Interested Article - Вака

Страницы « Нихон сёки » — «Японских хроник»

Вака ( яп. 和歌 , букв. «японская песнь») японский средневековый поэтический жанр. Название жанра вака возникло в период Хэйан для отличия собственно японского поэтического стиля от преобладавшего в то время жанра китайской поэзии канси ( яп. 漢詩 ) , знание которой было обязательно для каждого аристократа.

Вака как жанр традиционно подразделяется на несколько видов:

и некоторые другие.

В стиле вака был написан также текст гимна Японии .

История

В средневековой Японии существовал обычай обмениваться поэтическими посланиями (особенно это было характерно для любовной переписки). Это нашло отражение в пяти из двадцати томов антологии « Кокинсю », где была собрана любовная лирика. Кроме того, вака широко используется в « Записках у изголовья » Сэй Сёнагон , а также в « Повести о Гэндзи » Мурасаки Сикибу (там записано 795 любовных вака , которыми обменивались персонажи). Обмен поэтическими посланиями в стиле вака стал традиционным и даже обязательным для японской аристократии того времени. Знание наиболее известных произведений в жанре вака , умение прочитать кстати по какому-либо случаю подобную песнь являлось показателем образованности и вкуса просвещённых людей эпохи Хэйан.

Существовали также специально проводимые конкурсы вака : утакай ( яп. 歌会 , букв. «поэтические встречи», проводились по случаю знаковых событий, таких как Новый год, любование луной и т. д.) и утавасэ ( яп. 歌合 , «поэтические соревнования», соревнования между двумя командами по созданию стихов на указанную тематику. Со временем подобные увеселительные мероприятия приобрели серьёзную эстетическую окраску и стали важной частью японской средневековой культуры.

Древняя Япония

Первые стихи в жанре вака были записаны в свитках « Кодзики » и « Нихон сёки » — крупнейших памятниках древнеяпонской литературы. Там, однако, вака не была реализована как чёткая поэтическая форма.

В двадцатитомной антологии « Манъёсю » старейшие вака встречается в виде форм тёка и танка. В «Манъёсю» включены вака императора Одзина, Отомо-но Якамоти (позднейшего редактора антологии), Нуката-но Окуми , Какиномото-но Хитомаро , Ямабэ-но Акахито , , Отомо-но Табито и Отомо-но Якамоти . Кроме того, в антологию включены вака женщин и простолюдинов, чьи имена до современного читателя не дошли.

Период Хэйан

Во времена периода Нара и в начале периода Хэйан основным поэтическим жанром, культивировавшимся в среде аристократов была китайская поэзия канси . Однако в X веке вследствие разрыва связей между японским и китайским императорскими дворами, японская аристократия обратила внимание на жанр национальной поэзии. Наложение японских поэтических жанров на китайские традиции привело к возрождению национальной культуры, жанр вака вновь стал популярным и процветающим. Вскоре император Дайго приказал составить антологию вака — первую антологию, составленную под эгидой японских властей. Лучшие японские поэты того времени собирали в антологии произведения древних авторов, что нашло отражение в названии сборника — « Кокин вакасю », букв. «Древняя и современная антология».

Средние века

В период Камакура начал развиваться новый вид вака — рэнга (сцепленные строфы), жанр поэзии в которой авторами выступали несколько человек, дополняя своими строфами друг друга. Кроме того, в последние годы периода Хэйан, по указу и при личном участии императора Готоба была составлена очередная антология вака («Син Кокин Вакасю»). Окончательную редакцию антологии проводили Фудзивара Сюндзэй и его сын Фудзивара Тэйка . Тэйка впоследствии написал теорию создания вака, которой пользовались его последователи и практически все последующие японские поэты.

В период Муромати жанр рэнга получил широкое распространение. Он стал популярен как в среде аристократов, так, посредством буддийских священников в среде богатых горожан. Вскоре, под покровительством императорского двора начали составляться антологии рэнга.

Жанр танка остался прерогативой императорского двора. Консервативные тенденции обострили потерю гибкости и жизненности танка. В эти годы возникла традиция Кокин-дэндзю , восходящая к антологии «Кокин Вакасю». Она представляла систему толкования «Кокин Вакасю» и включала скрытый (или даже потерянный) смысл слов. Изучение вака свелось к выучиванию запутанных правил, сложных теорий, аллюзий и скрытых смыслов только для того, чтобы сочинять танка, достойные императорского двора.

Несмотря на то, что шутливые формы вака встречались уже в «Кодзики» и «Манъёсю», «облагораживание» жанра избавило вака от комических аспектов. В скором времени теория создания рэнга также подверглась ревизии и обросла правилами и ограничениями. В качестве реакции на подобные тенденции в народном творчестве возникли хайкай и кёка — комические формы вака . Однако в период Эдо вака уже потерял гибкость и жизненность, став жанром подражания древним авторам.

Сёгунат Токугава

К времени раннего Эдо жанр вака уже не был столь популярен. Большую популярность приобрели хайкай (хайкай-но рэнга), в которых первыми строфами были хокку. Однако в поздний Эдо вака получил своё развитие вне пределов аристократии — Мотоори Норинага , собиратель традиционной японской литературы, попытался восстановить жанр вака как способ выражения лирических чувств по-японски. Он начал писать в жанре вака, и этот жанр снова стал важным для его учеников и последователей — членов школы Кокугаку . В провинции Этиго буддийский священник Рёкан начал создавать вака в намеренно наивном стиле, избегая сложных правил, традиционных для этого жанра.

В среде горожан тем временем новое развитие получила форма сатирического вака кёка , завоевавшая признание в среде образованных людей Эдо и Осаки .

Однако, основная форма вака оставалась привязанной к старинным традициям и почти не получила развития.

Новое время

Очередное развитие жанр вака получил в новое время, когда некоторые поэты стали издавать семейные поэтические сборники (например, «Мёдзё», прекративший своё существование довольно быстро, или «Хототогису», издававшийся Масаокой Сики , дошедший в виде журнала до наших дней), в которых публиковались их друзья и ученики. Именно Масаока Сики считается отцом современной танка (именно он создал этот термин для отличия жанра от вака ).

Во времена Реставрации Мэйдзи Масаока Сики провозгласил необходимость обновления жанра вака , на волне обновления страны в целом. Сики превозносил стиль « Манъёсю », в то время как о стиле «Кокин Вакасю» отзывался нелестно. Он приводил в пример третьего сёгуна Камакура , Минамото-но Санэтомо , писавшего вака в стиле Менъёсю. После смерти Сики, в период Тайсё, Сайто Мокити с друзьями собрал поэтический цикл Арараги, восхвалявший Манъёсю. Используя издававшийся ими журнал , Сайто с товарищами распространили своё влияние по всей стране. Тем не менее, при императорском дворе, вплоть до настоящего времени осталась основной и превалирующей традиционная форма вака .

В настоящее время существует множество сообществ поэтов, пишущих в жанре вака. Во многих газетах существуют колонки, где публикуются вака.

Культурное значение

Источник —

Same as Вака