Interested Article - Духовник

Грузинский православный священник , Мцхета

Духовни́к священник , которому человек исповедуется регулярно. У духовника православный христианин регулярно исповедуется, являясь по отношению к нему «духовным чадом». Духовник не только руководит духовной жизнью чада, утешает в скорбях и советом помогает ему разрешить различные житейские вопросы, но также должен молиться о своём чаде. Таким образом в идеале духовник — это наставник и духовный руководитель жизни человека. Основные качества духовника, по учению Православной Церкви — смирение , рассудительность и любовь. В русском православии любой священник может быть духовником. В греческом православии духовниками могут быть только опытные (чаще всего пожилые) священники, которые получили на это особое разрешение от архиерея.

Современным духовникам запрещается открывать грехи исповедающегося, хотя в древности исповедь была открытой и публичной (первые христиане стыдились прогневать Бога , а не людей). До 1917 года допускалось два исключения из этого правила:

  • если бы кто на исповеди объявил о злом умысле против государя и общественного порядка, не высказав при этом отречения от такого умысла;
  • если кто, хотя тайно, но умышленно произвёл в народе соблазн (религиозный вымысел, ложное чудо ) и на исповеди не изъявил согласия публичным объявлением о том уничтожить последствия соблазна.

Ныне грехи , открытые на исповеди, не подлежат огласке ни под каким видом , в том числе и при даче показаний на следствии и в суде .

Запрещается при исповеди делать различие между людьми знатными и простыми, поблажать одним и строго относиться к другим, обращать исповедь в средство вымогательства и нескромных просьб. Запрещается исповедовать несколько человек одновременно, не только взрослых, но и детей. При исповеди глухонемых и говорящих на неизвестном духовнику языке ему дозволяется обращаться для ознакомления с нравственным состоянием исповедающегося к его родственникам, а также предлагать ему изложить свои грехи письменно; эта запись должна быть сожжена в его присутствии. При вразумлении кающегося и при назначении ему епитимии , духовник обязан различать грехи простительные (неведения и немощи) и смертные , в случае нераскаяния лишающие христианина благодати .

Духовник царский

В Московском государстве царские духовники, как правило, были настоятелями Благовещенского собора в Московском кремле . В этой должности они были упомянуты уже в XV веке . В силу своей должности и близости к царю, они занимали первенствующее место не только при своём Благовещенском соборе, но и среди всего дворцового и столичного приходского духовенства: « Другие священники, проходя мимо их, снимали перед ними колпаки ». Ни одно из важнейших событий в семейной жизни царя не обходилось без участия царского духовника. Так, накануне свадьбы царя и царицы, он благословлял их крестом перед отъездом к венчанию , говорил молитву, и по молитве, благословлял царя и свадебный чин , венчал их и потом поучал, как им жить и затем поздравлял, и у палаты, где было обручение, благословлял их крестом .

Духовник же давал молитву царице-родильнице, нарекал имя новорождённому младенцу, и, за исключением случаев крещения царских детей самим московским патриархом , совершал над ними обряд крещения . О царе Алексее Михайловиче известно, что он приходил в дом к своему духовнику протопопу Стефану Вонифатьеву благословляться ночью .

Видная роль принадлежала духовнику и в таком важном государственном акте, как венчание на царство . Обыкновенно, в этом случае духовник переносил царские регалии из дворца в Успенский собор и затем предшествовал Государю при его следовании в церковь, держа в руке крест и окропляя путь Святой водой . После коронации царя, когда он шествуя во дворец, по обычаю своих предков, заходил в Благовещенский собор, духовник встречал его с крестом в руке, причём у икон произносил ектению « Помилуй нас, Боже ».

Имена царских духовников XVII века очень часто можно встретить в различных документах и актах политической и церковной жизни, в которых они принимали более или менее видное участие. Такое высокое положение находит в себе естественное объяснение в той духовной близости, в которой они находились по отношении к царям и их семьям, откровения души и помыслов которые были известны им. В силу высокого положения и в то же время нравственно-великой ответственности, какую нёс духовник перед Богом, царём и народом, как руководитель Государя по пути устроения его души, каждых духовник имел влияние на царя, каждому из них он мог дать совет или наставление, но в значительной степени это обуславливалось и личными достоинствами духовника.

Духовники в монастырях

Духовниками называются также все подчиняющиеся Главному духовнику монастыря (духовнику монастыря) иеромонахи , старцы, наставники. Духовником монастыря принято называть особого священнослужителя, в обязанности которого входит духовное руководство братией на пути к спасению. Главный духовник монастыря — обязательно иеромонах (священноинок), архимандрит или игумен . Но при большой нагрузке или при немощи он может перепоручать часть своих обязанностей старцам или наставникам — другим монахам, и даже белым священникам, при этом он несёт полную ответственность за эту их деятельность. Духовником православного(ой) может оказаться и монашествующий, не являющийся священником. Помимо старцев-наставников Главному духовнику подчиняются иеромонахи, исповедующие богомольцев. Кроме старцев и наставников в Православии есть и игуменьи , старицы, наставницы — духовные матери только из монахинь. Естественно, они не могут исповедовать и отпускать грехи в храме. Главной духовницы в женском монастыре нет; всеми старицами и наставницами руководит сама игуменья; духовным отцом, способным исповедовать и отпускать грехи в храме, в женском монастыре является пожилой женатый священник .

Духовники организаций

Духовники духовных семинарий , епархий , некоммерческих организаций, воинских частей, школ, тюрем, больниц, и средств массовой информации — это всегда священники, которые следят, чтобы идеология и практика организации не противоречили Православной вере и практике Православной Церкви, а члены организации не только добивались уставных целей, но и, по возможности, духовно росли. Эти духовники чаще не претендуют в то же время на роль духовных отцов сотрудников (хотя в воинских частях и особенно на кораблях они обычно бывают духовными отцами), но могут напоминать им о необходимости своевременно обращаться к своим личным духовникам.

См. также

Примечания

  1. . — Т. 8. Пастырское богословие. — М.: Изд-во Моск. патриархии, 1988.
  2. Катошишин . О России в царствование Алексея Михайловича. С-Пб. 1859 г. стр. 6-9.
  3. Проф. Н. Ф. Каптерев . Патриарх Никон и его противники в деле исправления церковных обрядов. вып. 1. 1887 г. стр. 113.
  4. . Дата обращения: 1 февраля 2013. 17 января 2013 года.
  5. . Дата обращения: 10 февраля 2013. 15 июля 2015 года.
  6. . Дата обращения: 3 января 2019. 4 января 2019 года.
  7. . Дата обращения: 17 февраля 2013. 29 июля 2012 года.

Литература

  • Суворов Н. С. — Ярославль : типо-лит. Г. В. Фальк, 1886. — 197 с.
  • // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб. , 1893. — Т. XI. — С. 267.
  • Извеков Н. Д. . Московские кремлёвские дворцовые церкви и служащие при них лица в XVII веке. Изд. А. И. Снегирёвой. Т. 2. 1906. — С. 97-98.
  • Смирнов С. И. Древнерусский духовник. — М. : Православный Свято-Тихоновский Богословский институт, 2004. — 560 с. — ISBN 5-7429-0032-5 .
  • Ткаченко А. А. // Православная энциклопедия . — М. , 2007. — Т. XVI : « Дор — ». — С. 418-420. — 752 с. — 39 000 экз. ISBN 978-5-89572-028-8 .

Ссылки

  • Иеромонах Серафим (Параманов).
Источник —

Same as Духовник