Викторин (император)
- 1 year ago
- 0
- 0
Гай Ма́рий Виктори́н ( лат. Gaius Marius Victorinus ), или Ма́рий Виктори́н , или Виктори́н Афр ( лат. Victorinus Afer — Викторин Африканский ) (между 281 и 291 гг. — после 363 г.) — римский грамматик, оратор , философ - неоплатоник .
Родился в Африке , где получил образование со специализацией в области риторики. Около 340 г. переехал из Африки в Рим (в связи с чем там получил прозвище «Африканский»), скорее всего, с целью преподавания ораторского искусства. Его карьера была успешной, и со временем он получил должность нижнего ранга в сенате. Расцвет его карьеры пришелся на время правления Констанция II . По-видимому, тогда же он был удостоен почетной статуи на Форуме Траяна в 354 году .
Обращение Викторина от платонизма к христианству (крестился в 355 г.) произвело глубокое впечатление на Аврелия Августина , как видно из Книги 8 его Исповеди . Его обращение имело большое историческое значение и стало предвестником отказа все большего числа интеллектуалов от язычества . Как показали последующие события, связанные с возрождением язычества, инициированным последним языческим императором, Флавием Клавдием Юлианом , обращение Викторина в христианство было несомненно искренним, хотя некоторые ученые (Эрнст Бэнц, а вслед за ним и другие) считали его чисто рационалистическим.
Воспитанный в христианской вере , Юлиан (прозванный христианами Отступником) позднее стал исповедовать язычество и предпринял попытку вернуть ему главенствующий статус в государстве. Желая искоренить школы христианских учителей, в июне 362 года император издал указ, в соответствии с которым все государственно аккредитованные профессора должны быть утверждены муниципальным советом. В сопровождающем пояснении императора было высказано неодобрение в адрес христиан, читающих лекции о поэмах Гомера и Вергилия, в то время как их религия требует искоренения религии Гомера и Вергилия. Викторин отказался от своей официальной должности «ритора города Рима», профессора риторики, но не оратора. Полный энергии пожилой профессор продолжил писать научные труды о Троице , чтобы отстоять правильность положения Никейского Символа Веры , согласно которому Бог Сын «единосущный ( др.-греч. ὁμοούσιος , лат. consubstantialis ) Отцу ». Завершив серию работ (начатую предположительно в конце 357 года ), он взялся за написание первых комментариев на латинском языке к Посланиям Павла . Хотя есть упоминания о том, что он также написал комментарии и к Посланию к римлянам и Посланиям к коринфянам, однако до нас дошли только работы (с некоторыми лакунами) о Посланиях к галатам, ефесянам и филиппийцам (комментарии к первым 16 строфам последнего утеряны).
Большинство сочинений Викторина дохристианского периода творчества не сохранилось. С точки зрения истории философии самыми важными из этих его трудов можно считать переводы философов- платоников (по крайней мере, Плотина и Порфирия ) и Аристотеля (перевёл и откомментировал его «Категории» и « Об истолковании »), которые утеряны . Викторин также комментировал риторические труды Цицерона — «Топику» (этот комментарий утерян) и «О нахождении риторики» («De inventione rhetorica»; титул комментария Викторина — «Explanationes in Ciceronis rhetoricam»). Последний сохранился, однако, весьма расплывчат и сам нуждается в комментарии.
Переводы и толкования Мария Викторина оказали большое влияние на Августина и направили его на путь синтеза христианства и неоплатонизма. Боэций остро критикует Викторина, толкования которого, по его мнению, «совершенно лишены смысла» (maxime ratione caret) , многословны , демонстрируют непонимание аристотелевской логики . При всём этом влияние Викторина на Боэция (в его комментариях ровно тех же античных трудов, которые ранее комментировал Викторин) ныне считается несомненным . Комментарии Викторина по риторике и диалектике (логике) высоко ценил Кассиодор, рекомендуя их наряду с аналогичными трудами Боэция .
Викторин написал краткий трактат De definitionibus ( Об определениях ) , в котором обсуждает различные типы определений, используемые ораторами и философами, и рекомендует «материальные определения», предпочитаемые последними.
Написанное Викторином руководство по грамматике (под условным названием «Ars grammatica») не дошло до наших дней целиком. Сохранившееся его начало указывает на тонкого фонетиста . Около 400 г. к началу грамматики Викторина был добавлен четырёхтомный учебник стихотворной метрики Элия Феста Афтония . Авторитет Викторина способствовал тому, что в рукописной традиции его имя победило никому не известного Афтония и перешло на другие, менее важные, тексты разных авторов. Так, в антологии Кейля (GLK 6) Викторину приписываются труды по грамматике и метрике «De arte grammatica», «De metrica institutione», «De metris Horatianis», «De metris omnibus», «De ratione metrorum commentarius», «De soloecismo et barbarismo», которые ныне считаются анонимными трактатами IV или V века.
Викторин был очень оригинальным мыслителем с точки зрения христианской догматики. Его концепция Троицы является беспрецедентной в раннехристианской философии, и о её источниках ведутся споры. Детально разработанную теорию на эту тему изложил в работе «Порфирий и Викторин» Пьер Адо .