Interested Article - Ксенодохий
- 2020-01-25
- 2
Ксенодохий ( греч. ξενοδοχείον , также встречается греч. ξενών ) — в Византийской империи приют для путешественников, бедных и больных. В отличие от и , предоставлявших свои услуги на платной основе и имевших исключительно светский характер, ксенодохии являлись филантропическими учреждениями, основанными на принципах христианского гостеприимства . Термин впервые начал использоваться в правление Константина Великого и имел достаточно широкий смысл, с VI века функции ксенодохиев стали больше напоминать задачи современных госпиталей . Сопоставимые по качеству обслуживания госпитали, являвшиеся чем-то большим, чем последним пристанищем для смертельно больных и бедняков, появились в Западной Европе только во второй половине XIX века . Вопрос о роли ксенодохиев в истории медицины , степень их влияния на аналогичные учреждения в Западной Европе и, с другой стороны, влияние на ксенодохии мусульманских и т. п., является предметом многочисленных исследований.
Уже до 330 года при церквях Антиохии и Сирии существовали ксенодохии, а после того, как в 332 году император Константин выделил часть общественных налогов на эти учреждения, они стали появляться повсеместно. В правление Феодосия I их уже было большое количество в Константинополе. Относительно других частей империи сохранилось меньше информации, но, например, известно, что ксенодохии существовали даже в небольших египетских городах .
Ксенодохии основывались частными лицами, государством и монастырями. Прокопий Кесарийский рассказывает об одном таком заведении, учреждённом императором Юстинианом в Константинополе. О ксенодохии Сампсона в столице империи пишет Иоанн Малала (Chron. XVIII, 83). Известны также ксенодохии, основанные Романом I Лекапином и Иоанном II Комнином . Для последнего, находившегося при монастыре Пантократора , сохранился подробный устав, дающий детальное представление о структуре, услугах, меню пациентов, персонале и повседневной жизни этого лечебного заведения . Данный документ был впервые опубликован в 1895 году Алексеем Дмитриевским .
В отличие от слова пандохейон , понятие ксенодохий быстро распространилось по средневековой Европе. Подобные учреждения появились в Италии , Испании и Франции . В вестготской Испании VI века епископ Масона Меридский основал исп. xenodoquio , а его современник Исидор Севильский включил это слово в свои Этимологии в латинской и греческой формах, определив его как приют для паломников и бедняков. Слово также встречается в каролингской Галлии IX века в перечне филантропических терминов . В поствизантийскую эпоху термин вновь приобрёл своё первоначальное значение в греческом языке — приют для чужестранцев и, как следствие этого, в сегодняшней Греции термин ксенодохио(н) ( греч. ξενοδοχείον ), имеет только одно значение — гостиница.
Примечания
- , p. 4.
- Созомен , Церковная история, 6.31.7-8
- Также при монастыре Пантократора находился дом престарелых
- , p. xii.
- , pp. 37-38.
Литература
- Constable O. R. Housing the stranger in the Mediterranean world. — Cambridge University Press, 2004. — ISBN 978-0-511-16450-7 .
- Miller T. S. The Birth of the Hospital in the Byzantine Empire. — 1997. — 288 p. — ISBN 0-8018-2676-4 .
- The Oxford Dictionary of Byzantium : [ англ. ] : in 3 vol. / ed. by Dr. Alexander Kazhdan . — N. Y. ; Oxf. : Oxford University Press , 1991. — P. 2208. — ISBN 0-19-504652-8 .
- 2020-01-25
- 2