Салливан, Луис Генри
- 1 year ago
- 0
- 0
Луис Генри Салливан ( англ. Louis Henry Sullivan ; 3 сентября 1856 — 14 апреля 1924 ) — американский архитектор , первопроходец рационализма в архитектуре XX века, отец американского модернизма . Создатель одного из первых небоскрёбов и концепции органической архитектуры , один из самых видных представителей и идеолог Чикагской школы архитектуры , учитель Фрэнка Ллойда Райта . Ему принадлежит знаменитая формула: «форма в архитектуре следует функции».
Его мать, Андриен Лист, эмигрировала в Бостон из Женевы со своими родителями, братом и сестрой (Дженни, 1836 г.р., и Жюлем, 1841 г. р.). Отец — ирландец Патрик Салливан. Оба приехали в Соединенные Штаты в конце 1840-х годов .
Салливан родился в Бостоне. Он не получил законченного профессионального образования. Недолго изучал архитектуру в Массачусетском технологическом институте (1872—1873). Его главным учителем был . Позднее Салливан уехал в Филадельфию , где работал в мастерской . Из-за долгой депрессии работа у Фёрнесса закончилась, и Салливан поехал в Чикаго , попав в ситуацию строительного бума после Великого чикагского пожара . Там он работал вместе с Уильямом Ле Барон Дженни , а менее чем через год уехал в Париж. Во Франции Салливан посещал Школу изящных искусств (1874—1875).
После возвращения в США Салливан стал снова работать архитектором. В 1879 году поступил в фирму инженера Данкмара Адлера и через два года стал его компаньоном. Их фирма называлась Adler&Sullivan и под таким названием просуществовала до 1895 года. Салливан с Адлером прекрасно дополняли друг друга. Салливан выступал как проектировщик оформления интерьеров, а Адлер разрабатывал планы, занимался инженерными коммуникациями. После того, как коллеги разошлись, заказов у Салливана стало значительно меньше. Некоторую симпатию сохранил к нему старый клиент Дэвид Майер, который в 1898 году дал заказ на постройку торгового дома Schlessinger&Meyer Store, более известного как Carson Pirie. Это был последняя большая работа для Салливана, оказавшая значительное влияние на облик города .
Использование каркасной конструкции и скоростных лифтов позволило Салливану приступить к проектированию высотных (по тогдашним меркам) административных зданий. Каркасную систему стали впоследствии именовать «чикагской конструкцией». Отправной точкой его архитектурных экспериментов были произведения Ричардсона , в которых романтическая фантазия автора органично сочеталась со строгой функциональной логикой. Первое крупное произведение архитектурного бюро «Адлер и Салливан» в Чикаго — многофункциональное здание « Аудиториум » (1886—1889), сохранившее в обработке фасадов характерные черты неороманского стиля . На рубеже XX века Салливан первым разработал концепцию высотного здания , стремясь «использовать новые пропорции и ритмику, продиктованные ячеистой структурой конторского здания» ( БСЭ ). Он изложил свои взгляды в статье «Высотное конторское здание с художественной точки зрения» (1896). Начиная с 1908 года работал в тандеме с (« дома прерий » и «алмазные шкатулки»). Однако в 1918 году объявил о своём банкротстве и закончил жизнь в бедности. Он умер в гостиничном номере в Чикаго 14 апреля 1924 года.