Interested Article - Сотапанна
- 2020-05-28
- 1
В буддизме сотапанна ( пали sotāpanna ), шротапанна ( санскр. śrotāpanna ), «вошедший в поток» — это человек, который познал Дхамму и, следовательно, отбросил первые три оковы ( пали saŋyojana ), которые связывают существо с перерождением, а именно: воззрение о существовании Я ( пали sakkāya-diṭṭhi ), привязанность к обрядам и ритуалам ( пали sīlabbata-parāmāsa ) и скептическое сомнение или неуверенность, особенно в пробуждении Будды ( пали vicikicchā ).
Слово сотапанна буквально означает «тот, кто вошел ( пали āpanna ) в поток ( пали sota )». Потоком метафорически назван Благородный восьмеричный путь , ведущий к Ниббане . Вхождение в поток ( пали sotāpatti ) — первая из четырёх стадий просветления в буддизме .
Достижение
Первый момент достижения называется путём вхождения в поток ( пали sotāpatti-magga ), когда происходит разрушение первых трёх оков . Человека, испытавшего это, называют вошедшим в поток или победителем потока ( пали sotāpanna ) .
Говорят, что сотапанна достигает интуитивного постижения Дхаммы , эта мудрость называется правильным воззрением ( пали sammā diṭṭhi ) . Непоколебимая вера (убеждённость) в Будду , Дхамму и Сангху считается одной из четырёх характеристик победителя потока ( пали sotāpannassa angāni ) . Говорят, что у сотапанны «открыт глаз Дхаммы» ( пали dhammacakka ), поскольку он осознал, что всё, имеющее начало, имеет и конец (непостоянство) .
Сотапанна в момент обретения плода своего пути ( пали sotāpatti-phala ) впервые видит проблеск своей цели — необусловленный элемент, асанкхату . Когда же вошедший в поток постигает Ниббану и, таким образом, подтверждает уверенность в ней, он становится арахантом и, говоря метафорически , может «напиться воды из колодца, встретившегося на пустынной дороге» . Сотапанна может заявить о себе так :
Я тот, кто покончил с адом, покончил с миром животных, покончил с обителью страдающих духов, покончил с состояниями лишений, с плохими уделами, с нижними мирами. Я – вступивший в поток, не прикованный более к нижним мирам, непреклонный в своей участи, устремлённый к просветлению
Для вступившего в поток остаётся три правильных пути ( пали sammatta niyāma ): однажды возвращающийся ( сакадагами ), невозвращающийся ( анагамин ) и архат . Его просветление в качестве ученика Благородных ( пали ariya-sāvaka ) становится неизбежным в течение семи жизней в мире богов и людей ; если же он прилежен ( пали appamatta, appamāda ) в практике наставлений Учителя ( пали satthāra ), он может полностью пробудиться в нынешней жизни. В будущем ему предстоит пережить мало страданий .
Ранние буддийские тексты (например, Ратана сутта Стн 2.1) говорят, что вступающий в поток больше не будет рождаться в животной утробе, в адских мирах и в мире голодных духов . Пути к несчастливым местам перерождения ( пали duggati ) для него закрыты .
Три оковы
В Палийском каноне качества сотапанны описаны следующим образом :
...есть монахи, которые отбросили три нижних оковы. Все они вступившие в поток, непреклонные, неподверженные более неблагим мирам, направляющиеся к просветлению. Вот как Дхамма хорошо провозглашена мною – чистая, открытая, очевидная, цельная и не сшитая из лоскутов.
Сотапанна устраняет три оковы :
- Воззрение о Я — веру в некую неизменную и независимую субстанцию или в то, что составное ( пали sankhata ) может быть вечным в пяти совокупностях (форма, чувства, восприятие, намерение, узнавание), и, таким образом, обладать «Я» или «моё». Сотапанна на самом деле не имеет представления о себе ( пали sakkāya-ditthi ), поскольку эта доктрина является тонкой формой привязанности .
- Привязанность к обрядам и ритуалам — представление о том, что человек может очиститься, просто выполняя ритуалы ( жертвоприношения животных, омовение , воспевание и т. д.), придерживаясь жесткого или полагаясь на бога в ожидании беспричинного деяния ( пали issara nimmāna ). Сотапанна понимает, что освобождения можно достичь только с помощью практики Благородного восьмеричного пути . Это устранение представления о том, что есть короткие пути к совершенствованию всех добродетелей.
- Скептическое сомнение — в отношении Будды, его учения (Дхаммы) и его сообщества (Сангхи). Сотапанна устраняет эти оковы, лично переживая истинную природу реальности через понимание, и это понимание подтверждает истинность учения Будды. Прозрение устраняет сомнение, потому что это форма видения ( пали dassana ), которая позволяет человеку знать ( пали ñāṇa ).
Омрачения
Согласно палийскому комментарию , сотапанна в конечном итоге оставляет шесть типов омрачений и более не совершает никаких серьёзных проступков, обусловленных следующими качествами :
- Завистью
- Ревностью
- Лицемерием
- Мошенничеством
- Клеветой
- Тиранией
Перерождение
Сотапанне не грозит впадение в состояние страдания (он не родится животным, голодным духом или адским существом). Похоть, ненависть и заблуждения у него не имеют достаточной силы, чтобы вызвать перерождение в низших мирах. Сотапанна должен будет переродиться ещё не более семи раз в человеческом или небесном мире, прежде чем достигнет Ниббаны . Но сотапанне необязательно перерождаться ещё семь раз, так как ревностный практикующий может продвинуться к более высоким ступеням в той же жизни, в которой он/она достигает уровня входящего в поток, прилагая устремление и настойчивые усилия для достижения конечной цели — Ниббаны .
Согласно Будде, сотапанны делятся на три типа, которые можно классифицировать в зависимости от их возможных перерождений :
- Тот, кто после максимум семи странствий и скитаний среди дэвов и людей положит конец страданиям ( пали sattakkhattu-parama ).
- Тот, кто, после двух или трёх странствий и скитаний по хорошим семьям положит конец страданиям ( пали kolankola ).
- Тот, кто, переродившись ещё один раз человеком, положит конец страданиям ( пали eka-bījī ).
Шесть невозможных действий
Сотапанна не может совершить шесть неправильных действий :
- Убить собственную мать.
- Убить собственного отца.
- Убить араханта .
- Злонамеренно ранить Будду до крови.
- Умышленно создать раскол в монашеской общине.
- Взять другого Учителя (кроме Будды).
Текстовые ссылки
Сутты
Будда много раз благосклонно отзывался о сотапанне, и, хотя это лишь самый «младший» из членов «ария сангхи», все другие члены сангхи приветствуют сотапанну за практику на пользу и во благо других. В литературе «ария сангха» описывается как «четвёрка», когда её рассматривают как пары, и как «восьмёрка», когда речь идёт об индивидуальных типах. Это относится к четырем надмирским плодам (достижениям, пали phala ) и соответствующим четырем надмирским путям (тех, кто практикует достижение этих плодов, пали magga ) .
Сангха учеников Благословенного, идущих по хорошему пути, идущих по прямому пути, идущих по верному пути, идущих по правильному пути, другими словами, четыре пары или восемь типов личностей – это Сангха учеников Благословенного: достойная даров, достойная гостеприимства, достойная подношений, достойная уважения, непревзойдённое поле заслуг для мира. Патхама маханама сутта. Ангуттара-никая 11.11
Это называется «памятование о Сангхе» ( пали sanghanussati ). Раздел Самъютта-никаи Саньютта-самъютта 55 посвящён сотапаннам и их достижениям.
Дхаммапада
Из стиха 178 Дхаммапады :
Достижение плода вступления в поток лучше, чем единовластное правление на земле, [лучше], чем уход на небеса, [лучше], чем владычество над целым миром.
См. также
Примечания
- / М. Т. Степанянц. — М. : Восточная литература, РАН, 2008. — С. 128. — 341 с. — ISBN 978-5-02-036338-0 , 5-02-036338-3.
- Thanissaro Bhikkhu. (англ.) . Access to Insight . 24 марта 2019 года.
- Bhikkhu Sujato. (англ.) . — Santipada, 2001. — ISBN 978-1-921842-02-3 .
- Bhikkhu Bodhi. (англ.) . www.accesstoinsight.org (1999). Дата обращения: 21 августа 2020. 17 апреля 2019 года.
- Sister Ayya Khema. (англ.) . Access to Insight. Дата обращения: 16 марта 2009. 9 февраля 2020 года.
- ↑ . theravada.ru . Дата обращения: 21 августа 2020. 23 июля 2019 года.
- . theravada.ru . Дата обращения: 21 августа 2020. 23 июля 2019 года.
- . theravada.ru . Дата обращения: 22 августа 2020. 7 марта 2019 года.
- Nyanatiloka. // (англ.) . — 4th rev. ed.. — Kandy, Sri Lanka: Buddhist Publication Society, 2004. — 258 p. — ISBN 955-24-0019-8 .
- Bhikkhu Thanissaro. (англ.) . Access to Insight . Дата обращения: 25 июня 2015. 24 июля 2020 года.
- Nyanatiloka. (англ.) . Dhamma Wiki . Дата обращения: 25 июня 2015. 24 июля 2020 года.
- . theravada.ru . Дата обращения: 22 августа 2020. 4 января 2019 года.
- . theravada.ru . Дата обращения: 22 августа 2020. 22 апреля 2019 года.
- . theravada.ru . Дата обращения: 22 августа 2020. 2 апреля 2019 года.
- . www.theravada.ru . Дата обращения: 23 августа 2020. 7 апреля 2019 года.
- . www.theravada.ru . Дата обращения: 23 августа 2020. 25 апреля 2019 года.
- Piya Tan. (англ.) . The Dharmafarers (2005). Дата обращения: 26 августа 2020. Архивировано 24 мая 2023 года.
- . www.theravada.ru . Дата обращения: 26 августа 2020. 20 февраля 2020 года.
- . www.theravada.ru . Дата обращения: 26 августа 2020. 21 февраля 2020 года.
- . www.theravada.ru . Дата обращения: 26 августа 2020. 20 февраля 2020 года.
- BhikkhuThanissaro. (англ.) . www.dhammatalks.net . Дата обращения: 23 августа 2020. 25 марта 2019 года.
- Thanissaro Bhikkhu. (англ.) . audiodharma.org . 16 декабря 2016 года.
- . www.theravada.ru . Дата обращения: 23 августа 2020. 18 апреля 2019 года.
- Nyanaponika Thera. (англ.) . Access to Insight. Дата обращения: 16 марта 2009. 2 апреля 2019 года.
- Bhikkhu Bodhi. (англ.) . Access to Insight. Дата обращения: 16 марта 2009. 22 апреля 2019 года.
- Henepola Gunaratana. (англ.) . Access to Insight. Дата обращения: 16 марта 2009. 7 апреля 2019 года.
- . theravada.ru . Дата обращения: 24 августа 2020. 5 апреля 2019 года.
- Nyanaponika Thera. (англ.) . www.accesstoinsight.org . Дата обращения: 26 августа 2020. 2 апреля 2019 года.
- (англ.) . Access to Insight. Дата обращения: 22 августа 2010. 11 марта 2019 года.
- 2020-05-28
- 1