Interested Article - Капище
- 2021-02-01
- 1
Ка́пище — в широком смысле книжный устаревший термин, означающий языческий храм ; в узком смысле славянское языческое святилище , культовое место, где устанавливались идолы богов .
Западные славяне
У западных славян , в первую очередь балтийских, существовали храмовые архитектурные сооружения и скульптурные изваяния. В то же время существование славянских каменных храмов с куполами, упоминаемых некоторыми арабскими источниками, такими как Аль-Масуди , X век, не подтверждается другими источниками и принадлежат к числу литературных диковинок .
Самым изученным храмовым комплексом славян является деревянный храм в Радониме , в нынешней Германии. Храм представлял собой прямоугольное здание из вертикальных плах, которые были обшиты досками в форме антропоморфных фигур. Центральная часть здания была повреждена. В здании были найдены два копья, черепа зубра и шести коней .
Западноевропейские хронисты описывали храмы западных славян в Арконе и др. (остров Рюген ), в Ретре — Ридегосте, где по описаниям существовал треугольный в плане город с тремя воротами и в священном лесу имелось святилище Сварожича , в Щецине и Волине , где было святилище Винета , на территории современной Польши. Археологические изыскания на этих местах не дали материала, по которому можно было быть осуществить детальную реконструкцию. Титмаром Мерзебургским в XI веке упоминается священная роща Шкейтбар, «Святой бор» к востоку от Лютцена в нынешней Германии, почитаемая славянами «как Бог». Данные святилища были уничтожены в ходе христианизации славянских земель .
Восточные славяне
Языческие храмы восточных славян не известны ни по письменным источникам, ни по археологическим материалам. В отличие от западных славян, у восточных не сложились храмовые архитектура и скульптура .
Единственное описание славянского языческого святилища в древнерусской литературе содержится в « Повести временных лет » (составленной в начале XII века) под 980 годом, где рассказано об установлении Владимиром Святославичем в Киеве на холме за пределами теремного дворца шести кумиров . Предполагается, что при Игоре Рюриковиче в середине X века идол Перуна располагался непосредственно во дворе княжеского терема .
В известии под 980 годом упомянуты установленные идолы Перуна , Хорса , Дажьбога , Стрибога , Симаргла и Мокоши :
И стал Владимир княжить в Киеве один и поставил кумиры на холме за теремным двором: деревянного Перуна с серебряной головой и золотыми усами, и Хорса и Даждьбога, и Стрибога, и Симаргла и Мокошь. И приносили им жертвы, называя их богами, и приводили своих сыновей, и приносили жертвы бесам , и оскверняли землю жертвоприношениями своими .
Оригинальный текст (церк.-сл.)И нача княжити Володимиръ въ Киевѣ одинъ и постави кумиры на холъму внѣ двора теремнаго: Перуна деревяна, а голова его серебряна, а усъ золот, и Хоръса, и Дажьбога, и Стрибога и Сѣмарьгла, и Мокошь. И жряхут имъ, наричуще богы, и привожаху сыны своя, и жряху бѣсомъ, и осквѣрняху землю требами своими .
Согласно «Повести временных лет», после принятия крещения в Корсуни Владимир в 988 году повелел низвергнуть, изрубить или сжечь деревянные идолы в Киеве. Идола Перуна спустили вниз по Днепру к речным порогам, за пределы Русской земли . Текст летописи об «изгнании» Перуна основывается на этикетном образце — рассказе об изгнании из Рима злодея Феврария, воплощения зимы, Февраля, в византийской Хронике Георгия Амартола , которая была одним из источников русских летописей. В то же время условия, в которых были найдены редкие языческие статуи на территории Руси, могут свидетельствовать об историчности обряда низвержении идолов, что относится к Збручскому идолу и каменной статуе, найденной при расчистке реки Шексны в районе древнерусского Белоозера .
Основными источникам сведений о славянских языческих святилищах являются данные археологии. Однако учёные по-разному интерпретируют эти данные. Каменная вымостка, которая была обнаружена в результате ещё не совсем научных раскопок В. В. Хвойки в 1908 году и рассматривалась как капище Перуна или гипотетического божества Рода , а также шесть или пять выступов, предположительно предназначенные для идолов пантеона Владимира, найденные в 1975 году на Владимирской улице в подвале современного дома, лишены точной датировки и археологической документации, что делает невозможной их научную интерпретацию. Построения Б. А. Рыбакова в этом отношении , поддержавшего археологов П. П. Толочко и Я. Е. Боровского , «открывших» капище Владимира , в последнее время оспариваются . Судя по данным летописей, капище Перуна было и в Новгороде , на Перыни . Оно было предположительно обнаружено советским археологом В. В. Седовым , однако и его реконструкции на сегодняшний день вызывают большие сомнения . Из славянских святилищ, обнаруженных археологами, особо выделяют также Збручский культовый центр . В последнее время высказываются предположения, что функцию святилищ на Северо-Западе Руси могли выполнять сопки — сакральные памятники в виде насыпей над захоронениями. По крайне мере, сама насыпь чаще всего играла больше ритуальную функцию, чем погребальную. Остатки именно такого святилища могли быть обнаружены на Перыни . Перынь под Новгородом стала рассматриваться как место капища Перуна только поздними летописными и другими преданиями. Археолог В. В. Седов обнаружил Перыни круглые ровики, имеющие следы огня и рассматривал эти находки как остатки святилища . Однако эта интерпретация подвергается сомнению, и находки могут быть остатками снивелированных сопок , погребальных насыпей . Археологи И. П. Русанова , Б. А. Тимощук предложили интерпретацию ряда памятников XI—XIII юго-западных окраин Киевской Руси как языческих городов-святилищ в ситуации предполагаемого « двоеверия », например, святилища у горы Богит и другие памятники на реке Збруч . Это понимание также носит дискуссионный характер. Найденные на этих городищах человеческие останки могут свидетельствовать о военном разгроме. Часть из них относится ко времени Монгольского нашествия . В этих локациях не обнаружены никакие культовые изображения, идолы. В нынешнем Звенигороде Тернопольской области культовым объектом мог быть опрокинутый камень, возможно, антропоморфная стела, что, предположительно, связано с ниспровержением идолов, применительно к Киеву описанным в летописи .
Массовыми культовыми сооружениями восточных славян являлись преимущественно погребальные курганы, которые были связаны с культом предков .
Отсутствие на Руси развитой языческой пластики и архитектуры объясняется незавершённостью государственных форм языческого культа. Так, князь Владимир Святославич вынужден был отказаться от своего синкретического пантеона через несколько лет после того, как утвердил его в Киеве .
Христианский период
В ходе христианизации государством и церковью в первую очередь уничтожились идолы и святилища. Эти разрушения получали форму поругания «ложных», бесовских святынь .
В письме митрополита Макария Ивану Грозному (1534) сообщается, что «скверные мольбища идольские сохранялись и до царства великого князя Василия Ивановича», а также, что в качестве мольбищ используются «лес и камни и реки и болота, источники и горы и холмы, солнце и месяц и звезды и озера» .
См. также
Примечания
- .
- ↑ , с. 582—584.
- ↑ Повесть временных лет (Подготовка текста, перевод и комментарии О. В. Творогова ) // Библиотека литературы Древней Руси / РАН . ИРЛИ ; Под ред. Д. С. Лихачёва , Л. А. Дмитриева , А. А. Алексеева , Н. В. Понырко. СПб. : Наука , 1997. Т. 1 : XI—XII века. ( Ипатьевский список «Повести временных лет» на языке оригинала и с синхронным переводом). от 5 августа 2021 на Wayback Machine , публикация Института русской литературы (Пушкинский Дом) РАН.
- .
- Рыбаков Б. А. . от 23 сентября 2011 на Wayback Machine
- Толочко П. П. , Боровский Я. Е. Язичницько капище в «городі» Володимира // Археологія Київа. Дослідження і матеріали. — Київ, 1979. — С. 3—10.
- , с. 160—164.
- Седов В. В. от 10 октября 2011 на Wayback Machine // Краткие сообщения Института истории материальной культуры. Вып. 50. С. 92-103.
- Нет никаких оснований считать находки В. В. Седова капищем Перуна — это, скорее всего, просто группа сопок, см. , с. 152—157.
- Русанова И. П., Тимощук Б. А. от 14 декабря 2008 на Wayback Machine // Советская археология. — 1986. — № 4. — С. 90—99.
- Свирин К. М. от 14 октября 2011 на Wayback Machine // История и археология Новгорода. — 2006. — Вып. 2.
- , с. 152—157.
- , с. 362—363.
- , с. 390.
- .
Литература
- Даркевич В. П. // Российская археология . — 1996. — № 4.
- Денисова И. М. Образ древнеславянского храма в русском народном искусстве // Этнографическое обозрение . — № 5. — 1992.
- // Толковый словарь живого великорусского языка : в 4 т. / авт.-сост. В. И. Даль . — 2-е изд. — СПб. : Типография М. О. Вольфа , 1880—1882.
- Идолы / Петрухин В. Я. // Славянские древности : Этнолингвистический словарь : в 5 т. / под общ. ред. Н. И. Толстого ; Институт славяноведения РАН . — М. : Межд. отношения , 1999. — Т. 2: Д (Давать) — К (Крошки). — С. 388—390. — ISBN 5-7133-0982-7 .
- Капище // Толковый словарь русского языка: В 4 т / Под ред. Д. Н. Ушакова. — М. : Сов. энцикл.: ОГИЗ, 1935—1940.
- Клейн Л. С. . — СПб. : Евразия, 2004. — 480 с. — (Magicum). — ISBN 978-5-8071-0153-7 .
- Комар О. В. // Opus Mixtum. — 2013. — № 1.
- Левкиевская Е. Е. Мифы русского народа. — М. : Астрель, 2000. — С. 442—445. — 528 с. — (Мифы народов мира). — ISBN 5-17-002811-3 .
- Русанова И. П. , Тимощук Б. А. Языческие святилища древних славян. — М. : Ладога-100, 2007. — ISBN 5-94494-051-3 .
- Святилища / Петрухин В. Я. // Славянские древности : Этнолингвистический словарь : в 5 т. / под общ. ред. Н. И. Толстого ; Институт славяноведения РАН . — М. : Межд. отношения , 2009. — Т. 4: П (Переправа через воду) — С (Сито). — С. 582—584. — ISBN 5-7133-0703-4 , 978-5-7133-1312-8.
- Седов В. В. . // Краткие сообщения Института археологии . — М. , 1953. — Т. 50 .
- Седов В. В. Восточные славяне в VI–XIII вв. — М.: Наука, 1982. — 327 с. — С. 261—268.
- Петрухин В. Я. . — 2-е изд., испр. и доп.. — М. : Форум : Неолит, 2014. — 464 с.
- Диба Юрій . // Actes testantibus. Ювілейний збірник на пошану Леонтія Войтовича / Відпов. редактор Микола Литвин (Україна: культурна спадщина, національна свідомість, державність. Збірник наукових праць. Вип. 20. Інститут українознавства ім. І. Крип’якевича НАН України). — Львів, 2011. — С. 254—288.
- Мурзін В., Ролле Р., Супруненко О. Більське городище. — Київ-Гамбург-Полтава, 1999.
- Тодорова И. Култът към мъртвите в магичните ритуали на Балканите. — В. Търново, 1994.
- Słupecki L. P. (1993). "Słowiańskie posągi bóstw". Kwartalnik Historii Kultury Materialnej . Institute of Archeology and Ethnology of the Polish Academy of Sciences. 41 : 33—69. ISSN .
- Słupecki L. P. Slavonic pagan sanctuaries, Warsaw, 1994.
- [ польск. ] . — Dom Wydawniczy Rebis, 1998. — ISBN 83-7120-688-7 . . Mity, podania i wierzenia dawnych Słowian :
- 2021-02-01
- 1