Книга пророка Осии
- 1 year ago
- 0
- 0
Кни́га проро́ка Михе́я — книга, входящая в состав еврейской Библии ( Танаха ) и Ветхого Завета . В еврейской Библии помещается в разделе Невиим (Пророки). Шестая книга из « Двенадцати малых пророков ». Написана пророком Михеем .
Пророк Михей (евр. Миха́) родился в иудейском царстве и проповедовал в царствование иудейских царей Иоафама , Ахаза и Езекии . Книга состоит из семи глав и отличается классической чистотой еврейского языка .
Его имя означает «кто подобен Богу ». Он происходил из Морасфита-Гада, земледельческого городка между Хевроном и Газой . Михей был современником Осии и Исайи , но скорее был ближе к последнему. Проповедь Михея против несправедливости (3:8) привела к раскаянию Езекию и таким образом спасла Иерусалим (Иер. 26,17-19).
Михей пророчествовал во времена царствований Иоафама (750—735 гг. до н. э.), Ахаза (735—715 гг. до н. э.) и Езекии (715—686 гг. до н. э.) (3:1). В это время нарастало социальное неравенство, тесно связанное с возрастающей коррумпированностью власти. Бог использовал Ассирию против Своего грешного народа: Ассирийский царь Салманасар V (727—722 гг. до н. э.) разрушил Самарию в 722 г. до н. э. ( 4Цар. ), Иудея испытала на себе всю силу Божьего осуждения, когда ассирийский царь Сеннахирим (705—681 гг. до н. э.) прошёл через Шефелу (предгорье в западной части Иудеи ) до самых ворот Иерусалима. Когда Езекия раскаялся, Господь перестал гневаться на Иудею ( Иер. , ).
Книга Михея затрагивает темы обычные для большинства пророческих книг: наказание за грехи народа, причиной которого стало коррумпированность и развращённость правителей; проповедь против социальной несправедливости; приход блаженного Мессианского Царства. Однако особенно ярко в нём выражается мысль, что верные должны возложить свои упования только на Бога и перестать надеяться на плоды своего труда и поклоняться им.
Первая глава начинается с общих обвинений и предсказания разорения, должно быть, ассирийского. Возвещение о Божественном суде и символическое видение Бога, низвергающего Своё творение (3,4); обвинение против столиц израильских (5); Бог наказывает Самарию разрушением (6,7); Иуду тоже ждёт падение и пленение.
Во второй главе речь идёт о конкретном обвинении в притеснении бедных и беззащитных: «замышляющие беззаконие» неправедно захватывают чужую собственность и разоряют её владельцев (1, 2). Господь за это накажет их пленом (3) и, как следствие, они потеряют свои земли, которые захватят вторгшиеся в страну враги (4) и грабители будут приговорены к вечной погибели (5).
Михей отвергает требование лжепророков прекратить пророчествовать (6); Господь обличает ложные представления о Его милости (7) и обвиняет сильных в эксплуатации беззащитных (8, 9); Господь приговаривает к изгнанию тех, кто сделал страну нечистой (10); Михей обвиняет сильных в благосклонности к лжецам, которые оправдывают их преступления (11).
Два последних стиха — обещание восстановления остатка Израиля .
Третья глава содержит обвинения против:
Всем им противопоставляет себя Михей, обвиняя пророков, князей и священников в коррумпированности, за которую будет разрушен Иерусалим а Сион будет распахан (3-12)
Все народы соберутся в Иерусалим и наступит время мира и закона. Иерусалим будет разрушен и восстановлен и победит многие народы. Остаток сделается сильным народом (6,7) и Сион вновь будет владычествовать (8) Бог предначертал нынешнему бедствию Израиля обернуться его славным спасением: освобождением из Вавилонского плена.
Грядущий царь из Вифлеема . Его пришествие сопоставляется с унижением существующих владык, а затем — о победе Мессии (5:1-3) и торжестве Его верховной власти (5:4-6). Об остатке Израиля и о гневе Господнем за роскошь и идолопоклонство. остаток станет в руке Божией орудием жизни и смерти (7,8), Бог очистит Свой народ (10-14) и сокрушит языческие народы (15). Спасение от Бога придёт, когда Его народ избавится от тщеславия и ложной надежды на силу оружия (10,11), от чародейства (12) и идолопоклонства (13) и таким образом обратит свои надежды только на Господа.
Глава посвящена Суду, в котором Господь выступает как истец, Михей — как Его представитель, горы — как свидетели, а Израиль — как обвиняемый. Господь обвиняет Израиль в неблагодарности (3) и призывает народ вспомнить о спасительных благодеяниях Божьих, излившихся на него в период его становления, от исхода из Египта до вступления в землю обетованную (3-5). На обвинение отвечает один из верных, он признаётся, что его жертвы несопоставимы со властью и величием Бога. Господь отвечает, что не жертвоприношения, а справедливость — условие искупления и дарования Его спасительной близости (6-8). Далее следует обращение к Иерусалиму (9), обвинение в использовании неточных мер (10, 11) и лживых речей (12), а затем говорится об осуждении на болезни и разрушение (13), телесные недуги (14) и разграбление урожая (15).
глава начинается с плача (1-6), состоящего из обвинения народа в преступлениях и неправедной жизни, а пророк надеется только на Бога и на Него Одного уповает(7).
Замыкает главу и книгу гимн победы, полный надежд на исполнение Господом Богом Своих обетований.