Interested Article - Устав святого Августина

Святой Норберт Ксантенский (справа) получает устав от святого Августина . Иллюстрация из книги Vita Sancti Norberti (XII век)

Уста́в святóго Августи́на ( лат. Regula Sancti Augustini ) — один из самых употребительных католических монастырских уставов , составленный, как считается, святым Аврелием Августином (ум. в 430 году) по образцу жизни Святых Апостолов .

Состав произведения

Под именем Устава святого Августина понимаются 4 свода правил:

  • Praeceptum (или Regula ad servos Dei ) — «Предписание» (или «Устав для рабов Божьих»), регулирующий жизнь мужских монашеских общин (древнейшая рукопись датирована VI—VII веками, Париж , № 12634);
  • Regularis Informatio — «Изложение правил», регулирующее жизнь женских монашеских общин, по содержанию сходное с предыдущим, и Obiurgatio («Порицание») — письмо святого Августина;
  • Ordo monasterii (или Disciplina monasterii ) — «Уложение монастырское» (или «Дисциплина монастырская») и Regula secunda («Второе правило») — краткий сборник повседневных правил жизни в монастыре;
  • Regula consensoria — «Согласованное правило», небольшое произведение, написанное испанским анонимом во 2-й половине VII века, ошибочно приписываемое святому Августину.

Тексты первых трёх произведений дошли до нас как минимум в девяти вариантах. На практике в качестве «Устава святого Августина» чаще всего используется компиляция Regula recepta («Общепризнанное правило»), составленная из «Предписания» ( Praeceptum ) и первого предложения из «Уложения монастырское» ( Ordo monasterii ).

В своё время Эразм Роттердамский выразил мнение, позднее поддержанное Роберто Беллармином , что «Предписание» ( Praeceptum ) в действительности является версией «Изложения правил» ( Regularis Informatio ), переработанного для мужской монашеской общины. Это мнение оставалось общепризнанным в науке вплоть до 1-й половины XX века, когда Л. Ферхейен убедительно доказал первенство написания (около 397 года) и аутентичность «Предписания» ( Praeceptum ), предположительно написанного святым Августином для основанной им обители. В отношении времени написания и авторства «Уложения монастырского» ( Ordo monasterii ) и «Изложения правил» ( Regularis Informatio ) среди исследователей до сих пор нет общепринятого мнения.

Историческое значение Устава

Монастырский Устав святого Августина оказал существенное влияние на формирование первых монашеских уставов Западной Европы , в частности на Устав святого Бенедикта . Широкое распространение Августинский устав получил уже в середине XI века, когда его приняло движение регулярных каноников , получивших затем имя « августинцев ».

Августинский монастырский устав устанавливает самые общие и принципиальные нормы жизни монашеской общины, направляя членов общины прежде всего на внутреннее духовное совершенствование. В отличие от Бенедиктинского устава, который предписывал монашеской братии обязательный уход от мира, Устав святого Августина даёт возможность соединить суровую аскезу с регулярной пастырской деятельностью за пределами монастырской обители, что было достаточно востребовано европейским обществом XII—XIII веков.

Устав святого Августина был принят за основу при разработке уставов монашеских орденов премонстрантов (норбертинцев) , доминиканцев , , женских монашеских общин и других, а также некоторых духовно-рыцарских орденов , в частности ордена тамплиеров ( Латинский устав ) и чешского Ордена рыцарей креста с красной звездой .

Примечания

Литература

Ссылки

Источник —

Same as Устав святого Августина