Interested Article - Охагуро
- 2020-02-11
- 1
Охагуро ( яп. お歯黒 , дословно «чёрные зубы») — японская традиция чернения зубов , популярная вплоть до периода Мэйдзи . Охагуро практиковалось в Японии по крайней мере с периода Асука . Чернота лака стала считаться красивой и утончённой, однако у неё было и утилитарное назначение: лак восполнял недостаток железа и помогал сохранить зубы здоровыми . Охагуро стало ассоциироваться с замужними женщинами, у которых стойкость краски на зубах сравнивалась с бесконечной верностью мужу .
Название
«Охагуро» — термин, использовавшийся японской аристократией. Чтение «охагуро» также присваивали иероглифам ( яп. 鉄漿 тэцусё: , дословно «железный сок») . В Киото при дворе охагуро называли фусимидзу ( яп. 五倍子水 , вода из чернильных орешков сумаха ) . В народе охагуро звали ( яп. 鉄漿付け канэцукэ , делать металлическим) , ( яп. 鉄漿付け цукэганэ , то же) , ( яп. 歯黒め хагуромэ , чернение зубов) .
История
Точное время возникновения традиции неизвестно, поскольку ещё в древности японцы красили зубы соком трав и плодов, однако использование железа для этой цели японцы заимствовали с материка.
- На останки людей периода Кофун и глиняные погребальные фигурки уже наносили охагуро.
- В Шань хай цзин говорится о «стране чернозубых» ( кит. трад. 黑齒國 , упр. 黒齿国 , пиньинь hēichǐguó , палл. хэйчиго ). В Сань-го чжи и так называется Ямато . Упоминания об охагуро имеются в Повести о принце Гэндзи .
- в 753 году Гандзин привёз в Японию рецепт смеси для охагуро, он находится в хранилище Сёсоин , в храме Тодай-дзи .
Гандзин усовершенствовал рецепт, его модификация постепенно распространилась по стране под контролем буддийских монахов. Возможно, от буддийских служителей практика охагуро пошла в народ.
Упоминание охагуро есть в повести о принце Гэндзи , . В последние годы периода Хэйан охагуро превратилось во ; молодые люди обоих полов, происходящие из дворянских родов Тайра и тому подобных, чернили зубы на церемонии совершеннолетия . Чернили зубы и служки в больших храмах. В императорской семье церемония охагуро у мальчиков сопровождалась хикимаю ( яп. 引眉 хикимаю , подведение бровей) и имела распространение до конца периода Мэйдзи 。
В период Муромати охагуро обычно делали взрослые, но в начале периода Сэнгоку дочерям военных чернили зубы в 8—10 лет, чтобы обозначить их как совершеннолетних и скорее выдать за политически выгодного кандидата. Церемонию проводили родственники или опекуны девочки, их называли канэоя ( яп. 鉄漿親 железо + родители ) . Некоторые военачальники из Го-Ходзё рода Тайра , отправляясь на поле боя, делали охагуро и женский макияж, чтобы там не показывать своих мук. Маски женщин, юношей и детей театра Но имитируют изображения военачальников.
После наступления периода Эдо охагуро почти полностью вышел из употребления, его использовали только члены императорской семьи и знать мужского пола. Зубы с охагуро неприятно пахнут, их требуется регулярно подкрашивать, кроме того, они стали ассоциироваться со старостью. В силу указанных причин, делать его стали только замужние женщины среднего возраста, незамужние женщины с 18—20 лет, а также гейши и проститутки . В крестьянских семьях охагуро делали на мацури , свадьбу , похороны и тому подобные события. В детских сказках остались упоминания таких охагуро.
В 1870 году вышел приказ, запрещающий членам императорской семьи и знати делать охагуро. После вступления закона в силу в народе охагуро понемногу стало считаться устаревшим. В начале периода Мэйдзи был небольшой всплеск популярности охагуро, в период Тайсё традиция уже практически исчезла.
Сегодня охагуро можно встретить только в традиционном театре, карюкае , иногда — на мацури , в исторической драме 1960-х годов, в фильмах. Если делается охагуро, то обычно подводят брови (делают хикимаю ).
Распространённость охагуро по времени
-
Период Хэйан
:
- императорская семья, знать, дети после гэмпуку , мужчины и женщины, независимо от семейного положения, дети, участвующие в буддийских процессиях;
- члены дома Тайра и Минамото, военные часто не делали охагуро.
-
Период Сэнгоку
:
- императорская семья, знать, юные невесты, которым ещё рано было выходить замуж по малолетству.
- Период Эдо :
- Современность:
Состав красителя
Краситель для зубов состоит из канэмидзу ( яп. 鉄漿水 , железная вода) , раствора железа в уксусной кислоте тёмно-коричневого цвета, в который добавлен неприятно пахнущий краситель из чернильных орешков сумаха . В растворе содержится много танинов . Главный ингредиент — ацетат железа , окрашивающий зубы в чёрный цвет. Покрывающая зубы плёнка предотвращает порчу зубов и укрепляет зубную эмаль . Краску необходимо было наносить ежедневно. Если считать, что в период Эдо зубы чернили около 35 млн человек, а на одно окрашивание требуется один моммэ красителя (3,75 грамма), то выходит, что каждый день японцы расходовали 20 тонн краски.
Для приготовления настоя раскалённые ржавые железные стержни помещали в смесь воды и саке , где выдерживались около недели. Затем в полученную жидкость добавляли галлы сумаха .
Примечания
- . Дата обращения: 2 октября 2017. 13 февраля 2016 года.
- Angus Trumble, A brief history of the smile // Basic Books, 2004, стр. 66
- Sen Nakahara, Yoshihisa Shindō: Manners and customs of dentistry in ukiyoe // Ishiyaku Shuppan, 1980
- 19 мая 2008 года.
- American Academy of the History of Dentistry: Bulletin of the history of dentistry // American Academy of the History of Dentistry, 1986, стр. 92
Ссылки
- от 25 апреля 2011 на Wayback Machine
- Майко (недоступная ссылка) , , от 11 ноября 2020 на Wayback Machine с охагуро и причёской сакко.
- 2020-02-11
- 1