Сведения о жизни Мефодия крайне скудны. Имеются разногласия относительно того, какую кафедру он занимал. Греческая традиция считает его
епископом
города
Патара
в
Ликии
.
Иероним Стридонский
в своём сочинении «
О знаменитых мужах
» пишет, что Мефодий был «
епископ
Олимпа
в Ликии, а затем
Тира
»
. Иероним сообщает о его мученической смерти:
В конце последнего гонения или, как утверждают другие, в годы правления Деция и Валериана он получил венец мученичества в Халкиде, в Греции
.
Димитрий Ростовский
сообщает, что Мефодий был усечен мечом язычниками. Однако сообщение о его мученичестве ставится исследователями под сомнение
.
Известность Мефодий получил своими многочисленными богословскими трудами, он стал первым, кто выступил с критикой учения Оригена
.
Леонтий Византийский
в VII веке включал Мефодия в число знаменитых учителей и
Отцов Церкви
, живших до правления
Константина Великого
.
Сочинения
«
Пир десяти дев или о девстве
». Написано в форме подражания диалогу
Платона
«
Пир
». Содержание составляют произносимые девами похвалы девству (целомудрию). Текст завершается гимном
Иисусу Христу
. Сочинение представляет собой свод
доникейской
теологии и христианской доктрины
Диалог Мефодия послужил предметом пародии для
Боккаччо
в его «
Декамероне
»
.
«
О свободе воли
». Написано против
валентиниан
, в нём Мефодий опровергает
гностический
дуализм
и их учение о зле, рассматривает понятие свободы человека. Сочинение сохранилось в отрывке на греческом языке.
«
О воскресении
». Написано против
Оригена
, сохранилось в отрывке на греческом языке. Посвящено критике оригенского понимания
Воскресения Христова
и умаления им значения тела. В славянском переводе сочинение завершается молитвой, содержащей выражения, характерные для авторов доникейской эпохи.
«
О сотворенном
». Написано против Оригена, сохранилось в отрывке на греческом языке. В нём Мефодий опровергает учение оригенистов, что мир не имеет начала и совечен Богу.
В славянских переводах сохранились два сочинения Мефодия, направленные на истолкование с точки зрения христианства
иудейских
обрядовых предписаний: «
О различении яств и о телице, упоминаемой в
книге Левит
, пеплом которой окроплялись грешники
» и «
О проказе
».
Ante-Nicene Fathers. Fathers of the Third Century: Gregory Thaumaturgus, Dionysius the Great, Julius Africanus, Anatolius, and Minor Writers, Methodius, Arnobius. — Grand Rapids, MI: Christian Classics Ethereal Library, 2004. Vol. 6. p. 511.
↑
(неопр.)
. Дата обращения: 26 июля 2008.
15 сентября 2008 года.
Bonwetsch G. N.
Die Theologie von Methodius. — Berlin, 1903.
Михаил (Чуб)
, архиеп.
Св. священномученик Мефодий и его богословие // Богословские труды. 1973. № 10. — С. 7-58; № 11. — C. 5-54.
Михаил (Чуб), архиеп.
К вопросу об источниках богословия св. священномученика Мефодия. Священное Писание в творениях св. Мефодия // Богословские труды. 1975. — № 13. — С. 172—180.
Михаил (Чуб), архиеп.
Предание Церкви в богословии св. Мефодия // Богословские труды. 1975. — № 14. — С. 126—133.
Михаил (Чуб), архиеп.
Греческая философия и литература в творениях св. Мефодия // Богословские труды. 1975. — № 14. — С. 134—143.