Валаамский монастырь
- 1 year ago
- 0
- 0
Спа́со-Преображе́нский Валаа́мский монастырь — ставропигиальный мужской монастырь Русской православной церкви , расположенный на островах Валаамского архипелага на территории России в Республике Карелия .
По преданию, во времена распространения христианства апостол Андрей Первозванный двигался на Север, проповедуя Евангелие . Пройдя Днепр и Волхов , ученик Христа вошёл в «бурные и вращающиеся воды озера Нево » и установил на «горах Валаамских» каменный крест. По одной из двух концепций возникновения монастыря, спустя 900 лет двое иноков, Сергий и Герман , пришли «из восточных стран» (возможно, из Греции ) и основали на одном из островов монашеское братство. Письменные источники («жития»), свидетельствующие о жизни и деяниях преподобных, считаются утраченными. Вторая концепция относит основание монастыря к X—XI векам. Она опирается на одну из редакций жития преподобного Авраамия Ростовского , содержащую упоминание о пребывании преподобного на Валааме в X веке , а также на ряд летописных упоминаний о переносе мощей преподобных Сергия и Германа с Валаама в Новгород в 1163 году .
Относительно достоверная документальная история Валаамского монастыря начинается с XIV века . Валаамский монастырь упоминается в житии Савватия Соловецкого . В « » годом основания называется 1407 год .
К началу XVI века на архипелаге жили около 600 монахов, но неоднократные нападения шведов привели к запустению благодатного острова.
В начале XVIII века Пётр I начал борьбу за выход к Балтийскому морю и экспансию России на северо-запад. В 1702 году (11 ( 22 ) октября) Россия захватила крепость Нотебург (переименована в Шлиссельбург ), а весной 1703 года — крепость Ниеншанц в устье Невы . Здесь 16 (27) мая 1703 года началось строительство Санкт-Петербурга , а на острове Котлин разместилась база русского флота — крепость Кроншлот (впоследствии Кронштадт ). В ходе военной кампании 1710 года русской армии удалось взять Выборг . Тогда же на основе Ингерманландской губернии была создана Санкт-Петербургская губерния .
В 1713 году в результате финской кампании русские войска взяли Гельсингфорс и Або .
В 1715 году Пётр I по просьбе архимандрита Кирилло-Белозёрского монастыря издал указ о восстановлении Валаамской обители. Строительство монастыря было разрешено на только что отвоёванной территории, когда ещё не был подписан мирный договор.
В 1719 году освящён деревянный Спасо-Преображенский храм, построены келейные корпуса и вспомогательные помещения.
В 1719 году на завоёванных землях была образована Выборгская провинция , вошедшая в Санкт-Петербургскую губернию . В новую провинцию попал и Валаамский архипелаг, входивший в Кексгольмский лен . В 1721 году , подписав Ништадтский мирный договор , Швеция официально признала присоединение к России Ингерманландии , Кексгольмского лена и части Карелии с дистриктом Выборгского лена .
К 1730 году возведена Успенская церковь, построена деревянная ограда, но пожар 1754 года уничтожил эти первые постройки. Императрица Елизавета Петровна прилагала усилия для восстановления монастыря, но в 1765 году в нём жило всего 11 монахов.
В 1774 году был освящён храм Преображения Господня . Вокруг храма в виде квадрата были построены келейные помещения, по углам которого возведены Успенская («зимняя», то есть отапливаемая) и Никольская церкви.
В Валаамском монастыре трудился в конце XVIII века известный своими работами в храмах Осташкова и Нило-Столобенской пустыни лепщик Кондратий Конягин, которому современные искусствоведы приписывают почитаемое как чудотворное изображение преподобного Нила Столобенского .
Игумен , возглавивший монастырь в 1781 году, начал большое каменное строительство. В 1805 году в южной части наружного каре была воздвигнута надвратная церковь во имя Святых апостолов Петра и Павла , а в северной — больничный храм во имя иконы Божией Матери «Живоносный Источник». Над островом с тех пор возвышается монастырская колокольня 72-метровой высоты. В XIX веке был отлит и самый большой среди валаамских колоколов — колокол в честь апостола Андрея Первозванного весом 1000 пудов.
В 1811 году Финляндская губерния , а с ней и Валаамский архипелаг, вошла в состав Великого княжества Финляндского Российской империи . Губерния получила прежнее название — Выборгская. В 1819 году монастырь посетил император Александр I . В церковном отношении монастырь до 1892 года находился в подчинении Санкт-Петербургских митрополитов, а затем вошёл в новоучреждённую Выборгскую и Финляндскую епархию.
Наибольший подъём обители пришёлся на XIX век . В 1839 году на пост настоятеля был назначен отец Дамаскин , который в течение 42-х лет руководил обителью. Именно он добился, чтобы строительные работы на острове велись только под руководством квалифицированных архитекторов. Первым, кого он пригласил, был петербургский архитектор, академик Алексей Горностаев .
Отец Дамаскин установил для братии суровый режим: обязательное попечение старцев о послушниках и молодых монахах, неукоснительное посещение церковных служб, многочасовые трудовые послушания. После смерти игумена Дамаскина монастырём управлял его преемник — Ионафан II, который смог осуществить наиболее масштабное начинание игумена Дамаскина — строительство нового величественного Спасо-Преображенского собора, рассчитанного более чем на 3000 человек.
Валаамские подвижники желали превратить свою обитель в Новый Иерусалим, благодаря чему на острове в начале XX века появились названия, отсылающие ко временам Нового Завета : Кедрон, Гефсимания , гора Елеон , Воскресенский скит.
К началу Первой мировой войны на острове проживало около 1000 человек.
После Октябрьской революции Валаам вошёл в состав вновь образованной Финляндии , благодаря чему монастырь номинально сохранялся, но, оказавшись церковью национального меньшинства (основная религия Финляндии — лютеранство ), он испытал на себе усиливающуюся дискриминацию со стороны финских властей . Власти Финляндии потребовали от архиепископа Серафима (Лукьянова) в течение трёх месяцев выучить финский язык . На языковой экзамен владыка не явился и за это был депортирован на остров Коневец . В деле дерусификации русской же Православной церкви финские власти начали координировать свои действия с властями Эстонии , где дерусификация Православной церкви была быстро возведена в ранг государственной политики и опробована в преимущественно русском Печорском уезде . Из Эстонии был выписан священник Герман Аав , назначенный в ноябре 1923 года епископом Карельским, викарием архиепископа Серафима. При нём монастырь погрузился в атмосферу «несогласия и тяжбы» . Начиная с 1925 года православные службы на Валааме были переведены на финский язык. Параллельно финские власти основательно укрепили сами острова в военно-инженерном отношении на случай конфронтации с СССР .
Финляндская православная церковь , с 1923 года в юрисдикции Константинопольского патриархата , перешедшего на новоюлианский календарь в том же году, под давлением финских властей приняла западную Пасхалию , вынудив и Валаамский монастырь перейти на новый стиль . Переход на новый стиль в 1920-х годах был причиной разрушения единства Валаама. Точку в противостоянии, продолжавшемся 10 лет в монастыре, поставил высадившийся на острове финский спецназ . Значительная часть братии тогда отказалась подчиниться архиепископу Финляндскому Герману . Эти «старостильные» монахи выехали в Сербию, Грецию, Македонию, Германию, США, Марокко .
В 1930 году монастырь содержал 300 человек братии и 100 трудников и наёмных работников . Питались монахи скудно, как следует из составленного протокола собрания старшей братии от 13 мая 1930 года: «братия монастыря исключительно питается растительной пищей, рыбу… кусок булки получает только в праздники… питается постным маслом… Имея ограниченные средства, монастырь старается во всём экономить… Помимо этого… бесплатно кормит бедных богомольцев и других лиц, что обходится не [в] один десяток тысяч марок… делает частные пожертвования и впредь не отказывается помогать посильно» .
Ежегодно в монастырь приезжало несколько тысяч паломников и туристов (из разных стран, в основном финнов). Так, в монастырской книге зарегистрировано, что в 1936 году Валаам посетили «туристы» числом 3540 человек из 22 государств, из которых 2137 были финнами, 562 шведами и 40 русскими .
Во время Советско-финской войны 1939—1940 годов монастырь попал в зону боевых действий. Монахи оказали поддержку беженцам из Восточной Карелии (в основном православным). Уже 16 ноября 1939 года правление монастыря постановило:
1. Пожертвовать на эвакуированных граждан Восточной Карелии 50 000 марок наличными и книгами духовного содержания на 12 000 марок;
2. Пожертвовать на издание духовной литературы для тех же граждан 5000;
3. Пожертвовать на эвакуированных православных Карельского перешейка 5000; Пожертвования направить через посредство Братства Сергия и Германа
26 ноября и 9 декабря 1939 года (по старому стилю) произошли первые советские воздушные налёты на Валаам . В декабре 1939 года началась эвакуация с Валаама. 20 декабря 1939 года с острова были вывезены больные и пожилые монахи, а также послушники и женщины . 28 декабря 1939 года прошла ещё одна волна эвакуации . Эвакуированных в ходе этих двух волн (136 человек) разместили в зданиях школ в 120 км севернее Ювяскюля . 6 февраля 1940 года состоялась новая эвакуация — на военных грузовиках уехали все монахи и игумен, оставив в монастыре пятерых человек: двоих иеромонахов (для окормления финских православных военнослужащих), иеромонаха Симфориана (Матвеева), инженера послушника Владимира Кудрявцева, капитана парохода «Сергий» монаха Ираклия (Майкевича) .
В январе-феврале 1940 года советская авиация бомбила строения монастыря. Бомбёжки были частыми: 6, 19, 20, 21–28 января, 2–4 февраля и 10–16 февраля 1940 года . О бомбардировках Валаама писали в белоэмигрантской прессе .
Эвакуировавшиеся монахи увезли с собой всё самое ценное, включая подлинник Валаамской иконы Божией Матери (иконописец — иеромонах Алипий , в миру — Алексей Константинов), другие святыни и колокола (в наше время межцерковные переговоры о возвращении подлинника Валаамской иконы Божией Матери в Валаамский монастырь ведутся между РПЦ и ФПЦ уже более 20 лет). 18 марта 1940 года над водами Ладожского озера разнеслись 12 редких ударов большого колокола Спасо-Преображенского собора, возвестивших о прекращении жизни обители . Монахи осели в местечке Хейнявеси в Финляндии, в усадьбе Папинниеми, где основали Ново-Валаамский монастырь . На воссоздание монастыря поступили пожертвования из-за рубежа — 25 629,25 марок от Толстовского фонда и (22 июня 1940 года) — 50 000 марок от папы Римского . На момент эвакуации братия монастыря состояла из 173 человек, из которых 123 были из крестьян, 23 из мещан, двое из духовенства и двое потомственных дворян . Почти все были грамотными — малограмотных насчитывалось только 14 человек .
Иногда встречающиеся утверждения о жертвах среди монахов при эвакуации опровергаются монастырскими метрическими документами и послужными списками братии, которые показывают, что при эвакуации никто не погиб .
По окончании Великой Отечественной войны в 1945 году митрополит Григорий (Чуков) посетил Новый Валаам и совершил присоединение монастыря к Московскому патриархату . Многие старые иноки заявили о своём желании вернуться на родину, на старый остров . Через 12 лет, в 1957 году монастырь перешёл в юрисдикцию Финляндской православной церкви . В том же году в СССР уехали только семеро монахов; младшему из уехавших тогда было 59 лет, а старшему — 84 . В 1977 году прекратились службы на церковнославянском языке, а в 1981 году умер последний русский монах. Сейчас монастырь продолжает действовать как финская православная обитель и принимает в год более 100 тысяч посетителей — как паломников, так и туристов. Это уединённый благоустроенный монастырь среди озёр и лесов — с музеем, культурным центром и библиотекой.
Сведения об оставленных строениях монастыря с марта 1940 по июнь 1941 года скудны. Известно, что в монастырских строениях почти сразу разместили школу боцманов и роту юнг . На Валаам был командирован для отбора рукописей и книг из монастырской библиотеки и архива историк , автор печатных изданий по борьбе с религиозными пережитками . В 1941 году в журнале «Безбожник» на двух страницах появилась публикация Миляева о монастыре под названием «Бывший очаг мракобесия и шпионажа» . Миляев на основе найденных им в монастырском архиве документов (с точными цитатами) выдвинул против братии монастыря ряд обвинений . Все использованные Миляевым документы сохранились . В 1940 году вышла статья Миляева о монастыре в журнале «На рубеже», где сообщалось следующее :
вплоть до 1940 г. Валаам был маленьким «государством монахов» — мракобесов, эксплоататоров, банкиров, затем — шпионов и диверсантов, форпостом международной контрреволюции на границе с Советским Союзом. Это «государство» по площади было в 30 раз больше, чем Ватикан — «государство» папы Римского, вдвое больше княжества Монако — осколка феодальной Европы. А доходы валаамских монахов были в четыре раза больше, чем доходы княжества Монако
Миляев отметил, что «вся история Валаама 1918—1940 гг. — это история антисоветского форпоста на северо-западных границах СССР» .
Миляев отобрал из монастырской библиотеки для вывоза в СССР 1191 книгу, однако до начала Великой Отечественной войны вывезти удалось не все из них .
Осенью 1940 года на самом острове Валаам, в монастырских корпусах, была организована школа боцманов и юнг , членский состав которой в 1941 году отправился на оборону Ленинграда . 20 сентября 1941 года Валаамский архипелаг был занят финнами . Основная часть построек монастыря уцелела, но было повреждено имущество обители. Так, у большого Андреевского колокола монастыря весом 16 тонн был оторван язык и отпилена третья часть (её куда-то увезли) . В 1942—1944 годах монастырь был восстановлен и действовал. Финская армия оплачивала монастырю постой в его строениях, причём на эту плату обитель приобретала себе продукты. На Валаам вернулась лишь небольшая часть эвакуированной в 1940 году братии, причём монашествующие принимали участие в боях против СССР (двое были награждены финскими орденами) .
Ущерб монастыря от пребывания советских войск использовался фашистскими пропагандистами. В монастырь часто приезжали немцы, которые его фотографировали, а также представители иных стран фашистского блока — Болгарии, Румынии, Словакии, Венгрии и Хорватии . Братия монастыря от этих посетителей имела выгоду — через них монахи посылали в другие страны валаамцам письма и фотографии . В августе 1942 года Валаам посетил итальянский корреспондент и фотограф Лино Пеллегрини, оставивший подробный репортаж в официальном печатном органе фашистской партии «Il popolo d’Italia» (примерно через месяц его перепечатал белоэмигрантский «Парижский вестник») .
Сложным был вопрос об отношении к советским военнопленным. 27 декабря 1941 года послушник инженер Владимир Кудрявцев письменно потребовал от игумена Харитона направить монастырские деньги на улучшение питания советских военнопленных. Харитон отказал, так как речь шла о реализации вывезенных с Валаама в 1940 году риз, на что Кудрявцев ответил: «Это не я Вам говорю, сам Христос». 4 января 1942 года Кудрявцев вновь написал игумену Харитону по этому вопросу, на что Харитон потребовал от него покинуть монастырь. В итоге Кудрявцев был удалён из обители . В марте 1944 года монастырь согласился принять к себе иноков Печенгской обители ввиду их тяжёлого положения в условиях войны .
19 сентября 1944 года финские войска и монахи покинули Валаамский архипелаг . Позднее там было размещено подсобное хозяйство Питкярантского целлюлозного завода , организовано лесничество, восстановлена монашеская метеостанция.
В 1950 году в бывших кельях и скитах устроили Дом инвалидов войны и труда, куда в том числе принудительно помещались инвалиды войны с материка, включая Ленинград. Переведён на материк в 1984 году .
Только с 1960-х годов на остров стали приходить первые теплоходы с туристами. В 1979 году на территории организован музей-заповедник , и немного позже началась реставрация памятников.
18 сентября 1989 года Совет министров Карелии решил «передать в пользование» Ленинградской епархии собор с внутренним каре и ближайшие скиты, кроме Воскресенского и Гефсиманского .
13 декабря 1989 года , в день памяти апостола Андрея Первозванного, на остров ступили шестеро монахов: иеромонахи , , , иеродиакон , послушники Леонид Макаров и Вадим Эрлих. Прибывшие насельники разместились в бывшем изоляторе Дома инвалидов. Возобновились богослужения в храме во имя преподобных Сергия и Германа Валаамских. С самого начала на Валааме были заведены строго уставные службы, возрождался валаамский распев .
18 января 1993 года указом патриарха Алексия II наместником обители назначен архимандрит Панкратий (Жердев) , со 2 июня 2005 года — епископ Троицкий. Под его началом находился игумен Мефодий (Петров) , являвшийся также директором православного культурно-просветительского центра «Свет Валаама» .
27 февраля 1994 года архимандрит Панкратий заново освятил часовню Валаамского монастыря на Синопской набережной в Санкт-Петербурге , что завершило процесс возврата этой часовни монастырю .
В 1998 году большой общественный резонанс получило заявление братии Валаамского монастыря о пагубности экуменизма и сотрудничества со Всемирным советом церквей (ВСЦ) . «Участие в деятельности ВСЦ, основанной на экклезиологической ереси, — сказано в заявлении братии Валаамского монастыря, — неизбежно вынуждает православных участников экуменического движения относиться к инославным сообществам как к равноправным „церквам“, облагодатствованным Святым Духом, тем самым попирая догмат о Единой, Святой, Соборной и Апостольской Церкви». Заявление подписано 150 монахами монастыря, включая его священноначалие, выступившее решительно против совместных «экуменических молений», в частности, с новостильной Финляндской православной церковью, епископы которой тоже хотели служить на Валааме . Данное заявление, опубликованное также под заголовком «Молчанием предаётся Бог» , контрастировало с официальной политикой РПЦ и её главы патриарха Алексия II по отношению к экуменизму и ВСЦ. Встревоженный бескомпромиссной позицией валаамского монашества, Архиерейский собор Русской православной церкви в 2000 году принял «Основные принципы отношения к инославию». В документе подробно разъясняется позиция РПЦ по отношению к инославию, в частности то, что Православная церковь не может признавать «равенство деноминаций», но подчёркивается приоритетность богословского диалога с другими конфессиями и полезность участия в работе различных международных организаций в сфере служения миру, но без всяких догматических уступок и компромиссов в вере .
13 декабря 2005 года впервые зазвучал 1000-пудовый благовестник — колокол «Андрей Первозванный», установленный на колокольне в монастыре в рамках программы восстановления старинной звонницы.
С 14 по 17 сентября 2007 года монастырь посетил священноигумен обители патриарх Алексий II, 16 сентября в Смоленском скиту он совершил освящение храма в честь Смоленской иконы Божией Матери ; по освящении храма отслужил в нём первую Божественную литургию . После богослужения патриарх вручил наместнику Валаамского монастыря епископу Панкратию орден благоверного князя Даниила Московского (II степени) — во внимание к архипастырским трудами и в связи с 20-летием служения в священном сане .
21 сентября 2008 года, в праздник Рождества Пресвятой Богородицы , патриарх Алексий II совершил чин великого освящения храмового комплекса Свято-Владимирского скита (архитектор Андрей Анисимов ) на острове Валаам и первую Божественную литургию в новоосвящённом храме .
10 июля 2009 года патриарх Кирилл и глава Республики Карелия Сергей Катанандов в цокольном помещении храмового комплекса Свято-Владимирского скита открыли музей имени патриарха Алексия II; открытие было приурочено к 20-летию возрождения монашеской жизни на Валааме .
В конце мая 2010 года монастырь посетил предстоятель Константинопольской церкви патриарх Варфоломей , находившийся в России с официальным визитом в РПЦ .
Согласно данным настоятеля — епископа Панкратия, по состоянию на 2011 год общее количество насельников в монастыре составляло 217 человек, включая скиты и подворья. Из них 37 иеромонахов, 12 иеродиаконов, 89 монахов, 19 рясофорных послушников, 60 послушников. Постоянно в монастыре работают от 30 до 40 трудников .
Валаамский монастырь — ставропигиальный, то есть находится под наблюдением и каноническим управлением Патриарха Московского и всея Руси. Указом патриарха Алексия II в Валаамской обители восстановлено игуменство, которое предусмотрено старинным Уставом Валаамского монастыря, утверждённым к применению также указом патриарха. Устав Святого Валаама составлен по типу и строгости Афонских монастырей; повелевает «ничего не предпринимать настоятелю без совета братии». Поэтому регулярно собирается Духовный собор старшей братии, в который входят игумены, духовник, благочинный, гостинник, ризничий, помощник игумена по приёму паломников, скитоначальники, казначей, эконом .
О распорядке дня в Валаамском монастыре и особенностях богослужений подробно рассказал в православной печати настоятель — епископ Панкратий .
Богослужебный суточный круг в Валаамском монастыре начинается в 17 часов вечерней с малым повечерием. Затем читается валаамское монашеское правило, три канона с акафистом Божией Матери и чин прощения.
После правила братия направляется в трапезную на ужин. В 21 час удар колокола возвещает время безмолвия, во время которого монахи читают келейное правило, состоящее из Иисусовой молитвы и поклонов. Отход ко сну.
Утреня, предваряемая полунощницей, в монастыре совершается в 5 часов. После этого служится ранняя Божественная литургия. Служба заканчивается в начале девятого. После утреннего чая (келейно) и краткого отдыха монашествующие, послушники и трудники отправляются на послушания, распределённые благочинным. В 13 часов — обед в братской трапезной. За трапезой кто-либо из братии читает святоотеческие творения. Присутствие всей братии обязательно. После чтения настоятель в знак благословения передаёт чтецу часть своей трапезы, которую тот принимает с благодарностью и умилением. После трапезы в 13 часов 30 минут каждый день у раки основателей монастыря преподобных Сергия и Германа, Валаамских чудотворцев, служится молебен, а в среду — молебен у чтимого списка иконы Божией Матери, именуемой «Всецарица». В воскресенье после вечерни соборно служится молебен с акафистом преподобным Сергию и Герману. В 21 час — расход из храма.
Каждый монах вместе со своим духовником или с настоятелем индивидуально решает, когда лучше молиться, читать келейное правило. Для новоначальных насельников келейное правило длится обычно полчаса, затем, по мере приобретения навыка и духовного опыта, продолжительность чтения правила постепенно возрастает.
В 22 часа отход ко сну. Сон у братии длится обычно четыре-пять часов ночью и пару часов днём, после обеда. Всего на сон в сутки выделяется шесть-семь часов, как об этом предписывается в святоотеческих книгах. В «Добротолюбии» указано, что новоначальный монах должен спать шесть часов. «Меньше не надо, потому что нервная система может не выдержать. Но и досыта высыпаться тоже не рекомендуется», — уточнил в интервью для печати епископ Панкратий .
В Валаамский монастырь ежегодно прибывают свыше 100 тысяч паломников, из которых около 90 тысяч — туристы .
Монастырь духовно окормляет военнослужащих действующей воинской части Минобороны РФ — радиолокационной роты 334-го радиотехнического полка ПВО , расположенной в южной части острова Валаам .
В монастырских гостиницах могут быть размещены одновременно до 200 паломников .
Епископ Панкратий предложил создать правовые механизмы, регулирующие порядок паломничества в Валаамский монастырь, поскольку даже природа архипелага не выдерживает 100-тысячного людского натиска за три летних месяца. За основу регулирования предложено взять порядок пребывания в Афонских монастырях: там чётко определено число паломников, которые могут посетить Святую Гору, каждому из них выдается особое письменное благословение — диамонитирион ( греч. - διαμονητήριον). Это удобно и для монастыря: заранее известно, сколько паломников приедет и какое количество мест необходимо приготовить в гостиницах .
В наше время женщинам посещение скита разрешено только раз в году — в первое воскресенье после дня Святой Троицы . Однако с февраля 2014 года, когда в игуменском корпусе (имеющим отдельный вход с внешней стороны скита) была освящена домовая церковь в честь чудотворной Серафимо-Дивеевской иконы Божьей Матери «Умиление», которую преподобный Серафим Саровский называл «Радость всех Радостей», женщины-паломницы могут попасть по особому благословению на некоторые службы в течение всего года, не заходя на территорию самого скита.