптистов
- XIX. Принципы баптистов
- XX. Деятельность баптистов
Влияние
Книга «Правда о баптистах» является первой или одной из первых работ по историографии русского баптизма. Так, в книге «История ЕХБ в СССР» утверждается, что первыми историками русско-украинского братства стали И. С. Проханов и В. Г. Павлов . Со стороны Проханова такой работа стала серия очерков, опубликованных в издаваемом им журнале «Беседа» , со стороны Павлова — книга «Правда о баптистах» .
До выхода в 1989 году книги « История ЕХБ в СССР » «Правда о баптистах» оставалась самым объёмным и полным конфессиональным исследованием собственной истории, что обусловило её влияние на формирование конфессиональной историографии.
Современное издание
- Павлов В. Г. . — Альманах по истории русского баптизма. — СПб. : «Библия для всех», «Протестант», 2006. — ISBN 5-7454-0380-2 .
- от 19 июля 2017 на Wayback Machine .
Примечания
- ↑ Баптист, 1911, № 41, С.322
- Баптист, 1909, № 6, С.19
- ↑ Баптист, 1911, № 41, С.323
- Баптист, 1911, № 42, С.331
- История ЕХБ в СССР , Москва, Издательство ВСЕХБ , 1989 год, С.5
- 2020-02-15
- 1