Генеральная линия партии
- 1 year ago
- 0
- 0
Генеральная консистория — принятое в исторической литературе название высшего коллегиального органа управления евангелическо-лютеранскими консисториями в Российской империи — Генеральной евангелическо-лютеранской консистории (с 1832 года ).
После победы в Наполеоновских войнах император Александр I под влиянием религиозно-мистических идей задался целью объединения всех протестантских (лютеранских и реформатских) церквей на территории Российской империи. Указом от 7 января 1818 года все протестанты империи объединялись в единую Евангелическую церковь с епископальным управлением, имеющую апостольскую преемственность от Церкви Швеции . В помощь епископу 20 июля 1819 года была учреждена Государственная евангелическая генеральная консистория с равным числом членов из мирян и духовенства. На неё возлагалось «производство духовных дел сего исповедания», руководство всеми протестантскими консисториями, наблюдение за исполнением церковных уставов и деятельностью протестантского духовенства, а также духовная цензура. Генеральную консисторию возглавлял светский президент, которому подчинялись вице-президент, два светских и три духовных члена (епископ и два обер-консисториальрата). Первым президентом Генеральной консистории был назначен попечитель Дерптского учебного округа Карл Андреевич Ливен , вице-президентом — статский советник (оба числились на своих постах лишь номинально, поскольку указ не был реализован). Духовным главой Евангелической церкви назначался епископ, кандидатуру которого утверждал император. Епископ Боргоский Закариас Сигнеус , переехавший в Санкт-Петербург по приглашению Александра I , в 1820 году был назначен епископом Санкт-Петербургским, возглавив реорганизованную Лютеранскую церковь России.
Введение епископского управления вызвало протест многих протестантских консисторий на местах, остзейского дворянства , а также последователей кальвинизма , отстаивавших систему общинного церковного самоуправления. Планы Александра I по созданию в Российской империи протестантской церкви с епископальным управлением постигла неудача, прежде всего из-за кончины императора.
Реорганизация Лютеранской церкви затянулась на долгие годы. Лишь в конце 1820-х годов комиссией, составленной из сотрудников Министерства духовных дел и народного просвещения и Генеральной консистории, был разработан новый устав Евангелическо-Лютеранской церкви в России. 28 декабря 1832 года он был утверждён императором Николаем I и стал законом, закрепившим включение управления протестантскими церквями в систему государственно-административного управления. Этим уставом определялся штат и полномочия нового коллегиального органа церковно-административного управления — Генеральной евангелическо-лютеранской консистории , которой передавались функции упразднённой Юстиц-коллегии Лифляндских и Эстляндских дел . В составе Генеральной консистории, подчинявшейся через посредство министра внутренних дел императору, было и так называемое «Особое заседание» для реформатских общин.
Все лютеранские общины объединялись в единую церковь. Вся территория Российской империи была разделена на 8 консисториальных округов, шесть из которых располагались в Остзейских провинциях, а остальные два — Петербургский и Московский — охватывали практически всю империю: первый — запад Европейской части России и Украину, а второй — территорию от Москвы до Тихого океана.
Генеральная консистория имела светского президента (с 1833 по 1845 гг. — граф Павел фон Тизенгаузен) и духовного вице-президента (с 1832 по 1840 г. — И. Ф. А. Фольборт). Обновлённая Генеральная консистория состояла, в свою очередь, из двух консисторий, находившихся в Москве и Санкт-Петербурге .
Все дела решались на общих заседаниях Генеральной консистории (т. н. юридиках), которые проходили дважды в год. Кроме того, при Генеральной консистории была учреждена должность прокурора.
«Закон о Евангелическо-Лютеранской церкви в России» дал российским лютеранам единые правовые основы существования и общие богослужебные правила. Новый закон обеспечивал лютеранской церкви государственную поддержку, а также способствовал развитию форм солидарной поддержки со стороны сильных общин слабым. Он дал мощный толчок в строительстве церковных зданий, образовательных и благотворительных учреждений лютеран. В этом же направлении действовала основанная в 1859 году «Вспомогательная касса для Евангелическо-лютеранских общин в России», которая также обеспечивала жалованье и пенсии духовенству и их семьям в отдалённых и бедных общинах .