Дневник писателя
- 1 year ago
- 0
- 0
«Дневни́к Писа́теля» (так у Ф. М. Достоевского) — ежемесячный журнал философско-литературной публицистики Фёдора Михайловича Достоевского , выходивший в 1876 — 1877 и 1880 — 1881 годах . Под тем же названием писатель вёл рубрику в еженедельнике «Гражданин» в 1873 году . По своему литературному типу журнал Достоевского не имеет аналогов в истории русской и мировой журналистики . По собственной концепции, широкому кругу злободневных проблем «Дневник Писателя» «по праву может быть назван энциклопедией русской жизни» .
И. Л. Волгин обращал внимание на то, что под словом «Писатель» в названии издания подразумевалось не лицо, то есть издатель Достоевский, а профессия, поскольку имя автора обозначалось в конце, как подпись под текстом. «„Дневник Писателя“ — это дневник общественной жизни, пропущенной через личное писательское восприятие. Достоевский вступает на „дневниковое“ поприще отнюдь не в качестве журналиста или публициста, а именно в качестве писателя, что, собственно, и прокламируется» . Вероятно поэтому Достоевский второе слово названия журнала писал с заглавной буквы — «Дневник Писателя». Такой вариант орфографии использует В. Н. Захаров . И. Л. Волгин рассматривает журналистские стратегии Достоевского как попытки создания гражданского общества, когда задачей максимум «Дневника писателя» заявлялся миросозидательный проект . К настоящему времени изучение «Дневника писателя» выделилось в самостоятельную отрасль достоевскознания .
Первоначально публиковался в виде отдельной рубрики «Дневник Писателя» с первого январского номера за 1873 год еженедельного журнала князя В. П. Мещерского « Гражданин », редактором которого был Достоевский . С конца августа 1873 года Достоевский прекратил выпуск раздела «Дневник писателя» и стал вести внешнеполитическую рубрику «Гражданина» «Иностранные события» . Весной 1874 года писатель вышел из редакции журнала «Гражданин», уйдя в работу над романом « Подросток », после завершения которого вернулся к публицистике и возобновил выпуск собственного журнала одного автора (моножурнала) в виде отдельного издания. При этом работа над «Дневником писателя» рассматривалась Достоевским ещё и как творческая лаборатория для подготовки материалов большого романа « Братья Карамазовы » . В 1876 и 1877 годах «Дневник» выходил самостоятельными ежемесячными выпусками, печатавшимися в типографии князя В. В. Оболенского . Затем, ввиду занятости писателя работой по созданию романа «Братья Карамазовы», появилось лишь два выпуска: августовский 1880 года и январский 1881 года (вышел посмертно).
«Дневник Писателя» пользовался большим успехом читателей по всей России, особенно среди молодёжи. При жизни писателя ежемесячные выпуски журнала за 1876 год дважды публиковались отдельными изданиями — в 1877 и 1879 годах . «Дневник Писателя» за 1877 год вышел отдельным изданием в 1878 году .
Единственным автором «Дневника писателя» был Ф. М. Достоевский, который выступал редактором , журналистом и романистом в одном лице . При этом «сотрудниками» своего моножурнала Достоевский считал своих читателей-корреспондентов , поскольку некоторые статьи создавались на основе писем подписчиков . Супруга писателя А. Г. Достоевская вела ответственную работу по подписке «Дневника писателя» и его продаже через владельцев книжных магазинов. Кроме жены большую помощь по изданию и распространению журнала оказывал метранпаж М. А. Александров , оставивший об этом свои воспоминания, в которых использовал орфографию Достоевского: «Дневник Писателя» .
В. Н. Захаров писал, что в журналистике Достоевский использовал практически все жанры: статьи , очерки , полемику , заметки , обозрения внутренней и иностранной политики, литературную критику, рецензии , предисловия, отчёты , некрологи , и проч. При этом главным из них был фельетон . Неповторимый жанр «Дневника Писателя» создавался при синтезе литературы и журналистики на фельетонной основе .
В «Дневнике Писателя» Достоевский откликался, главным образом в публицистической форме , на волновавшие его события современности. Вместе с тем «Дневник» содержит ряд художественных произведений — рассказы, очерки, воспоминания.
Критика 1870-х годов отмечала ценность этих художественных страниц «Дневника Писателя». В последний период творчества Достоевский действительно достигает поразительной силы в искусстве малых повествовательных жанров, которые он и разрабатывает в этом издании. Он создаёт новые виды философской и психологической повести («Кроткая» и «Сон смешного человека»), фантастического рассказа («Бобок»), художественных очерков современного Санкт-Петербурга («Столетняя», «Мальчик у Христа на ёлке»), художественных мемуаров с большими обобщениями и глубокими выводами («Мужик Марей»).
Первая монография по исследованию «Дневника Писателя» вышла в 1966 году в Австралии и принадлежала перу русского эмигранта, достоеведа Дмитрия Владимировича Гришина (1908—1975) . В 1971 году вышло её новое исправленное издание .
На Родине писателя в советскую эпоху научные исследования «Дневника Писателя» не поощрялись из идеологических соображений. Одним из первых достоевистов, впервые занявшихся комплексным изучением данного вопроса, стал в 1970-х годах И. Л. Волгин. До этого издавались работы узкой направленности, например, по исследованию статей, затрагивавших проблемы права, или художественных произведений, вышедших в журнале.