Interested Article - Арсений Элассонский

Арсе́ний Элассо́нский ( греч. Αρσένιος Ελασσώνος в миру — Апо́столис ; январь 1550 , с. Калориана (совр. ), близ Трикала ( Фессалия , Греция ) — 29 апреля 1625 , Суздаль ) — архиепископ Суздальский и Тарусский .

История жизни

Большая часть известных сведений о жизни Арсения Элассонского содержится в его трудах и греческом житии святителя, найденном в монастыре Сумела в Трапезунде .

Отец Арсения Феодор был священником, а мать Хрисанфи — сестра Ларисского митрополита Неофита, а также племянница святого . У Арсения было 4 старших брата — Иоасаф ( епископ Стагонский), Марк (епископ Димитриады), а также Афанасий и Пахомий (оба иеромонахи ).

Примерно в 1560 году отец Арсения умер, и его воспитание легло на плечи старшего брата Иоасафа, который и дал младшему брату первое образование. В 1568—1572 годах Арсений учился в школе дидаскала Матфея. В 1572 году Арсений стал монахом , а несколькими днями позже митрополит Иеремия возвёл его в сан иеродиакона . После смерти старшего брата Иоасафа, Арсений жил в монастыре Дусику, где в 1579 году он стал иеромонахом . В конце 1579 года был назначен священником Патриаршего храма Паммакаристос.

Монограмма епископа Арсения из «Грамматики доброглаголивого еллинословенского языка» (Львов, 1591)

21 февраля 1584 года Арсений становится архиепископом Димоника и Элассона . В 1585 году по наставлению Патриарха отправился с посольством в Москву, чтобы помянуть душу ушедшего из жизни царя Иоанна IV Васильевича Грозного . На обратном пути Арсений остановился во Львове , где остался, возглавил в качестве ректора высшую братскую школу , в которой около двух лет преподавал греческий и церковнославянский языки, а также руководил написанием греко-славянской грамматики, напечатанной в 1591 г. под названием « Адельфотес . Грамматіка доброглаголиваго еллинословенскаго языка. Совершеннаго искуства осми частей слова. Ко наказанїю многоименитому Російському роду».

В 1588 году Арсений Элассонский сопровождал патриарха Иеремию по пути в Москву, где они вместе вели переговоры о введении в России Патриаршества. В 1589 году в Успенском соборе Арсений принял участие в избрании Патриарха всея Руси , в том числе и доставил акт избрания царю. Также участвовал при рукоположении святого митрополита Иова в Патриарха. Получив разрешение от царя оставаться в Москве, Арсений поселился недалеко от царского дворца в Кремле .

В 1597 году Арсений стал архиепископом Архангельского собора в Московском Кремле . В 1599 году царь Борис Годунов пожаловал архиепископу Архангельскому земли в Боровском , Клинском и Московском уездах. Арсений на получаемые с этих земель доходы построил несколько храмов в Москве, в том числе церковь во имя Чуда архистратига Михаила в московском Андрониковом монастыре . В течение последующих лет Арсений постоянно выделял средства на строительства новых храмов и церквей в Подмосковье .

Архиепископ Арсений. Неизвестный художник, XIX в.

Автор записок «Описание путешествия в Московию» (1588 — 1589 гг.). Он принимал участие в венчании Лжедмитрия I на царство, в том числе лично возложил на него шапку Мономаха . Также архиепископ Архангельский принимал участие в короновании Марины Мнишек , жены царя-самозванца. Присутствовал при расправе с Лжедмитрием I и избрании нового царя — Василия Иоанновича Шуйского . При нём же появился и Лжедмитрий II . Во время пожара в Кремле Арсений тоже пострадал, огонь добрался и до его дома. В 1611 году Арсений возглавил московское православное духовенство, в качестве главы которого вёл переговоры с королём Сигизмундом III . В конце 1612 года, как считается, ему явился образ преподобного Сергия Радонежского , предсказавший конец российских бедствий в ближайшем времени. В конце года Арсений со всем московским духовенством встречал русское войско. А в мае 1613 года он встретил Михаила Феодоровича Романова с его матерью и сопроводил их до царских гробниц, где отслужил молебен .

В 1613 году он стал архиепископом Тверским и Кашинским, с сохранением титула архиепископа Архангельского. В этом же году участвовал в Земском соборе , где подписался шестым в соборной грамоте по избранию на царство Михаила Фёдоровича , с титулом архиепископа Архангельского .

Предположительно в 1615 году был назначен на Суздальскую кафедру, где получил титул архиепископа Суздальского и Тарусского. После этого он был освобождён от служения в Архангельском соборе, поэтому титул архиепископа Архангельского потерял.

В 1620 году архиепископ Суздальский святитель участвовал в постановлении «О крещении латынь и о их ересех». В 1625 году Арсений принимал участие в расследовании чудотворного воздействия Казанской иконы Божией Матери . В этом же году Арсений Элассонский скончался и был погребён в суздальском кафедральном Богородице-Рождественском соборе .

В 1660 году над его могилой построили деревянную гробницу и написали его образ, в некоторых храмах начали появляться иконы с его ликом.

В 1668 году Суздальский архиепископ Стефан обрёл нетленные мощи Арсения Элассонского. В Кайдаловских святцах конца XVII века отмечены дни памяти святителя (29 апреля) и обретения его мощей (28 апреля). Канонизирован в 1982 году с включением имени в Собор Владимирских святых .

22 февраля 2015 года состоялось перенесение мощей святителя Арсения Элассонского из Богородице-Рождественского собора в Успенскую церковь города Суздаля .

Некоторые интересные свидетельства архиепископа

Рака с мощами святителя Арсения Элассонского в Богородице-Рождественском соборе Кремля. Архитектор В. А. Звёздкин. Перенесена в Успенскую церковь Суздаля.

Интересно сообщение Арсения Грека о шедевре московских ювелиров: « Этот же царь Борис Годунов устроил плащаницу с изображениями Господа Христа с Божиею Матерью, двенадцатью апостолами и Иосифом и Никодимом из чистого кованого золота, тонкой работы, достойной удивления. На изображение Господа Христа пошло чистого золота 200 литр и на каждого апостола по 200 литр » . Впоследствии Исаак Масса отметил, что этот шедевр был отправлен в Польшу лже-Димитрием .

Примечания

  1. Утвержденная грамота об избрании на Московское государство Михаила Фёдоровича Романова//Воспроизведена Импер. О-ом истории и древностей российск. при Моск. Универс. под набл. С.А. Белокурова. С. Синодальная тип. 1904 г. стр. 22.
  2. . Дата обращения: 6 октября 2017. 7 октября 2017 года.
  3. Арсений Елассонский. Хроники смутного времени. — М: Фонд Сергея Дубова, 1998

Литература

  • Оглоблин Н. Арсений, архиепископ Элассонский и его «Описание путешествия в Московию» // Историческая библиотека. 1879. — № 9. — С. 48—74.
  • Δημητρακόπουλος, Φώτιος Ἀρ. Σχολεῖα Τρικάλων στὰ μέσα τοῦ 16ου αἰώνα καὶ ἡ παιδεία τοῦ Ἀρσενίου Ἐλασσόνος // Τρικαλινά. 1985. — № 5. — σσ. 79-106
  • Вахрина В. И., Маштафаров А. В. , Флоря Б. Н. // Православная энциклопедия . — М. , 2001. — Т. III : « Анфимий Афанасий ». — С. 442—446. — 752 с. — 40 000 экз. ISBN 5-89572-008-0 .
  • Авдеев А. Г. Арсений Елассонский — архиепископ Тверской и Кашинский // Поволжский вестник науки. Научный журнал Поволжского православного института имени Святителя Алексия Московского. 2020. — № 3 (17). — С. 14-16.
  • Воробьёв П. А. // Палеоросия. Древняя Русь: во времени, в личностях, в идеях. — 2022. — Вып. 4 (20) . — С. 82-94 .

Ссылки

  • . Восточная литература . Дата обращения: 3 марта 2011.
  • Арсений архиепископ Элассонский и его «Описание путешествия в Московию». (1588-89 гг.) // Историческая библиотека, № 9. 1879 . Восточная литература . Дата обращения: 3 марта 2011.
  • Арсений Елассонский. Мемуары из русской истории. // Хроники смутного времени. М. Фонд Сергея Дубова. 1998. стр. 165—210 . . . Восточная литература . Дата обращения: 3 марта 2011.
Источник —

Same as Арсений Элассонский